Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по этой теме из личного опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

Современный ребенок 5-6 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, без труда  пересказывать,  хорошо уметь составлять рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Именно с такими детьми я работаю.

 Дети, поступающие в наш детский сад, имеют разные формы речевой паталогии.  Дети с ОНР (дети с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) имеют речевую паталогию, при которой нарушается (у каждого по разному) формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения. При этом  бывает нарушена, как смысловая, так и произносительная сторона речи. Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, прежде всего, монологической. Для их высказываний (пересказов, различных видов рассказов)  характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные моменты сюжета и обеднять содержательную сторону речи.      Еще одной проблемой  в развитии и воспитании детей с ОНР является то, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной и интеллектуальной сферы. У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти  у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий. Одна из основных задач коррекционной работы с детьми с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Работа по развитию связной речи у нас ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказов и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, работа с загадкой. В процессе работы я столкнулась с тем, что малоэффективными оказались пути обучения, при которых я использовала общеизвестные методы, рассчитанные на работу с нормально развивающимися детьми. Пересказы, составление рассказов, процесс запоминания стихов и загадок вызывал у детей большие затруднения, они допускали большое количество ошибок, как в последовательности передачи событий, так и в формировании и озвучивании мысли средствами  языка, с трудом запоминали тексты. Учеными выделяются два основных  фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания. Поэтому перспективным направлением совершенствования  процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ОНР, активным методом организации мыслительной деятельности детей, на мой взгляд, является использование наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко и др.)  Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. В качестве средства воспитания выступает модель. О.М.Дьяченко определяет модель, во-первых, как образец какого-либо изделия; во-вторых, как уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. С.Н.Николаева считает, что модель – это предметное, графическое или действительное изображение чего-либо. Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, считают развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Основные типы моделей, которыми овладеваю дети в средней группе – графический план, используемый, прежде всего при ознакомлении с пространственными отношениями, а также графические модели предметов.

Моделирование используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей для обобщения у них преставлений об окружающем. Модели применяются в процессе умственного воспитания на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим. Я же более подробно коснусь использования моделирования на занятиях по развитию речи.

В качестве моделей и схем  я использую стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи; схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых  действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей текста.

Модели, схемы использую  на занятиях по развитию связной речи и  заучиванию. В качестве примера рассмотрим фрагменты занятий, которые наиболее ярко отражают  содержание моей работы. Начинаю использовать работу со схемой уже со средней группы. Называю это - составление рассказов с использованием опорных картинок.      В занятии на тему «Дикие животные весной» дети, наряду с выполнением других заданий, были включены в процесс составления рассказов по определенной сюжетной линии (по опорным картинкам).

Воспитатель: « Дети, звери очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как    вы будете составлять рассказы.    Сначала, вы назовете животное, о котором будете рассказывать. Вот этот вопросительный знак напомнит вам об этом (показываю карточку, на ней изображен вопросительный знак в рамочке). Потом вы скажете, где живет это зверь. Вот эта картинка подскажет вам (показываю карточку, на ней схематичное изображение леса). Потом вы перечислите то, отличает этого зверя от всех других. Вот эта картинка подскажет вам (показываю карточку, на ней изображены два контрастных по величине круга). Потом вы скажете, что делает этот зверь весной. Вот эта картинка поможет вам (показываю карточку, на ней схематичное изображение капели и солнца). Подумайте о ком и что вы будете рассказывать».

Применение опорных картинок значительно облегчает детям процесс составления рассказов, дети говорят связно. Воспитателю не требуется задавать дополнительные вопросы.  Дети получают эмоциональное удовлетворение от своего рассказа и в дальнейшем уже не страшатся такого рода заданий.     В старших группах применяю различного типа модели, схемы и  при пересказах. Задаваемые после прочтения рассказа, сказки  вопросы, позволяют отметить, что использование моделей повышают уровень восприятия содержания рассказа, сказки,  дети лучше понимают  смысл произведения, без затруднения пересказывают после двукратного повторения, при этом сохраняется логическая последовательность содержания рассказа, увеличивается возможность детей передать образность языка.      

Использую наглядные модели и при составлении рассказов по восприятию, рассказов  из коллективного и личного опыта. В данном случае использую модели,  представляющие собой опорные стилизованные картинки, схемы соответствующие основным частям рассказа. Изображение на картинках помогает детям легко справляться с заданием, строить свои высказывания последовательно, связно, пользоваться распространенными предложениями. Использование схем  при составлении рассказов оказывает влияние на грамматическую структуру предложения: первоначально дети строят двухсложные предложения (например «снег идет»), после обучения -  начинают использовать в речи распространенные предложения  (например «идет белый пушистый снег) Кроме того, у детей складывается определенный алгоритм построения рассказа. Например, если это рассказ о времени года, то нужно сначала рассказать о явлениях неживой природы, потом о том, что происходит в живой природе, а потом уже о том, что делает человек в это время года (труд, игры, забавы). При описании предмета: сначала его нужно назвать, потом рассказать, как он выглядит (перечислить  какой он), потом сказать из чего сделан, а потом рассказать, какие действия с ним можно выполнять, чем он нравится...  Естественно, что прием наглядного моделирования на занятиях  использую не постоянно, так как это может ограничивать творчество детей. Здесь важно найти разумное сочетание всех методов и приемов обучения детей связной речи.

