Играя, развиваем речь.Пальчиковая гимнастика.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Заика Татьяна Сергеевна

Непосредственная деятельность  способствует развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций ( память, внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Эти все функции тесно связаны с развитием речи,  способствуя ее  развитию.

Ученые,  изучающие  деятельность  детского мозга,  психику  детей,  отмечают  большое стимулирующее  значение  функции руки. Сотрудники Института  физиологии  детей и подростков  АПН установили,  что уровень  развития  речи  детей  находится  в прямой зависимости от степени сформированности  тонких  движений  пальцев  рук.

Так,  на основе  проведенных  опытов и обследования  детей  была  выявлена  закономерность:   если развитие  движений  пальцев  соответствует  возрасту, то и речевое развитие  находится в пределах нормы.  Если  же  развитие  движений пальцев  отстает, то задерживается речевое  развитие, хотя  общая моторика при этом  может  быть  нормальной и даже выше нормы.    Уровень  сформированности  мелкой  моторики во многом  определяет  успешность освоения  изобразительных,  музыкально – исполнительских,  конструктивных, трудовых  умений,  освоения  родным  языком,  развития  первоначальных  навыков  письма..         Однако  этот  развивающий  потенциал  может  быть  реализован  лишь  в  том  случае,  если  движения рук  дошкольника  будут  носить  осмысленный  характер, а  сами руки  станут  своеобразным и  орудиями  детского  воображения.  Активно  участвуя  в  зарождении  и  передаче образов воображения, движущиеся  руки  способны  в  буквальном  смысле  слова  приоткрыть дверь  завтрашний день  ребенка и очень  многому   научить его  голову.   Желательно,  чтобы  ребенок не только  создавал и воплощал посредством  движений  собственных рук те или иные  образы, но  еще и эмоционально  вживался в них,  больше  того,  входил в целостное  психосамотическое   состояние,  задаваемое образом,  прислушивался к своим  телесным  ощущениям.

 

Цели:

--- развивать  мелкую  моторику  рук  и  высших  корковых  функций  (память,  внимания,  мышления,  восприятия,  воображения наблюдательность)

---формировать  чувство  уверенности  у  ребенка,  готовить  малыша к счету

---осознание  понятия  выше или  ниже,  сверху  и  снизу,  право и лево

 

Умелые пальчики

 

Развиваем  пальчики – развиваем  речь

 

 

 

 

Составила  педагог – психолог

МОДУ № 28 «Петушок»

Заика Т.С.

2011год.

 

Период  пальчиковых  игр – важный этап  развития  малыша. Эти игры  благоприятствуют  совершенствованию  мелкой  моторики  и  способствуют  развитию  речи  ребенка. 

Знакомство  с  названиями  пальцев

--Где большой пальчик?

Где наш  старший  мальчик  ( из кулака  показывается  только  большой  палец)

--Вот  я здесь( палец  сгибается --  кивает)

--Как ты  поживаешь?

--Хорошо,  спасибо ( кулак  вместе  с  пальцем  качается  из  стороны  в  сторону)

--Где  указательный  наш  пальчик?

Где  второй  наш  мальчик  ( из кулака  показывается  только  указательный  палец)

--Вот  я  здесь  ( палец  сгибается  --  кивает)

Как ты  поживаешь?

--Хорошо,  спасибо (кулак  вместе  с  пальчиком  качается  из  стороны  в  сторону)

--Где  наш  средний  пальчик?

Где  наш  третий  мальчик  (из  кулака  показывается  только  средний  палец)

--Вот  я  здесь

--Как  ты  поживаешь?

--Хорошо , спасибо  (кулак  вместе  с  пальчиком  качается  из  стороны  в  сторону)

--Где  четвертый  пальчик?

Безымянный  мальчик( из  кулака  показывается  только  безымянный  палец)

---Вот  я  здесь

--Как ты поживаешь?

--Хорошо. (кулак вместе  с  пальчиком  качается  из  стороны  в  сторону)

--Где  же  пятый  пальчик?

Где наш  младший  мальчик?

Где  мизинец  (показывается  только  мизинец)

--Вот  я  здесь

--Как ты  поживаешь?

--Хорошо,  спасибо  (кулак  вместе  с пальчиком  качается  из  стороны  в  сторону)

--Где  все  наши  пальчики?

Где  все наши  мальчики?

--Вот  мы  здесь! (растопыриваем  все  пальцы)

Пальчиковая  семья

Этот  пальчик  --  дедушка  ( выпрямляется  большой  палец)

Этот  пальчик  --  бабушка(вып.  Указательный)

Этот  пальчик  --  папочка( выпрям  средний)

Это  пальчик  --  мамочка( выпр безымянный)

А  вот  этот  пальчик  --  я (вып  мизинец)

Вот и вся моя  семья!  ( сгибаем  пальцы  в  кулак)

Наша  семейка

Раз  уселась  на  скамейке

Наша  дружная  семейка:

Самой  первой  села  мама  ( загибаем  указательный  палец)

Рядом  --  строгий  наш  отец(загиб  средний)

Следом  братец  и  сестрица( загиб  по  очереди  безымян  и  средний)

Ну, а  мне  где  поместиться  (загибаем большой палец, образуя  кулак)

Мальчик  --  пальчик

Мальчик – пальчик,  где  ты  был  ( покачиваем  большим пальцем)

С этим пальцем в лес ходил(загибаем указательный палец)

А с  этим пальцем  щи  варил(загиб  средний  палец)

А с этим пальцем  кашу  ел(загиб безымянный)

А с этим  пальцем  песни пел,  песни  пел( покачиваем  мизинцем)

Раз, два,  три,  четыре,  пять!

