Лексический план по средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Камышенцева Ольга Юрьевна

Лексический план отражает совместную работу по развитию речи детей воспитателя и  учителя - дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskiy_plan.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование занятий в средней группе

Месяц

Неделя

Содержание коррекционной работы

Темы занятий (Воспитатель)

Сентябрь

1.

Развивать зрительное восприятие. Учить различать предметы по размеру.

1. Знакомство с новой группой.

2.

Учить детей с нарушением зрения ориентировке в микропространстве.

1. В гостях у Бабушки — Загадушки

2. Ознакомление с малыми фолькл. формами            

3.

Учить ребенка внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопрос «Кто это?», называть членов семьи отвечать на вопрос «Какая (-ой)?», активизировать в речи прилагательные «добрая», «красивая», «строгий», «молодой», «старая»; понимать и использовать в активной речи обобщающее слово «семья».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

1. Путешествие в осень.

2.

4.

Упражнять детей в названии своего имени, фамилии. Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Физминутка «Гном»

1. Путешествие в город геометрических фигур

2. Магазин игрушек

Октябрь

1.

Различать четыре основных цвета, находить игрушки заданного цвета по просьбе взрослого. Учить осязательно-зрительным способам узнавать шар, куб, кирпичик; называть формы предметов простой конфигурации.

Физминутка «Мяч».

1. Путешествие в осенний лес

2. Рассказывание рнс «Репка».

2.

Дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое  место за столом.

1. Игрушки, которые живут в младшей группе.

2. Рассматривание картины «Играем с матрешками»

3.

Закреплять знания об овощах: называть их величину (большой, маленький), цвет (красный, зеленый, желтый), форму (круглый, овальный), вкусовые качества (сладкий, горький), называть овощи – «огурец», «репа», «помидор», «капуста», «морковь», «свекла», «лук», «горох»; понимать и использовать в речи обобщающее слово «овощи».

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Физминутка «В огороде»

1. Фрукты. Сочинение сказки

2. Строение растений - овощи

4.

Закреплять знания об овощах. Совершенствовать слухозрительное восприятие: узнавать названные овощи по муляжам и картинкам.

1. Опасные предметы

2. Мы такие разные

Ноябрь

1.

Расширять представление об окружающем; рассказывать об осенних признаках с опорой на мнемокарту; употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных – «листочки», «тучки». Учить узнавать и называть точным словом четыре основных цвета: различать красно-желтый, сине-зеленый, желто-зеленый.

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Физминутка «Капля».

1. «Осень золотая».

2. Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

2.

Учить показывать части своего тела по словесной инструкции. Учить детей определять направление по отношению к себе: спереди – сзади, справа – слева, далеко – близко, вверху – внизу. Упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически).

Физминутка «Это я».

1. Как птицы и звери к зиме готовятся

2. Дикие животные леса

3.

Активизировать в речи названия предметов одежды – «кофта», «юбка», «трусы», «майка», «колготки» и деталей кофты – «рукава», «воротник», «карманы», «пуговицы». Знать и называть предметы, необходимые для шитья одежды – «ножницы», «нитки», «игла».

Развивать соотносящиеся практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой).

Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела».

Физминутка «Платье».

1. Знакомство с понятием «Одежда».

2. Приключения Дюймовочки.

4.

Правильно называть предметы обуви, одежды. Группировать предметы по назначению. Обучение ориентировке в названиях действий. Расширение пассивного глагольного словаря «надевать». Воспитание аккуратности. Ориентироваться в четырех основных цветах и использовать в экспрессивной речи прилагательные, обозначающие цвет.

Пальчиковая гимнастика «Ножки».

Физминутка «Оденем Алешу».

1. Составление рассказа Мебель

2. Мебель, дом, жилище.

Декабрь

1.

Знакомить детей с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Развивать умение мануальным действием показывать величину: учить зрительно узнавать один и тот же предмет в двух величинах (большой - маленький). Учить практическим способам находить большие и маленькие предметы в групповой комнате.

Пальчиковая гимнастика «Стул».

Физминутка «Кроватка».

1. Знакомство с обобщающим понятием «Мебель».

2. Рассказывание сказки Л.Толстого «Три медведя».

2.

Обучать ориентировке в комнате с использованием слов, выражающих пространственные отношения. Развитие конструктивного праксиса.

1. Мебель для Хрюши (с/р игра «Магазин»).

2. Сказка про кроватку.

3. Квартира куклы Светы.

3.

Рассматривать сюжетную картину; выделять главное; отвечать на вопросы взрослого: кто?, что?, где?, когда?

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Физминутка «1,2,3,4,5 мы во двор пошли гулять».

1. «Елочка»

2. Рассказывание русской народной сказки

«Снегурушка и лиса»

4.

Запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из двух-трех действий. Учим отгадывать загадки.

Физминутка «Елка».

1. Зима белоснежная

2. Рассматривание картины «Зимой на прогулке».

Январь

1.

Индивидуальные занятия.

2.

Индивидуальные занятия.

3.

Уточняем представление о зиме. Слушать рассказ и рассматривать картинку; видеть в картине сюжет, отвечать на вопросы.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Физминутка «На дворе большой мороз»

1. Как спасаются звери от стужи зимой.

2. Рассказывание по картине «Зимние забавы».

4.

Формирование словаря существительных «Посуда», «Продукты питания» в наблюдениях выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения (повар варит суп, жарит картофель, печет пирожки).

