Конспект:"Старинная пословица, не даром молвится"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дети запоминают пословицы, используют их в повседневной жизни, на занятиях. и в разных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektno2.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Барченко Тамара Николаевна - педагог  дополнительного

        образования ГБДОУ д/с №100 Фрунзенского района.

                              Конспект № 2

Тема: «Старинная пословица

             не мимо  молвится»

Программные педагогические  задачи:

1.Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной

   мудрости.

2.Показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать

   и вслушиваться.

3.Учить искать в пословицах ответы на многие вопросы.

4.Посредством пословицы развивать и обогащать речь детей.

6. Побуждать детей к употреблению пословиц в  обыденной жизни.

7.Создание ситуаций применения пословиц в игровой деятельности

   детей.

Активизация словарного запаса слов: пословица, меткое словечко, устное народное творчество, селяне, стадо.

МАТЕРИАЛ: иллюстрации из русских народных сказок,

 домовёнок КУЗЯ, USB c записью «Песня о домовёнке»,

«шкатулка» для пословиц.

Ход занятия:

Дети входят в горницу. Хозяюшка приветливо встречает детей.

Здравствуйте, гости дорогие!

Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Хозяюшка: А, поговорим мы сегодня о пословицах. Это такие

меткие выражения, меткие словечки, которые давным-давно

придумал народ. В своих лучших пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам заветные правила жизни, учил детей уму разуму.

Вот сейчас, мои дорогие, я расскажу вам сказку «Пастух и волки».

(Рассказывание сказки.)

 Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи сказки.

Хозяюшка: Зачем пастух звал на помощь, хотя никакой помощи не требовалось?

Почему селяне прибегали на помощь, когда волков не было?

Почему они не прибежали, когда волки напали на стадо?

  Кого должен винить пастух, что остался без стада?

  Почему обманывать плохо?

Дети: Никто тебе не будет верить.

Хозяюшка:Даже, когда говоришь правду, все думают, что ты обманываешь.

Никто не хочет дружить с обманщиком,

 потому что никогда не поймешь, что у него на   уме.

Хозяюшка: Подумайте и скажите, чему учит эта сказка?

Дети: Не обманывать, говорить правду!

Хозяюшка: А, вот так, ребятушки, можно сказать пословицей.

Повторение и запоминание с детьми пословицы:

 «Один раз соврешь – другой не поверят».

Хозяюшка: У русского народа много, очень много , почти на каждый случай, на каждый поступок найдётся пословица, меткое словечко.

Давайте сейчас вместе будем подбирать пословицы к ситуациям.

Звучит музыка и из-за печки выглядывает домовёнок Кузя, здоровается с детьми и говорит, что тоже хочет

принять участие в словесной игре.

Хозяюшка: Хорошо, Кузя!

Игра: «Объясни- о чём пословица?»

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Сделаю раз по сто - будет всё просто.

Поспешишь - людей насмешишь.

Один раз соврёшь - другой не поверят.

От скуки бери дело в руки.

Кузя: Ой-ой-ой! Как-же много пословиц , как же их все запомнить?

Придумал!!! У меня за печкой есть маленькая шкатулка, такой

маленький сундучок! Давайте в неё будем складывать пословицы, а потом их запоминать!

Хозяюшка: Да, наверно это хорошая идея!  А как вы, думаете, ребята? Как назовём эту шкатулку?

Дети: «Шкатулка пословиц!»

Хозяюшка и Кузя побуждают детей высказывать свои предложения.

 После знакомства с каждой новой пословицей, можно сделать открытку, изображение , которое поможет сделать запоминающейся эту пословицу.

Показать заранее приготовленную открытку. ( На ней изображён Кузя, который лежит на печке. Заслонка открыта  , дрова приготовлены.)

ПОСЛОВИЦА: « Хочешь» есть калачи, не лежи на печи.»

Заучивание пословицы вместе с Кузей.

Хозяюшка: Давайте, детушки, положим  открытку с пословицей в шкатулку. А в группе вместе с воспитателем или дома попробуйте нарисовать открытку к любой пословице. Так мы и накопим много пословиц и наша «Шкатулка пословиц» будет нам советчиком,

помощницей. Выучили пословицу - положили в шкатулку.

Кузя: Ой, а я-то как рад, что пригодилась моя шкатулочка!

Так ещё поиграть хочется с вами!

Дети: Конечно, поиграем!

Игра: «Аюшки»

Дети:  Кузя!

Кузя:  Аюшки

Дети:  Где ты был?

Кузя:  У хозяюшки!

Дети:  Что принёс?

Кузя:  Оладушки!

Дети:  Где они?

Кузя:  Под лавочкой!

Дети:  Вот чудак! Мы бы

 оладушки на стол положили, да съели!