Вышли  пальчики  гулять(выпрямляем  по  очереди  все пальцы)

Этот  пальчик – гриб  нашел  ( загибаем  большой  палец)

Этот пальчик  --  чистит  стол(загиб.  указательный)

Этот  --  резал  (загиб.  средний)

Этот  --  ел  (загиб.безымянный)

Ну,  а  этот  лишь  глядел  (  шевелим  мизинцем)

Шевелим  по  очереди  всеми  пальчиками,  о  которых  говорим

Маленький  мизинчик  горько—горько  плачет,

Безымянный  говорит:  что  все  это  значит?

Средний  палец  очень гордый --  разговаривать  не  хочет.

Указательный  спросил: может  кушать  хочет?

А  большой  бежит,  бежит, тащит  риса  ложку,

Говорит:  не  плачь,  малыш,  на , поешь  немножко!

Кошка  и  горшок  с  молоком

В кухне нашей под  столом стоит  крынка  с  молоком

(складываем  из  большого  и  всех  остальных  пальцев  левой руки  кружок)

К крынке  кошка  подошла  (идем  указательным и средним  пальцем  правой  руки)

Сверху  сливки  попила  (указательным  пальцем  делаем  лакающие  движения  в  кружке,  изображающем  горшок)

Глубже сунулась  в  горшок: молочка  напьюсь  я  впрок( засовываем  палец  в  кружок – горшок)

Что  случилось? Ой – ой-ой!  Кошка  крутит  головой  (крутим  головой)

Налакалась  молока -  не  уйти  ей  из  горшка!  (пытаемся  вытянуть  палец  из  кружка)

С  головой  горшок  не  слез.  С  ним и  убежала  в  лес! ( топоча  пальцами  руки  по  столу,  показываем,  как  кошка  убежала)

Заяц  и  кочан  капусты

Встал  зайчишка  рано  (кончики  пальцев  одной  руки  образуют  мордочку, а выпрямленные  указательный и средний  пальцы --  уши)

Вышел  на  полянку. По опушке  к  лесу  шел(идем  пальцами  по  столу)

И большой  кочан  нашел(кулак  другой  руки) 

Стал  зайчишка с  хрустом грызть  кочан  капусты: хруст – хруст   -- хруст(заяц  грызет кулак  и  причмокивает)

Съел, свалился  под  куст и уснул. Проснулся,  сладко  потянулся  ( с  усилием  растопыриваем  все  пальцы)

А  домой  добрался – долго  отдувался( показываем,  как заяц  движется  по  столу)

Кисель

Бабушка  кисель  варила  на  горушечке(правая  рука  помешивает  кисель,  кончики  пальцев  правой  и  левой  руки  соединяются,  руки  расходятся  углом)

Для  Андрюшечки (ладонь  правой  руки  ложится  на  грудь)

Летел – летел соколок( ладони  скрещиваются,  большие  пальцы  рук  зацепляются  друг  за  друга и  помахивают,  как  крылья)

Через  бабушкин  порог. Вот  он  крыльями  забил, бабушкин  кисель  разлил. Вот и нету  киселькав черепушечке  ( руки несколько  раз  сильно  ударяют по  бокам.  Затем вытягиваются  вперед  и  вниз.  Пальцы  растопыриваются.  Руки  разводятся  в стороны и  снова  показывают  горшок -  черепушечку)

У старушечки  на  горушечки  (кончики  пальцев  правой и  левой  руки  соединяются.  Руки  расходятся  углом)

Бабка  плачет:  ай – ай- ай! (руки  утирают  слезы)

Не  плачь.  Бабка. Не  рыдай! (указательный  палец  правой  руки грозит)

Чтоб ты  стала  весела.  Мы  наварим  киселя  ( правая  рука  помешивает  кисель)

В о- о—о – от  столько! (руки  расходятся  широко  в  стороны)

Банька

Кончики  пальцев  левой и правой  рук  взрослого  смыкаются, ладони  расходятся  под  углом  -  выстроена  банька.  Ребенок  проводит  указательным  пальцем  между  пальцами  взрослого  прося:  пусти  в  баньку!

Не  протопил  еще  -- отвечает  взрослый.  Другой  палец  малыша  пытается  попасть  в  щель  между  другими  пальцами  взрослого:

Пусти  в  баньку.

Мыльца нет.

Так  поочередно  каждый  пальчик  малыша  просится  в  баньку  --  взрослый  отвечает: Водичка  холодна!  Или  Веничка  нет.  Наконец  взрослый  зовет:  ну иди!

Малыш  просовывает  палец  между  ладонями  взрослого  и  старается  тотчас  же  выдернуть  его до того,  как  взрослый,  зажав  палец  ладонями,  начнет  его  тереть, приговаривая:  Тру – тру  малыша,  будет  чистеньким.

Маша – хозяйка

Наша - то  Маша  сметлива  была, всем в избе  работу  нынче  задала( хлопки в ладоши: то правая, то левая  рука  сверху)

Плошечку  собачка моет языком(большой палец  правой  руки – ухо – оттопырен,  указательный  согнут, остальные выпрямлены,  собачка  наклоняется  к  плошке --  округленной  левой  ладони,  моет  ее  --  мизинец  двигается  в  сторону  и обратно.)