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Физминутка «Каша».

1. День рождения у куклы Наташи. Д/и «Научим куклу заваривать чай и сервировать стол».

2. Целевое посещение кухни д/с.

Февраль

1.

Локализовать красный цвет из сине-зеленых цветов, желтый из сине-красных, зеленый из красно-синих, синий из красно-желтых. Учить выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии округлой и угольной формы.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Физминутка «Чашка».

1. Знакомство с обобщающим понятием «Посуда».

2. Сказка про большую синюю чашку.

2.

Упражнять детей в определении положения предмета в пространстве. Активизация речевого подражания. Различение высоких и низких звуков.

Пальчиковая гимнастика «Курочка».

Физминутка «Петух».

1. Рассматривание картины «Курица и цыплята».

2. Чтение сказки В.Сутеева «Цыпленок и утенок».

3.

Формирование словаря существительных «Домашние птицы». Учить отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картины.

Пальчиковая гимнастика «Гусь».

Физминутка «Петух».

1. Домашние птицы.

2. Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».

4.

Учить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопрос: «Кто это?», «Что это?» Выделять признаки и качества «Какой», а также действия, связанные с ним.

Пальчиковая гимнастика «Кто-то в гости к нам спешит».

Физминутка «Петух».

1. Составление рассказа по схеме на тему «Про любимого котенка».

2. Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?».

Март

1.

Развитие конструктивного праксиса. Закрепление знаний основных четырех цветов. Учить локализовать красный цвет из желто-оранжевых цветов, желтый из зелено-синих, зеленый из сине-щелтых., синий из красно-зеленых.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Физминутка «Подарок маме».

1. «Мамин праздник»

2.

Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами: на, в, под, за, из, с, около.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Физминутка «Веселые зверята».

1.Путешествие в лес. Знакомство с дикими животными.

2. «В гостях у белочки»

3.

Закрепление навыков работы с разрезными картинками («фигурный» разрез)

Пальчиковая гимнастика «Сорока».

Физминутка «Ворона».

1. «Дикие птицы»

2. Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко»

4.

Развитие речевого слуха, упражнение в узнавании и различении звуковых сигналов

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка».

Физминутка «Воробей».

1. «Наблюдение за птицами».

2. Чтение рассказа Н.Романовой «Умная ворона».

Апрель

1.

Учить зрительным способом узнавать, называть, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) четырех основных цветов. Вводить светлые и темные тона основных цветов.

Пальчиковая гимнастика «Капели».

Физминутка «Зима прошла».

1. «Весна»

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

2.

Знакомить с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Физминутка «… мы веселые лучи…».

1. «Беседа о весне». Рассматривание весенних пейзажей.

2. Заучивание стихотворения «Травка зеленееет».

3.

Упражнять  в умении подбирать предметную картинку к объемному предмету с постепенным установлением полной идентичности. Учить осязательно-зрительным способам обследовать предмет по плану.

Пальчиковая гимнастика «Пароход».

Физминутка «Грузовик».

1. «Транспорт».

2. Сравнение грузового и легкового автомобилей.

4.

Наблюдение за движением машин. Обучение детей ходьбе по тротуару парами. Наблюдение за движением людей на переходе. Наблюдение за огнями светофоров. Выделять звуки на улице, ориентироваться  на них.

Пальчиковая гимнастика «Пароход».

Физминутка «Поливальная машина».

1. «Транспорт». Описание игрушки.

2. Какие бывают машины.

(Скорая, милиция, пожарная)

Май

1.

Индивидуальные занятия

2.

Познакомить со строением цветка, используя мнемокарту.

Пальчиковая гимнастика «Красные цветы».

Физминутка «Одуванчик».

1. «Цветы»

3.

Различать насекомых по внешнему виду. Обогащение словаря. (Насекомые, части насекомых).

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки».

Физминутка «Бабочка».

1. «Насекомые»

2. Чтение В.Сутеева «Кораблик»

4.

Познакомить со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная. Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Пальчиковая гимнастика «дождик капал понемногу».

Физминутка «Лей, дождик, лей».

1. «Здравствуй, лето»

2. Лето, нам всегда нужна вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексический план в младшей группе

Лексический план по развитию речи и ознакомлению с окружающим в младшей группе содержит тематику, программное содержание и совместную работу учителя - дефектолога и воспитателя....

Конспект НОД "Познание"- (ФЭМП) по лексической теме "Посуда" (средняя группа)

В данном конспекте представлено занятие  средней группы детского сада . Образовательная область-познание (ФЭМП), по лекической теме "Посуда". Занятие называется "У бабушки Федоры".  В него в...

Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе

Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....

Логопедическая тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем в средней группе для детей с ОНР (фрагмент)

Данная тетрадь является адаптированным вариантом предлагаемых пособий на печатной основе для детей с ОНР и предложена нами для родителей. Задания тетради рассчитаны на весь учебный год и включают сист...

картотека игр по лексическим темам для средней группы

картотека игр по лексическим темам для средней группы...

Лексические темы для средней группы на весь учебный год.

Это подборка лексических тем для средней группы на целый учебный год....

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию. Лексическая тема « Насекомые» (Средняя группа)

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию.Лексическая тема « Насекомые»(Средняя группа)Тема художественно-эстетического развития: аппликация из кругов «Божия коровка»Задачи:«Познавател...