  Определенную трудность вызывает у детей с ОНР и разучивание стихотворений. А использование моделей в виде контурных рисунков (уменьшенное воспроизведение предметов и явлений живой и неживой природы), стилизованных моделей « ключевых слов» значительно повышает продуктивность запоминания, а   так же увеличивает долговременность запоминания. В практике своей работы часто использую при заучивании стихотворений такой прием, как «изготовление книжки и запись в нее стихотворения». Использую этот прием в старших группах. На самом первом из занятий, такого типа, объясняю детям, что сегодня они будут делать книжку. В книжке много страничек. В книжке мы будем делать рисунки. Каждая страничка-рисунок будет о чем-то рассказывать, чтобы потом книжку можно было «читать». Далее изготавливаем первую книжку. Делим альбомный лист на 8 частей. При этом сгибается лист 1 раз пополам по горизонтали и 2 раза пополам по вертикали. Линии сгиба прочерчиваем карандашом, чтобы отделить страничку от странички. Такой лист, иногда, по мере необходимости, разрезаем ножницами по горизонтали и 2 полоски (по 4 рисунка на каждой) соединяем скотчем в одну, а иногда используем в целом виде.    Приведу пример фрагмент занятия по заучиванию стихотворения с использованием таких книжек.

Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель!»

С.Маршак

Апрель! Апрель! (на первой страничке рисуем  буквы: А! А!)

На дворе звенит капель, (на второй изображаем капель)

По полям бегут ручьи, (на третьей изображаем волнистый ручеек)

На дорогах лужи. (на четвертой изображаем лужи)

Скоро выйдут муравьи (на пятой изображаем  муравьев со снежинками)

После зимней стужи.

 Пробирается медведь (на шестой изображаем  голову мишки и валежник)

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь (на седьмой изображаем голову птицы с открытым клювом и нотки)

И расцвел подснежник. (на восьмой изображаем подснежник)

         После первичного чтения стихотворения предлагаю детям сделать зарисовку на каждый отрывок стихотворения. Читаю по строчкам и рисую в своей  «книжке» на доске, а дети повторяют мои рисунки в своих книжках (чтобы ускорить процесс изготовления книжки на занятии, делаем изображение простым карандашом, а после занятия можно предложить детям разукрасить свои рисунки). Каждая строка стихотворения – схема. После зарисовки читаю стихотворение и предлагаю детям всем вместе прочесть со мной, продвигая свой пальчик по страничкам книги.  А потом читаем индивидуально по  своим книжкам. За год у детей набирается много таких книжек. Храним их в индивидуальных конвертах. Использую их для индивидуальной работы с детьми, а так же дети могут пользоваться ими самостоятельно. Детям очень нравится работа с такими книжками, ведь они становятся взрослее, т. к. «читают» по книжкам.

Сложными в понимании и заучивании для детей с ОНР являются загадки. Загадка- это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны. В своей работе я так же использую модели  и схемы при работе с загадкой, но только в старших группах. Я  коснусь только той части работы, которая касается заучивания, облегчения понимания загадок. Не каждую загадку можно представить с помощью схем или моделей, рисунков. В основном, использую этот метод для заучивания загадок, содержащих отрицание. Использую стилизованные  и схематичные изображения реальных  предметов.  В построении этих  загадок, перечисление признаков перемежается с указанием на то, чем или кем является заданный объект.

Загадка.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром в садик, днем – домой. (Валенки)

Сер, да не волк

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь. ( Осел)

В качестве моделей использую стилизованные или схематичные  изображения предметов. Располагаю схемы попарно (одна схема – утверждение, другая  отрицание или наоборот, то, что отрицается - перечеркиваю).

При этом важно учитывать, что выбранное схематичное изображение должно соответствовать не только содержанию загадки, но и возможностям детей.

В своей работе я постаралась показать  возможность и эффективность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР. Следует отметить, что применения данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым, активизируя их познавательную активность, развивает мыслительную деятельность.

Список литературы:

  1. Вахрушева Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – Киров, 2006.
  2. Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию /Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - №3. -1982.
  3. Нищева Н. В. Программа коррекционно – развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи /
  4. Нищева Н.В. Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи /
  5. Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников /Н.Н Поддьяков, А.Н. Поддьяков. – Н. Новгород, 1999
  6. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевого развития дошкольников ...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...


 

Комментарии

Лысова Елена Васильевна

Интересная и эффективная статья из личного опыта. Молодцы!