Мышка  подбирает  крошки  под  столом  (согнутые мизинец и указательный  палец  правой  руки – ушки, сомкнутые и  сложенные  средний, безымянный и большой ----  мордочка,  мышка  пощипывает  выпрямленную  левую  ладонь)

Кошка под  окошком(пальцы  правой  руки  собраны,  как при фигуре  мышка,  но  пальцы,  изображающие  мордочку,  не  прогнуты, а округлены)

Когтями  скребет(пальцы  правой  руки  скребут  ладонь  левой)

Курочка  в  сережках  избушку метет(правая ладонь  подметает выпрямленную  левую)

Вымела избушку, потрусила  голичек  (веник)  (энергичное  встряхивание  пальцев  правой  руки)

Лег  голичек под  порог на  бочек(расслабленная  правая  рука  ложится  на  колени,  сверху  ее  накрывает  левая  рука

Меленки

Ребенок  и  взрослый садятся  друг  против  друга,  каждый  сжимает  руки  в замок.  Взрослый  произносит:  Моя  пашет!  --- вытягивая  указательный  палец  правой  руки. Ребенок  повторяет  движение,  также  вытягивая  указательный  палец  правой.  Затем  ребенок  отвечает  взрослому:  Моя  сеет! --- вытягивая  указательный  палец  левой  руки. Взрослый , повторив  движение  ребенка, продолжает: Моя  спеет!  --  вытягивая  средний  палец  правой  руки.  Ребенок,  повторив  движение,  отвечает:  Моя  жнет!  --  поднимая  средний  палец  левой  руки.  (продолжая, пока  все  пальцы  не  переберем)

Кто  быстрее

Разучить  фигуры:

Крючки        Руки сжаты  в  кулаки, мизинцы  сцеплены  друг  с  другом

Цепочка    Сцепляются  колечки,  образованные  сомкнутыми  большими  пальцами  и  мизинцами  правой  и  левой  рук

Слоник   Чтобы  ребенок  мог  показывать  с  помощью  рук  слоника,  нужно  поставить  его  правую  руку  на  выпрямленную  левую.  Указательный  и  безымянный  пальцы  --  это  передние  ноги  слона , большой  и  мизинец --  задние  ноги, а  вытянутый  средний  палец --  хобот

Тяни – толкай  Руки, направленные  тыльными  сторонами  друг  к  дружке, сплетаются  так,  чтобы средний и безымянный  пальцы  нижней  руки  были  направлены  вверх, а те  же  пальцы  верхней руки  --  вниз)

Мячик  Чтобы  изобразить  мячик,  нужно  округленные  ладони  наложить  одна  на  другую

Домик  Руки  направлены  вверх.  Большой ,  указательный и средний пальцы  каждой  руки  прижаты  к  ладоням.  Основания ладоней  и  кончиков  безымянных  пальцев  соприкасаются. Мизинец  правой  руки  встает  вертикально  --  это  труба

Цветок  Руки  направлены  вверх.  Ладони  соприкасаются  своими  основаниями.  Пальцы  разведены  в  стороны  и  немного  прогнуты  --  это  лепестки                                               

 Игра: называем  фигуру – ребенок показывает ее. Темп  увеличиваем.

Идем  в  гости

К  Жене  гости прибежали  ( пальчики  бегут по столу)

Все  друг  другу  руки  жали  (делаем  несколько  дружеских  рукопожатий)

Здравствуй,  Жора(больш и указат  пальцы  соединяются  подушечками,  образуя  колечки)

Здравствуй,  Жанна  (соединяются  подушечки  больших  и средних пальцев)

Рад, Сережа(соединяем в приветствии  больш  и безымян  пальчики)

Рад, Саша  (приветствуют  друг  друга  больш  пальчики  и  мизинчики)

Не  хотите ль  пирожок  ( ладошки  соединяют  в виде  пирожка)

Может  коржик(показать  раскрытые  ладошки)

Иль  рожок  (сожмем  кулачки  на  обеих  руках)

Вот  конфет  вам  на  дорожку  ( малыш  раскрывает  ладошки, а вы стучите  по ним,  изображая  сыплющееся  конфетки)

Все  берите  понемножку( малыш  щиплет  свою  ладошку,  как бы собирая  конфетки)

С ручек  все  стряхнули  крошки(трясем  кистями  рук)

И  захлопали  в  ладошки!

О  левой  и  правой  руке

Смотрите!  Две  руки: правая  и  левая. Они  в  ладоши  могут   бить  --и  правая  и  левая(хлопаем)  Они  мне  могут  нос  зажать  -- и  правая  и  левая   (зажимаем нос )                                                         Рот  мне  могут   прикрывать  --  и правая  и  левая                                                                                       Дорогу  могут  показать  --и  правая  и  левая  А  если  кто – то  завопит,  и  правая  и  левая  помогут  уши  мне  заткнуть   (затыкаем  уши)                                                                                                                       С  руками  я  всегда  дружу --  и с  правою  и  с левою!  И  могут  ласковыми  быть  и  правая  и  левая!  Обнимут  вас  ,  ко  мне  прижмут  --  и  правая  и  левая (обхватите  себя  руками)

Мышиная  семья

Это  папа – мышь  (показываем  большой  палец)

Он  красивый,  как  все  мышки: у него  мягкая  шкурка  (гладим одной  рукой  кисть  другой  руки)

У  него  большие  уши(рисуем пальцем  в  воздухе уши)

У  него  острый  носик(складываем  кончики пальцев вместе  и  приставляем  к  носу)

А хвост --  во-о-о-от  такой(показываем  руками  отрезок  длиной  около  30 см)

Это  мама  --  мышь  ( показываем  указательный  палец),

Она  красивая,  как  все  мышки:

