Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи «СТАРИННАЯ ПОСЛОВИЦА НЕ МИМО МОЛВИТСЯ»
    план-конспект занятия по развитию речи по теме

    Татьяна Петровна Шпехт

    Программное содержание

    ■ Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной мудрости.

    ■ Показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.                                                                                      

    ■ Учить искать в пословицах ответы на многие свои вопросы.  

    ■  Посредством пословицы развивать лексическую выразительность речи ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_starinnaya_poslovitsa_ne_mimo_molvitsya.docx16.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «СТАРИННАЯ ПОСЛОВИЦА НЕ МИМО МОЛВИТСЯ»

                   

    Программное содержание

    ■ Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной мудрости.

    ■ Показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.                                                                                     

    ■ Учить искать в пословицах ответы на многие свои вопросы.  

    ■  Посредством пословицы развивать лексическую выразительность речи ребенка.

    Ход занятия

    Воспитатель. В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чем-то ' собеседника, мы часто прибегаем к помощи пословиц, сами того не ! замечая, вставляем меткое словечко. Недаром в народе говорится, что:

    «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Пословицы дошли до нас с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения.

    Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы складывал свою устную школу. В своих лучших пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

    Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня. С пословицами мы сверяем наше поведение.

     Они  наставляют: «От скуки бери дело в руки».

    -  Как вы думаете, о чем эта пословица?

    Учат  не  ошибаться: «Смолоду прорешка -  под старости дыра».

    Предостерегают: «Береги платье снову, а честь смолоду».

    Высмеивают  глупость: «Ехала кума неведомо куда». »В пословице всегда спрятан скрытый смысл. Если мы говорим: Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки открывает», - это вовсе не означает, что мы беседуем о птичках. Эту пословицу «поминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше делать за день: он и поест, и попьет, и поработает, а ленивый еще только пробуждается.

    Очень много пословиц народ сложил о Родине и чужбине, о значении Родины для человека, о необходимости защищать свою землю, когда ей грозит враг: «Сродной земли - умри, не сходи», «Своя земля и горсти мила» (отправляясь в путь, на чужбину, брали с собой горсть земли).

    Из всех испытаний народ вынес твердую веру, что: «Правда-истина неизменно побеждает кривду-ложь», «Правда в огне не горит и воде не тонет».

    Огромное количество пословиц о труде, об умении вести дело: «Уменье и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».

    О том, что никогда не надо бояться браться за большую работу: «Лиха беда начало».                             

    И хотя ошибки в новом деле неизбежны: «Первый блин комом», люди всегда верили, что: «Терпенье и труд все перетрут», «Собирай то ягодке, наберешь кузовок».

    Ъ Осуждение плохой и ленивой работы выразилось в таких пословицах: «Авось да небось - хоть брось», «Поспешишь - людей насмешишь», «Длинная нитка - ленивая швея» (ленится швея лишний раз продеть нитку в иголку).

    Человек, который может по-хорошему смеяться над своими не-{удачами, верит в то, что все плохое скоро кончится и опять придут . Удача и счастье: «Придет солнышко и к нашим окошкам»,. «Будет и на кашей улице праздник».

    Народ считает, что: «Слезами горю не поможешь», «Несчастья боятся - счастья не видать», «Не все ненастье, проглянет и красно солнышко». '' Наши далекие предки считали, что особенно весело может быть тому, кто хорошо поработал: «Кончил дело - гуляй смело»,  «Делу время - потехе час».

      Ничего не было дороже хлеба для русского человека: «Хлеб - всему     голова», - почтительно говорили о нем. «Хлеб - батюшка, вода -     матушка», «Хлеба ни куска, так и в горнице, тоска».

      Неграмотные крестьяне высоко ценили ученость, грамотность. Они понимали: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «За ученого двух неученых дают», «Ученье - свет, а не ученье - тьма».

    Труса никогда не уважали в народе, насмехались над робкими, которых пугает даже собственная тень. «У страха глаза велики», «Молодец среди овец, а против молодца и сам овца».

    Особое значение придавалось умению людей слушать, недаром говорят «Бог дал два уха, а один язык»; «Поменьше говори, побольше слушай».

     Вот видите, существует огромное количество пословиц. Почти на каждый случай, на каждый поступок, на каждое явление у народа в запасе есть меткое словцо. Пословицы украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. Вместо того, чтобы делать кому-то замечание, достаточно вспомнить подходящую пословицу.

    Воспитатель. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».

    - О чем   эта пословица?

    - Верно. Если хочешь чего-то добиться, потрудись.

    Давайте поиграем. Я буду говорить вам пословицу, а вы должны   объяснить - о чем эта пословица, когда ее можно применить:

    «Одна пчела не много меду натаскает».

    «Не плюй в колодец: случится напиться».

    «Поспешишь - людей насмешишь».

    «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

    «Маленькое дело лучше большого безделья».

    «Ленивому всегда праздник».

    «Как аукнется, так и откликнется».

    «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

    1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

    1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект занятия по развитию речи на тему "Пословицы"

    Составление рассказов по пословицам....