Дети:  Кузя!

Кузя:  Аюшки!

Дети:  Где ты был?

Кузя:  У хозяюшки!

Дети:  Что принёс?

Кузя:  Сапоги!

Дети:  А где они?

Кузя:  А я их на стол положил,

и съел,  как вы велели!

Дети: Вот чудак!

 ( Игра продолжается 2-3 раза, меняя слова.)

Хозяюшка: Вот и славно наигрались с Кузей. А как вы думаете, вот к этой игре подходит пословица.

УМЕЙ В ГОСТИ ЗВАТЬ, УМЕЙ И УГОЩАТЬ!

Хозяюшка: Я вас, дорогие мои,всегда в горнице  жду!

                    И, сейчас сухариками угощу!

                    Печку только попрошу!

                   (Все вместе)

                    Печка, печка!

                    Из муки испеки нам колобки.

                    Да сушки Ванюшке,

                    Да баранки Марьянке.

                     Ну, а моим ребятишкам-

                     Сухарики!

До свиданья, мои дорогие! Жду вас в гости!

От порога не засечена дорога!

                     

 

                     

         

Давайте ёры. Здесь же можно расположить "Шкатулку пословиц", которая представляет собой коробку, стилизованную под "сунду чок" (а может быть, кто-нибудь из родителей возьмётся порадовать детей, смастерив такой сундучок в народном стиле?).
После знакомства с каждой новой пословицей воспитатель предлагает сделать открытку, изображение на которой будет в чём-то созвучно с пословицей. Учитывая абстрактно-иносказательный характер большинства пословиц, что не может быть непосредственно выражено в зрительном образе, воспитатель предлагает детям придумать изображение, которое поможет сделать запоминающейся эту пословицу. Конечно, педагог при этом стремится активизировать ассоциативное мышление ребёнка.

Постепенно шкатулочка заполняется пословицами. Извлечение их из шкатулки, вспоминание учебного материала, в контексте которого произошло знакомство с ними, может стать интересным занятием по вече рам, в дождливый день, в минорную (да и в мажорную) минуту.
Шкатулка пословиц станет помощницей воспитателя, советчиком детям: выучили пословицу – положим её в шкатулку. Придёт нужный момент – "достанем-ка пословицу!". Или же: "Какую пословицу вы предлагаете в этом случае достать из шкатулочки?"; "Каких пословиц сегодня мы достали из шкатулки больше – для тех, кто трудится или для тех, кто подленивается?".
Хорош будет совместный поиск пословицы, подходящей к моменту: воспитатель достаёт открытки, читает каждую пословицу, а дети решают, созвучна ли она с событием, побудившим их к совету с пословицей; заодно это повод для того, чтобы повторить вместе вслух полезные слова.

Хозяюшка: У меня есть маленький сундучок, в который можно

 

.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами любим, смотреть спектакли, и любим играть. Мы пока зывали малышам пальчиковый театр, показывали спектакль по рассказу В. Сутеева «Кто сказал мяу?», показывали кукольный театр «Колобок». Л оказывается, ребята, можно ра зыграть пословицу. Мы знаем много пословиц. Назовите пословицы о труде.

Дети: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишь кататься, люби и саночки во зить.

Воспитатель: Послушайте пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Если ничего не делать, день очень длинный.

Воспитатель: Давайте разыграем пословицу, покажем маленький спектакль. Каждый из вас придумает свою сценку по этой пословице. Распределяются роли. Объясняется, как показать скучающего человека, какие жесты, мимику использовать, 4-5 человек показы вают, а остальные анализируют. В конце подводятся итог занятия. Перечень пословиц, годных к разыгрыванию:

Не будет скуки, коли, заняты руки.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Кончил дело, гуляй смело.

Кто любит трудиться, тому есть, чем гордится.

Холода не бойся, а по пояс мойся.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  1. Создать свой персональный мини-сайт.
  2. Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ  и Сертификат о создании персонального сайта.

Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

Свидетельства о публикации в электронном СМИ

По теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект занятия по развитию речи «СТАРИННАЯ ПОСЛОВИЦА НЕ МИМО МОЛВИТСЯ»

Программное содержание■ Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной мудрости.■ Показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться....

Методическая разработка Конспект НОД ( логопедического занятия) "Прочитай пословицу, что недаром молвится"

Методическая разработка логопедического занятия - викторины по творчеству Н.Н. Носова для детей подготовительной к школе группы . Цель:           Закреплять знания о...

Пословица не даром молвится

Речевое развитие...

Пословица не даром молвится

Материал для педагогов...

Игра- викторина "Пословица не даром молвится"

Воспитывать нравственные качества посредством пословиц и поговорок....