У  нее  мягкая  шкурка(гладим  одной  рукой  кисть  другой  руки)

У  нее  хорошенькие  ушки  ( рисуем  пальцем  в  воздухе  уши)

У  нее  острый  носок(складываем  кончики  пальцев  вместе  и  приставляем  к  носу)

А  хвост --  во-о-о-от  такой  (показываем  руками  отрезок  около  20  сантиметров)

Этот  брат -  мышь  (показ средний палец)

У  него  мягкая  шкурка  (гладим  одной  рукой  кисть  другой  руки)

У  него  чумазые  ушки( рисуем  пальцем  в  воздухе  уши)

И  острый  нос(складываем  кончики  пальцев  вместе  и  приставляем  к  носу)

А  хвост  ---во-о-о-от  такой  (показ отрезок  15  сантиметров)

Это  сестра—мышь  (показ  безымян  палец)

Она  красивая,  как  все  мышки:

У  нее  шелковистая  шкурка  (гладим  одной  рукой  кисть  другой  руки)

В  ушах  сережки(рисуем  пальцем  в  воздухе  уши)

У  нее  острый  носок  (складываем  кончики  пальцев  вместе  и  приставляем  к  носу)

А  хвост --- во-о-о-от  такой(показываем  руками  отрезок  длиной  10  см)

А  это  мышка—малышка  (показ  мизинца)

Она  совсем  не  похожа  на  других  мышей)

Шерстка  у  нее  гладкая( гладим  одной  рукой  кисть  другой  руки)

Ушки  маленькие  ( рисуем  пальцем  в  воздухе  уши)

Носик  остренький  ( складываем  кончики  пальцев  вместе  и  приставляем  к  носу)

А  хвост  -- во-о-от  такой( показываем  руками  отрезок  5  сантиметров)

 

Пальчиковая  игротерапия

 Упражнение  « ЦАП»

Психолог  поднимает  руку  и  вытягивает  ее  вперед.  Дети  приставляют   указательные  пальцы  к  ладони  снизу,  а  сами  движутся  по  кругу  под  слова :

Кто  под  крышей?

Кошки,  мышки,

Зайцы и зайчишки,

Папа,  мама,  жаба,  ЦАП!

Услышав  слово  « цап» , нужно  быстро  отдернуть  пальцы,  иначе  водящий  схватит  палец  зазевавшегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения  для  средней  группы.

Цели

 При  выполнении заданий  у  детей  развиваются  восприятие,  внимание,  действенно --  образные  формы  мышления .

Упражнения  способствуют  развитию  воображения,  уверенности  в  себе  в ходе  решения  каких – либо  новых  задач,  созданию  положительного  эмоционального  настроя,  активизации  биологически  активных  точек  кожи,  расположенных  на  руке.

Лепим  умелую  и  уверенную  руку.

Ребенку  предлагается  побывать  в  роли  скульптора,  который  воплощает  в  материале  свои  представления  о  таких  человеческих  качествах,  как умелость и уверенность.  Материалом  является  рука  самого  ребенка .  Другая  рука  выполняет  ваятельные  функции.

Ваятель  разминает  глину,  добиваясь  пластичности   материала (руки). Затем ,  работая  с  каждым  пальцем (разминая,  разглаживая  его)  он  придает  ему  особый  характер.  Большой  палец  должен  быть  сильным,  добрым,  выступающим основой  и  опорой  для  всех  остальных  (это – папа). Указательный  палец  --  строгий,  следящий  за  порядком,  контролирующий  ( это – мама). Средний  палец – главный  помощник  родителей – старший  брат.  Безымянный  палец – кроткая,  немногословная,  но  очень  трудолюбивая  сестричка.  Мизинец – маленький  помощник  всех  остальных  членов  семьи, хотя  иногда  довольно  непослушный ( это – младший  братик).  Только  такая  крепкая  семья  может  решать  сложные  задачи,  уверенно  преодолевать  возникающие  при  этом  трудности.

После  того  как  скульптор  поработал  с  пальчиками,  он  оценивает  свое  творение  в  целом ( ощупывает, поглаживает  пальцы,  ладошку, тыльную  сторону  руки)

 

Пальчики здороваются.

Кончик  большого  пальца  правой  руки  поочередно  касается  кончиков  указательного,  среднего, безымянного  и мизинца.

Слоненок.

Средний  палец  выставлен  вперед – хобот, а  указательный  и  безымянный  --  ноги. Слоненок  идет  по  столу.

 

 

Корни  деревьев

Кисти рук  сплетены,  растопыренные  пальцы  опущены  вниз.

 

Домик

Дом  стоит  с  трубой  и  крышей,

На  балкон  гулять  я  вышел. ( Ладони  направлены  под  углом, кончики пальцев  соприкасаются, средний  палец  правой  руки  поднят  вверх,  мизинцы  касаются  друг  друга, выполняя  прямую  линию, труба, балкон)

Флажок

Я в руке  флажок  держу,

И  ребятам  им  машу(Четыре  пальца – указательный,  средний,  безымян и мизинец  -- вместе, большой  опущен  вниз)

Очки

Бабушка  очки  надела

И внучонка  разглядела(большой палец  правой и левой  руки  вместе с остальными  образуют  колечко.Колечко  поднести  к глазам)

Шарик

Надуваем  быстро  шарик.

Он становится  большой.

Вдруг  шар  лопнул, воздух  вышел,

Стал  он тонкий и худой. ( Пальчики в « щепотке» Дуем на них, при этом пальчики  принимают  форму  шара. Воздух  выходит – исходное  положение.)

