Мы со сказкой неразлучны.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

О роли сказки в жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_skazka_nerazluchny.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы со сказкой неразлучны».

НАШ ДЕВИЗ:

 МЫ СО СКАЗКОЙ НЕРАЗЛУЧНЫ,

НАМ БЕЗ СКАЗКИ ОЧЕНЬ СКУЧНО,

МНОГО СКАЗОК МЫ ЧИТАЕМ,

И ВО СНЕ ВСЕГДА ЛЕТАЕМ!

        Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой  сторон речи.

За время работы заметила, что больший интерес дошкольники проявляют к сказке. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, сказок.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — главные особенности сказок.

Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий  на познание ребенка.

 

 Народная сказка в системе воспитания решает следующие  задачи:

-донесение в доступной  форме до сознания детей общих для  всех народов ценностей;                                                                              

- воспитание  любви  ко всем людям и природе;

-расширение кругозора и представлений о мире;

-заложение нравственных основ и начал;

-развитие связной речи.

     

  При использовании сказки на занятиях преследую такие цели:

•      Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

•      Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

•      Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

•      Развитие диалогической и монологической речи.

•      Эффективность игровой мотивации детской речи.

•      Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

•      Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

•      Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Формы работы со сказкой:

—пересказ по вопросам;

—подсказка  слова  или фразы;

—совместный пересказ ребенка и педагога;

—отраженный пересказ;

—пересказ по частям;

— пересказ по сюжетным картинкам;

—пересказ по ролям;

—хоровое проговаривание;

— игра-драматизация;

— инсценировки сказок.

 Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом.

Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации дошкольников.

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову ребенка, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ребенка.

Можно начать с укрепления чувства “открытости”. Потому что в первое время дети боятся, стесняются, но если ребенка   поощрять, когда я  сравниваю успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. У ребенка появляется стремление сделать лучше, передать образ лучше всех. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

В дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею.

Игровые моменты успешно вносятся и в организацию занятия. Занятия с элементами игровых ситуаций увлекает дошкольника. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны, встреча с разными героями сказок в ходе которого, дети на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения воспитателя и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей. Дети получают огромное удовольствие к инсценированию сказки. Дети становятся веселыми, эмоциональными, готовы целыми днями рассказывать о понравившемся герое. Также готовим для родителей сказки. Родители любуются своими детьми, удивляясь, что такие маленькие дети могут «передать героя»: речь, мимику, интонацию, жесты…

Также была сделана стенгазета на тему: «Почему я люблю сказки» Дети давали удивительные ответы. (см. фото), которые очень удивили меня. А я была за них рада.

Родители с интересом читали ответы детей.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Дошкольники охотно берут на себя игровые роли на занятиях–  и на основе роли активно овладевают языком.

Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

"Неразлучные друзья – это вся моя семья!" Досуг для детей и родителей с использованием ТРИЗ-РТВ, ИКТ.

Этот досуг для детей и родителей направлен на воспитание чувства единения семьи; чувства сплочения; желание сделать близким и дорогим людям приятное.Презентация делает его боле...

Сценарий праздника с участием детей и родителей «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

Задачи  нравственного  воспитания  в группе  общеразвивающей  направленности  для  детей  4-5  лет:1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой ...

Неразлучные друзья - взрослые и дети

Нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание. Современное состояние экологической обстановки создает огромную проблему здоровья людей, проблему ...

"Неразлучные друзья – это вся моя семья!" Досуг для детей и родителей с использованием ТРИЗ-РТВ, ИКТ.

Этот досуг для детей и родителей направлен на воспитание чувства единения семьи; чувства сплочения; желание сделать близким и дорогим людям приятное.Презентация делает его более увлекательным и интере...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Неразлучные друзья, есть на белом свете. Неразлучные друзья, взрослые и дети» (1-ая младшая группа)

Консультация для родителей, котороя укрепит взаимосвязь между родителями и детьми 3-го года жизни....