Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Валиева Файруза Ягудовна

Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.
Ребенок шести - семи лет очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные в очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».
Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи.

Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Ребенок шести - семи лет очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные в очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно. Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка.

1. Овладение звуковым составом слова.

Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом - в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

2. Понимание грамматического строя.

 Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных  понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов. Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово - это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.

3. Развитие словарного запаса. 

Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

Недостаточность развития фонематического слуха:

• неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

• неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

В возрасте шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка - без должного развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».

Игры для овладения звуковым составом слова

«Длиннее-короче»

Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.

«Чудесный мешочек»

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй - выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.

«Подбери слово»

Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:

1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак...), а и т.д.

2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.

3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос...)?

4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка...).

5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.

6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.

7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

«Назови слово»

Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

«Хлоп-хлоп»

Ребенку дают задание:

1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с (в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г - хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

«Придумай новое слово»

Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Закончи слово»

Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.

«Кто сильнее?»

Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.

«Буквы вокруг меня»

Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б - букет, В - ваза, Г - гардероб, Д - диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.

«Найди по букве»

Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.

Вариант игры назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.

«Найди слово с буквой...» Ребенку предлагают следующие задания.

Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.

 «Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

Игры для развития словарного запаса ребенка

«Добавь слово»

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

«Слово за слово»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

«Словесное домино»

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время - не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

«Признаки слов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».

«Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

«Четвертый лишний»

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

«Слова-неприятели»

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

«Нарисуй слово»

Ребенку дается задание: «К каждому из названных мною слов сделайте какой-либо рисунок». Примерный перечень слов:

Грузовик, гнев, веселая игра, наказание, умная кошка, трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, темный лес, радость, теплый ветер, деньги, день, хороший друг, глухая старушка. После окончания выполнения задания детей по рисункам просят вспомнить, какие слова были названы. Задание можно повторять несколько раз в различное время (с разными словами).

«Составь образ»

Ребенку дают спички. Взрослый диктует слова, а ребенок должен составить из спичек образ, который это слово вызывает (спички можно ломать). По окончании по созданным образам он должен воспроизвести слова. Возможно использование слов: дом, птица, самолет, коробка, ежик, елочка, кораблик и т.д.

«Уменьшение»

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».

«Назови детеныша»

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

«Разноцветные слова»

Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Например: Продукты - молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы - изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и так далее.

«Найди слово»

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.

«Смешные слова»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: только веселые слова, Первый игрок произносит «Смех», второй - «Клоун», третий - «Шутка» и т.д. Играют до тех пор, пока запас слов не иссякнет. Таким образом можно играть в колючие слова, зеленые слова (круглые, холодные, вкусные, твердые и т.д.).

«Магазин»

В магазине несколько отделов: «Посуда», «Мебель», «Орудия труда» и т.д. Ребенок подходит к нужному отделу и «покупает» товар. Он получает товар только тогда, когда он правильно формулирует свою просьбу и правильно называет товар. 

Литература:

Придумай слово. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе

Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна " ( 13.04- 17.04)

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна "

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...