Лодка

Лодочка  плывет  по  речке,

Оставляя  на  реке  колечки( Обе ладони  поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням)

Пароход

Пароход  плывет по речке, И  пыхтит он,  словно  печка( обе ладони  поставлены на ребро, мизинцы  прижаты, а большие пальцы подняты  вверх)

Цепочка

Пальчики  перебираем

И цепочку  получаем(  Большой  и  указат   пальцы   в  кольце. Через  него  попеременно  пропускаются  колечки  из  пальчиков.)

Стул

Ножки,  спинка и сиденье  --

Вот  вам  стул  на  удивленье  (Левая  ладонь  вертикально  вверх.  К  ее нижней  части  приставляется  кулачок)

Стол

У стола  четыре  ножки,

Сверху  крышка, как  ладошка  ( Левая рука  в  кулачок. Сверху  опускается  ладошка )

Грабли

Листья  падают  в  саду,

Я  их  граблями  смету( Ладони  на  себя,  пальчики  переплетены  между  собой,  выпрямлены и тоже  направлены  на  себя)

Скворечник

Скворец  в  скворечнике живет

И  песню  звонкую  поет  (Ладошки вертикально  поставлены друг  к  другу, мизинцы  прижаты,  а  большие  пальцы  загнуты  вовнутрь)

Елка

Елка  быстро  получается,

Если  пальчики  сцепляются.

Локотки  ты  подними,

Пальчики  разведи.  (  Ладони  от  себя,  пальчики  пропускаются  между  собой. Ладони  под  углом  друг  к  другу. Пальчики  выставляются  вперед. Локотки  к  корпусу  не  прижимаются.)

Корзинка

В  лес  корзинку  я  беру

И  грибы  в  нее  кладу  ( ладони на себя,  пальчики  переплетаются  и  локотки  разводятся  в  стороны. Ладони  как бы  разъезжаются,  и  между  пальцами  образуются  зазоры ) Большие  пальчики  образуют  ручку.

 

Пчелиный  улей

Вот  маленький  улей, где  пчелы  спрятались,

Где  их  никто  не  увидит.  (Сжать  пальцы  в  кулак. Рассмотреть  «улей»)

Вот  они  появились  из  улья

1  2  3  4   5   з  з  з  з  з( по одному  пальцы  разжать ) Пчелы  улетают.

Яблоня

У  дороги  яблоня  стоит,

А на  ветке яблоко  висит  ( соединить  руки  над  головой  в виде  круга )

Сильно  ветку  я  потряс,

Вот и яблочко  у  нас. ( Энергично  потрясти  руками )

В  сладко  яблочко  вопьюсь,

Ах,  какой приятный  вкус!!  ( погладить  живот )

 

Дерево

У леса ствол, на стволе много веток,

А  листья на ветках зеленого цвета  (прижать руки тыльной стороной  друг к другу. Пальцы растопырены и  подняты вверх. Шевелить кистями  и пальцами )

 

Игра  « Перчатка»

Психолог,  проговаривая  текст  игры,  сопровождает  его  движениями.  Повт.  3 – 4 раза  в медленном  темпе.

Веселая  мышка

Перчатку  нашла,

Раскрываем  ладошку,  пальцы  растопырены  ( перчатка ).  Поворачиваем  руки  то  ладонью,  то  тыльной  стороной  вверх.

Гнездо  в  ней  устроив,

Складываем  ладоши  «ковшом»

Мышат  позвала

Сгибаем – разгибаем  пальцы  «зовущий»  жест

Им  корочку  хлеба

Дала  покусать,

Кончиком  большого  пальца  поочередно  стучим  по  кончикам  остальных  пальчиков

Погладила  всех

Большим  пальцем  гладим  остальные ,  скользящим  от  мизинца  к  указательному

И  отправила  спать.

Ладони  прижимаем  друг  к  другу,  кладем  под  щеку  (спим)

 

Во  дворе

Повстречались : 

Два  котенка  --  мяу  --  мяу,

Два  щенка  --  гав  --  гав,

Два  утенка  --  кря  --  кря,

Два  гуся  га  --  га,

Два  быка  му  --  му,  смотри  какие  рога!

Дети  складывают  ладошки  и  здороваются  каждым  пальчиком,  в  конце  показывают  «рога»,  вытянув  указательный  палец  и  мизинец.  Сначала  в одну  сторону,  а затем  в  другую  ( повтор  3-4- раза )

 

Черепашка

Черепашка,  черепашка

В  панцире  живет

Высунет  голову,  обратно  уберет!

Положить  кулачки  на  колени,  тихонько  постукивать  ими,  затем  высунуть  указательный  палец  и  убрать  обратно.  (повтор  3 -4 раза)

 

Прогулка

Пошли  пальчики  гулять

(пальцы  обеих  рук  сжаты в кулаки,   большие  пальцы  опущены  вниз  и  как  бы  прыжками  двигаются  по  столу )

А вторые  догонять.

( ритмичные  движения  по  столу  указательных  пальцев )

Третьи  пальчики  бегом.

( движения  средних  пальцев  в  быстром  темпе )

А  четвертые  пешком.

(медленное  движение  безымянных  пальцев  по  поверхности  стола )

Пятый  пальчик  поскакал

(  ритмичное  касание  поверхности  стола  обоими  мизинцами )

И в конце  пути  упал.

