Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»
методическая разработка по развитию речи по теме

Курникова Марина Борисовна

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Для ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

В.И.Селиверстов писал: «Все коррекционно-развивающее воздействие, и в первую очередь игра, должны быть направлены на формирование коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением речи».

Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активно! о творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игры правил выработанных взрослым. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства.

В процессе игровой деятельности тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей, корректируется их речевая функция. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей - вербальную форму, жесты, мимику, голосовые реакции.

Исследования игровой активности проводим во взаимодействии с логопедом, психологом. Через анкетирование родителей выясняем особенности общения, игровой деятельности в домашних условиях.

По результатам наблюдений, исследований психолога на начало учебного года устанавливаем степень игровой активности каждого ребенка (методика Г.А.Волковой). Эта картина в процессе работы уточняется, пополняется, а учет степени игровой активности и общительности детей позволяет нам целенаправленно создавать коллективы детей.

Все игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми используем с учетом принципов.

I.        В первую очередь реализуем принцип деятельности, это предполагает выбор
темы, сговор детей на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведений детей.

II.        Принципы систематичности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры и выделить наиболее значимые для каждого возраста.
Учитывая особенности поведения детей и создавая условия для развития самоорганизации и формирования коммуникативных функций, используем следующую последовательность: от игр с готовым содержанием к играм творческим.


Возбудимых и раздражительных детей привлекаем к выполнению мелких движений пальцами, кистью руки (разобрать семена, выложить из проволоки, ракушек, пуговиц), а заторможенных активируем назначением их ведущими, поручениями принести, собрать, раздать детям.

III.        Принципы учета индивидуальных особенностей детей позволяет использовать игры таким образом, чтобы развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность.

Учитывая степень общительности каждого ребенка, в начале года можно назначить водящим, дежурным на занятии того, кто хорошо контактирует с детьми, может предложить игру, организовать сверстников на оформление уголка, подбор атрибутов.

Необходимо учитывать и неигровые привязанности и симпатии детей, так как положение ребенка в играх зависит, прежде всего, от его личностных качеств.

С развитием общительности у детей повышается игровая активность, и критерием оценки поведения детей в играх служат складывающиеся между ними отношения.

IV.        Следующий принцип - учет структуры дефекта реализуется во взаимодействии с логопедом. Степенью заикания определяется проведение того или иного вида игр.

Сначала проводим игры с простым речевым материалом и несложными правилами, с жизнеутверждающими мотивами, они помогают отдельным детям преодолеть чувство страха, неуверенности, робости, вызывают у детей доброе и радостное настроение.

V.        Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию игр.

Так во время этапа ограничения речи воспитывается произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности через обучение играм без речи. Например, положить в корзину все железное, деревянное, бумажное; игры с мозаикой; строительные игры.

VI.        Использование игровой деятельности опирается на такие дидактические принципы, как доступность материала в играх; последовательность игр от простых,
с готовыми правилами, к творческим.

Реализуя эти принципы и организовывая игры можно решать познавательные и коммуникативные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка.

Успехи ребенка, его достижения становятся предметом положительной оценки, стимулируя его на последующие успехи и порождая радостное ожидание новой игры.

Ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным в формировании необходимых психических функций и социально значимых качеств личности.


Литература.

1.        Е.О.Смирнова. Особенности общения с дошкольниками. Москва «Академия»
2000 г.

2.        Н.В.Клюева,   Ю.В.Касаткина.   Учим   детей   общению.   Ярославль «Академия развития» 1996 г.

  1. И.А.Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. С-Пб «Союз» 2001 г.
  2. М.С.Одинцова. Заикание у детей. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000 г.
  3. М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Москва «Интелтех» 1995 г.
  4. В.В.Котелевская. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г.
  5. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать? Москва «Генезис» 2000 г.

Рекомендации родителям.

Поскольку папы и мамы, бабушки и дедушки являются первыми и самыми важными учителями своего ребенка, а первой школой - его дом - все это оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, формирует его систему ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся копыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет ребенка к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять дет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей жизни.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого необходимо следующее:

  1. Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего ребенка умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени. Именно в детстве закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем и на работе.
  7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразия впечатлений.
  10. Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, но учение - это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

Консультация для педагогов «Формирование навыков связной речи, через различные виды детской деятельности»

Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распростр...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....