ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи на тему

Проклова Наталья Александровна

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного материала представлена презентация с тезисным изложением содержания статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx25.65 КБ
Файл prezentaciya_naglyadnoe_modelirovanie.pptm2.1 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов МДОУ №1 «Радуга»

Подготовила

Учитель-логопед

Проклова Н. А.

гор. округ Власиха 2011 год

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Большие возможности применения этого метода при работе над формированием словаря, грамматического строя речи и развитию навыка связного высказывания. Многие авторы разрабатывают вопрос применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).

Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому  моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

  1. знакомство с графическим образом модели;
  2. дешифровка модели;
  3. непосредственно работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

  1. формирование лексико-грамматических представлений;
  2. работа со звуками;
  3. развитие словаря и связной речи;
  4. подготовка к обучению грамоте.

В речевом развитии дошкольников усвоение основных лексико-грамматических категорий происходит спонтанно, но для наиболее успешного освоения этого навыка, а также для закрепления сложных грамматических и синтаксических конструкций целесообразно использовать дополнительные упражнения. В данном случае использование модели предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

В данном разделе особенно удобно использование различных пиктограмм:

  1. образование относительных прилагательных;
  2. образование превосходной степени прилагательных;
  3. образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  4. образование множественного числа существительных;
  5. определение рода существительных;
  6. подбор синонимов;
  7. подбор антонимов.

Использование моделей при разработке раздела «звуковая культура речи» целесообразно начинать с младшего возраста, при проведении артикуляционной гимнастики, где модели – это картинки-символы, которые соответствуют названию данного упражнения. В младшем возрасте такие картинки должны быть достаточно яркими, в старшем можно использовать более схематичное изображение. Широкое распространение в логопедической практике имеет применение моделей артикуляции звуков, для этого используются различные схемы и графические изображения.

На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с помощью мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к запоминанию и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках и стихах.

Важное значение метод наглядного моделирования приобретает при работе над формированием связной речи. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Работа над формированием связного развернутого высказывания ведется в следующих направлениях: составление предложений, пересказ текста, составление описательных рассказов, составление сравнительных рассказов, составление рассказа по сюжетной картине и по серии картин, составление рассказа по замыслу, рассказывание из личного опыта.

При знакомстве с предложением, как правило, используется широко известная модель, в которой каждое слово обозначается линией. Начало и конец предложения также имеют свои графические обозначения. По количеству линий (слов) ребенок составляет предложение либо самостоятельно, либо с опорой на картинку, текст или задание педагога. При этом в период изучения отдельных тем возможно введение дополнительных символов. Например: при изучении предлогов и союзов они обозначаются в предложении треугольником с буквенным обозначением частицы. При изучении глагола – над линией обозначающей эту часть речи рисуется большая стрелка – действие. При изучении прилагательных над линией можно изобразить знак вопроса (при условии, что дети знакомы с этим знаком).
В работе с текстом использование наглядных моделей также является эффективным методом. Здесь может широко использоваться картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.

В подготовительной школе группе очень эффективным приемом развития речи является составление загадок с опорой на схему, которую они могут изготовить вместе с педагогом.

Критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, дают возможность воспитателям проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:

  1. содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста или собственного рассказа);
  2. логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);
  3. грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
  4. точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
  5. богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности     коррекционной работы.    
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: 
метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Лист регистрации на консультации:

«Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников»

Дата: 23. 11. 2011 год.

Фамилия Имя Отчество

Должность

Подпись

Протокол проведения консультации: «Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников».

Дата: 23. 11. 2011

Место МДОУ д/с №1 «Радуга»

Лист регистрации прилагается.

Консультацию провела учитель – логопед МДОУ д/с №1 Проклова Н.А.

Она рассказа об основных целях и задачах решаемых с помощью моделей  в процессе работы по развитию речи, а также об этапах работы с моделью.

С помощью наглядных  примеров показала, каким образом она использует   модель при развитии звукопроизносительных навыков, формировании лексико-грамматического строя, подготовке детей к обучению грамоте, а также в работе по формированию  связного высказывания у детей.  

Также Наталья Александровна рассказа какие критерии оценки детских рассказов разработала О.С. Ушакова и раскрыла смысловое содержание этих критериев.

В конце выступления Наталья Александрова поделилась результатами своей работы по данному направлению  и сделала выводы о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе по развитию всех структурных компонентов речи.

На консультации использовалась мультимедийная презентация, которая помогла более наглядно представить вариативность использования модели в образовательной деятельности.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

«Использование метода наглядного моделирования в познавательно- речевом развитии дошкольников с ОНР»

В настоящее время в системе коррекционного образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи . Актуальност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....