(  хлопок  обоими  кулаками  по  поверхности  стола )

Засолка  капусты

Мы капусту  рубим

( резкие  движения прямыми  кистями  вниз  и  вверх )

Мы  морковку  мнем,

(  пальцы  обеих  рук  сжаты  в  кулаки,  движение  кулаков  к  себе  и от  себя )

Мы  капусту  солим,

(  движения  пальцев,  имитирующие  посыпание  солью  из  щепотки )

Мы  капусту  жмем.

(  интенсивно  сжимаются  пальцы  обеих рук  в  кулаки )

Дом и ворота

На  полянке  дом  стоит.

(  пальцы  обеих  рук  --  под  углом  друг к другу,  широко  расставлены,  соприкасаются  только  кончики  пальцев )

Ну, а к  дому  путь  закрыт.

( ладони  обеих  рук  повернуты  к себе,  большие  пальцы  --  вверх,  остальные  вместе  в  горизонтальном  положении,  кончики  средних  пальцев  соприкасаются )

Мы  ворота  открываем,

(  ладони  ставятся  параллельно  друг  к  другу )

В  этот  домик  приглашаем

(  пальцы  обеих  рук  --  под  углом  друг  к  другу,  широко  расставлены,  соприкасаются  кончики  одноименных  пальцев )

Встреча  друзей

Поочередно  прикасаться  пальцами  одной  руки  к  пальцам  другой,  делая  ими  вращательные  движения  ( по  часовой  стрелке )

Клавиши  и  струны

Имитация  игры  на  клавишах  и  щипковых  музыкальных  инструментов  под  муз  сопровождение.

Подарок

Ребенку  предлагается  жестами  показать,  какой  подарок  он  дарит  своему  товарищу.

Мытье  рук

Вместе  с детьми  проимитировать  процедуру   мытья  рук  под  струей  воды с разным  напором.

Напор – нормальный.  Движение рук  --  широкие,  неспешные,  плавные…  но  вдруг  напор  уменьшился . Движения  становятся  более  сосредоточенными и немного  напряженными  --  воду  приходится  растирать  по  поверхности  рук,  следя,  чтобы  был  промыт  каждый  участок  этой  поверхности.   И  вот  уже  струйка  совсем  отощала.  Мы с  силой  втираем  воду  в  кожу,  напряженно  смыкая  поверхности  обеих  рук,  начинаем  торопиться.  Но неожиданно  напор  становится  нормальным,  и  мы  опять  моем  руки  привычным  способом.  Задание  повторяется.

 

 

 

Упражнения  для  старшей  и  подготовительной  групп

Цели

Развитие  эмоциональной  выразительности  движений,  создание  общего  позитивного  психосоматического  фона  путем  воздействия  на  биологически  активные  точки  кожи

Развитие  воображения,  тактильной  чувствительности, способности  к  передаче и  восприятию  эмоционального  настроя

Развитие  речи  и  подготовке  к  письму

Развитие  выразительности  движений,  умения  ориентироваться  на  слово  при  построении  действия ( что  является  важнейшим  показателем  произвольности  как  действий  ребенка,  так и его  внимания )

 

Цветы

Выполняется  под  текстовое  сопровождение

Наши  алые  цветы

Распускают  лепестки ( Сложенные  в  виде бутона  ладони  крепко  прижимаются  боковыми  поверхностями и подушечками  пальцев  друг  к другу,  затем, раскрываясь,  имитируют  распускающийся  цветок )

Наши  алые  цветы

Закрывают  лепестки  ( пальцы  соединяются,  снова  образуя  бутон )

Тихо  засыпают,

Головой  качают.  ( круговые  движения  кистями,  сложенными  в  виде  бутона )

Прикосновение

Мы  так  долго  рисовали,  наши  пальчики  устали,

Мы  немного  отдохнем,  снова  рисовать  начнем  ( встряхивают  кисти  рук )

Что  за  странное  явленье? Появилась  вдруг  стена –

Очень  прочная  она. (с усилием  давят  на  воображаемую  стену )

Это  дверь или  окно? –Нам  проверить  суждено…( разглаживая  воображаемую  поверхность,  рисуют  ладошками  форму  прямоугольника,  квадрата. )

Это  все --  таки  окно,  только  грязное  оно!

Ну,  друзья,  помоем  стекла --  станет  в  комнате  светло. ( круговые  движения  по  воображаемому  стеклу,  движения  вверх  --  вниз,  из  стороны в  сторону )

Дело  сделано  на  славу!

Время  отдохнуть  пришло ( встряхивая  кисти, дети  расслабленно  манипулируют  пальцами рук )

Угадай,  что  нарисовано

Дети  выбирают  двух  водящих,  которые  стоят  друг за другом  лицом к играющим.  По команде  водящий  рисует  пальцем  на спине  у ребенка  какие  --  либо  фигуры  ( круг,  квадрат,  треугольник…) Стоящий  впереди  должен  догадаться,  какая  фигура  изображена  у  него  на  спине. Он  изображает  нарисованное  рукой ( головой,  носом..)  в  воздухе,  ногой  на поверхности  пола.  Дети  должны  отгадать,  какой  рисунок был  нарисован  вторым  игроком  на  спине  первого.

 

Завтрак

Куры,  петухи, индюшки  наклевалися  петрушки,

Закусили  лебедой, побежали  за  водой!  ( руки подняты  на  уровне  груди. На  каждое  слово   пальчики  поочередно  прижимаются  к  большому  пальцу )

 

Волшебные  орешки

Покатилось,  покатилось  Олино  колечко.

Покатилось,  покатилось  с  нашего  крылечка.

Кто  колечко  найдет?  Кто  с  крылечка  сойдет?

( вращают  один  орех,  с  усилием  прижимают  его  ладонью  другой  руки. Или  делают  орехом круговые  движения  на  тыльной  стороне  кисти  одной  руки,  прижав  его  ладонью  другой )

 

Пчелиный улей

Вот маленький  улей,  где  пчелы  спрятались,

Где их никто  не увидит  (  сжать пальцы в кулак. Рассмотреть  улей )

Вот  они  появились  из  улья  1…2…3…4….5….  ( по  одному  пальцы  разжать, пчелы  улетают )

 

Яблоня

У дороги  яблоня  стоит, а на ветке  яблоко  висит.  ( соединить  руки  над головой в виде круга )

Сильно  ветку я потряс, вот и яблочко у нас ( энергично потрясти руками )

В  сладко  яблочко  вопьюсь, ах, какой  приятный  вкус!  (  погладить  живот )

 

Моя  семья

1---2---3---4--  кто  живет  в моей  квартире? (  хлопки  пальцами,  основания  ладоней  сомкнуты и неподвижны )

1---2---3---4---5--  всех  могу  пересчитать ( пальцы  рук  сомкнуты,  а основаниями  ладоней хлопают )

Папа,  мама,  брат,  сестренка, кошка  Мурка,  два  котенка,

Мой  щегол, сверчок  и  Я --  вот и вся  моя  семья!! (  поочередное  поглаживание , массаж, всех пальцев )

 

Радужные  брызги

Встряхивание  расслабленными  кистями  в различном  ритме,  имитирующее  разбрызгивание  капель  воды. Дети  пытаются  обрызгать  друг  друга. Далее  им  предлагается  представить , как капли  воды  разлетаются  в  разные  стороны, переливаясь на солнце  цветами  радуги.  «Куда  летят  брызги?»  «Какого  они  цвета ?»

 

Двое  разговаривают     ( сжать  обе  кисти  в кулак,  большие  пальцы вытянуты  вверх,  приблизить их  друг к другу )

Стол   ( правую  кисть  сжать  в  кулак, на нее  сверху  положить  горизонтально кисть  левой руки)

Улитка  ( положить  правую руку на  стол, поднять  указательный и средний  пальцы, расставить их)

Ножницы   Указательный и средний пальцы  правой и левой  руки имитируют стрижку  ножницами )

Ежик   ( ладони  соединить, прямые  пальцы  выставить  вверх )

 

Корзинка

В лес  корзинку  я  беру и грибы  в нее  кладу  ( Пальчики переплетаются и локти разводятся  в  стороны. Ладони  как  бы  разъезжаются, и между  пальцами  образуются  зазоры. Большие  пальчики  образуют  ручку. )

Колокольчик

Колокольчик  все  звенит,  язычком  он  шевелит   ( тыльные  стороны  рук  обращены  вверх,  пальцы  обеих  рук  скрещены.  Средний  палец  правой  руки  опущен  вниз,  и ребенок  им  свободно  вращает.  )

Собака

У собаки  острый  носик,  есть и шейка,  есть и хвостик  ( правая  ладонь  на  ребро,  на себя.  Большой  палец  вверх. Указательный,  средн  безымян – вместе.  Мизинец  попеременно  опускается  и  поднимается. )

Елка

Елка  быстро  получается,  если  пальчики  сцепляются,

Локотки  ты  подними, пальчики  ты  разведи  ( пальчики  пропускаются  между  собой,  ладони  под углом друг к другу. Пальчики  выставляются вперед. )

Кошка

А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в  ее норушке      ( средн  и  безым  пальцы  упираются в большой.  Указат  и мизинец  подняты  вверх.  )

Мышка

Серенький  комок  сидит и бумажкой  все  шуршит.   ( средн  и  безым  пальцы  упираются  в большой.  Указат  и  мизинец  согнуты в дуги и прижаты к среднему  и безым  пальцам  )

Зайка  и  ушки

Ушки  длинные у зайки,  из кустов  они  торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит  своих  зайчат   (пальчики в кулачок.  Выставить  вверх  указат  и  средний  пальцы.  Ими  шевелить в стороны и вперед. )

Зайчик в норке

У елки на пригорке  спрятался  зайчишка в норке  (Указат и мизин  правой  руки  упираются в указат и мизинец  левой.  Средний  и безым  пальцы  правой  руки  подняты  и разведены в стороны, большой палец  прижат )

Зайка  и  барабан

Зайка  взял  свой  барабан и ударил  трам – трам --  трам.  (пальчики в кулачек.  Указательный и средний  пальцы  вверх,  они  прижаты. Безым и мизинец  стучит по большому пальцу. )

Лошадка

У лошадки  вьется  грива, бьет копытами  игриво. (  Правая  ладонь  на  ребре от  себя. Большой  палец кверху.  Сверху  на  нее  накладывается  левая  ладонь  под  углом, образуя  пальчиками  гриву.  Большой  палец  кверху.  Два  больших пальца  образуют уши )

Зайка  и зеркало

Зайка в  зеркало  глядит и ушами шевелит    (Левая  ладонь кверху,  делаем козу. Сверху на нее накладываем правую  руку,  которая  тоже  изображает  козу, тыльной стороной  вверх,  выставляем вверх и вниз средние и безым  пальцы  обеих  рук и двигаем ими в  противоположные стороны.

Коза

У  козы  торчат рога,  может забодать она.  ( указат  и  мизинец  выставлены  вперед )

Гусь

Гусь  стоит  и все  гогочет, ущипнуть  тебя он хочет  (Ладонь  поб прямым  углом.  Указат  палец  опирается  на большой. Все пальцы  прижаты  друг к другу. )

Петушок

Петушок  стоит  весь яркий, гребешок он чистит  лапкой.   ( Указат палец  опирается  на большой. Остальные  пальцы подняты  вверх )

Курочка

Курочка  прыг на крыльцо,  и снесла  тебе  яйцо    (Большой и указат  пальцы образуют  глаз. Др. пальцы  накладывают  друг на друга в полусогнутом положении )

Осы.

Осы любят  сладкое, к сладкому  летят.  И  укусят осы,  если  захотят    (Выставить  средний  палец,  зажать его между  указат  и  безымян ,  вращать  им  в разные стороны )

Жук

Жук  летит, жужжит и усами шевелит   (пальцы в кулак. Указат  и  мизинец  разведены в стороны )

Птенчики  в  гнезде

Птичка  крылышками  машет и летит  себе в гнездо.

Птенчикам своим  расскажет,  где  она  взяла  зерно  ( обхватить все  пальцы правой руки  левой  ладонью и  ими  шевелить)

Краб

Краб ползет по дну,  выставив  свою  клешню   ( Пальцы  перекрещены и опущены  вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем  на пальцах ладони  сначала в одну сторону,  затем в другую )

Замок

Пальцы сплетаем и замок мы получаем,

Повторим еще,  и получится  лучше   (ладошки  прижаты  друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими )

Слон

В зоопарке  стоит  слон.  Уши, хобот,  серый  он.

Головой своей кивает, будто в гости приглашает   ( Средний  палец опущен. С одной  стороны он зажат  мизинцем и безымянным, а с другой  --  указат  и  большим. Шевелить  средним  пальцем )

Дерево

У дерева  ствол, на стволе  много веток,

А листья  на  ветках  зеленого цвета      ( Прижать руки  тыльной  стороной  друг к другу. Пальцы  растопырены  и подняты  вверх. Шевелить  кистями и пальцами. )

Птичка

Пальчики  --  головка,  крылышки  --  ладошка  ( Ладони к себе, большие пальцы  выпрямлены от себя и переплетены )

Филин

Сидит филин на суку и кричит  бу – бу – бу  - бу    ( Руки в кулачок, прижаты.  Большие пальцы  --  вверх, указат  пальцы  вместе, они выставлены на вас )

Волк  и  лиса

Серый волк бежит по лесу,  а за ним  бежит лиса.

Поднялись у них  трубою два  пушистеньких  хвоста  ( Делаем пароходик,  большие пальцы  разводим  в стороны сгибаются внутрь  ладоней и образуют лоб, а остальные в виде  лодочки  --верхнюю и нижнюю  челюсти.   Лиса. Выполняем  тоже  самое, но внутрь ладони сгибаем  еще  мизинцы, чтобы  мордочка у лисы была острее.  Большие пальцы чуть сгибаем.  Одна  фигурка  вытекает  из другой )

Крокодил

Крокодил плывет по  речке, выпучив  свои глаза.

Он  зеленый  весь, как  тина, от макушки до хвоста    ( Ладонь  выставлена вперед  горизонтально  полу. Большой палец  под  ладонью. Указательный  и мизинец  согнуты и прижаты  к  среднему и безымянному )

Упражнения  для  развития  межполушарного  взаимодействия

Колечко    Поочередно и как можно быстрее  перебирать пальцами рук, соединяя  в  кольцо  с большим  пальцем  последовательно   указательный, средний  и т.д. Выполнять в прямом ( от  указат  пальца  к  мизинцу )  и  в обратном  ( от мизинца  к  указательному ) порядке. Выполнять  каждой рукой  отдельно, затем  вместе.

Кулачек – ребро – ладонь. Три положения  руки на плоскости стола, последовательно  сменяют  друг  друга.  Ладонь  на столе,  сжатая в кулак  ладонь,  ладонь  ребром  на  плоскости  стола,  распрямленная ладонь  на  плоскости  стола. Выполняется  сначала правой,  потом левой рукой, затем  двумя руками  вместе.

Лезгинка.  Левую  руку  сложить  в  кулак,  большой  палец  отставить в сторону, кулак  развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью  в горизонтальном  положении  прикоснуться  к мизинцу  левой.  После этого  одновременно  смените  положение  правой  и левой  рук.  Добиваться  высокой  скорости  смены  положений.

Живой  карандаш

Зажать  карандаш в  пальцах  правой руки. Показывая  карандаш  зрителям,  кулак  вертится, крутится  и разворачивается  большим  пальцем  вниз.

Сделать  несколько  пассов  левой  рукой – и оживший  карандаш  поползет  вверх ,  будто захочет  вырваться  из  кулака, который  подталкивает  карандаш  снизу. На самом деле, левая  рука,  совершая  пассы,  прикрывает  большой  палец  руки,  заставляя  его  двигаться.

 

Непослушная  резиночка

Круглую  аптечную  резиночку  надеть на указательный  палец.  Растянуть  резинку,  выводя  ее  на  внутреннюю  сторону  ладони.  Обвернуть  ею  средний  палец  и  вновь  надеть  на  указательный.  Казалось  бы,  резинка  закреплена  намертво,  для  гарантии  можно  придержать  кончик  указательного пальца  пальцем  другой  руки.  Однако,  стоит  слегка  согнуть  средний  палец, и резинка  тотчас  же  непостижимым образом  слетает  с указательного  пальца на среднем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Развитие мелкой моторики и речи. Пальчиковая гимнастика.

  Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев о...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...

Игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики.

Актуальность: именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстети...

Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн

Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...