Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsiklogramma.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

День

недели

         Режим

 

            Утро

            Прогулка

             Вечер

    Режимные моменты

Понедельник

Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (образование мн.ч., Р.п. существительных)

Рассматривание картинок из серии «Говори правильно» (д/и «Исправь предложение», «Что не так?», «Исправь ошибку»)

Игры с пальчиками (подбор игр с текстом на закрепление в речи правильных образцов трудных грамматических форм)

Наблюдение за погодой (д/и и упражнения в употреблении и активизация в свободной речи существительных во мн.ч. Р.п., сравнительной степени прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, составление простых и сложных предложений)

Индивидуальная работа по словообразованию (д/и «И я тоже», «Что из чего сделано?», «Слова-родственники», «Кто что делает?», «Дразнилка», «Сложи словечко»)

Д/и и упражнения на исправление грамматических ошибок

Сюжетно-дидактические игры с грамматическим содержанием («Покупка в магазине», «Диалог с врачом (парикмахером)», «Разговор по телефону», «Поездка в транспорте», «Заказ в кафе» и т.п.)

Утренняя гимнастика – образование глаголов движения с помощью приставок, сравнительной степени прилагательных, наречий, употребление правильного ударения при переносе его с существительного на предлог (на ноги, на пол, на руки)

Вторник

Д/и и упражнения на словообразование (образование прилагательных с помощью суффиксов (притяжательных, относительных, уменьшительно-ласкательных))

Индивидуальная работа по развитию морфологической стороны речи (д\и «Один-много», «Чего на стало?», «Слова-действия», «Какой?, какая?, какое?», «Мой, моя, моё, мои», «Весёлый счёт», «Про что можно так сказать?»)

Совместное рассказывание с детьми с включением в текст сложных грамматических форм

Наблюдение за объектами живой природы (д/и и упражнения на употребление названий детёнышей животных во мн.ч., употребление существительных во мн.ч. Р.п., согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, с глаголами – во времени,  активизацию относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм, образование с помощью приставок и употребление в речи глаголов движения)

Игра с правилами

Д/и и упражнения на развитие синтаксической стороны речи (составление сложных предложений: союзных и бессоюзных)

Игровые речевые ситуации

Викторины, конкурсы по развитию речи с включением заданий на применение навыков грамматически правильной речи (1 раз в квартал)

Приём пищи – употребление несклоняемых существительных (кофе, какао, пюре, желе), мн.ч. существительных (яблок, апельсинов, тарелок, блюдец, оладий и т.п.), мн.ч. Р.п., образование сравнительных форм прилагательных, наречий (слаще, вкусно-вкуснее, ароматно-ароматнее и др.), спряжение глаголов «есть», «хотеть»

Среда

Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями)

Игры-беседы (Е.А.Алябьева) – упражнение в составлении и употреблении сложных предложений с союзами «если бы, то», «потому что», «чтобы», «поэтому», спряжение трудных форм глаголов «хотеть», «дать», «есть», «бежать», употребление глаголов в разных временных формах

«Уроки Грамматейки» (ознакомление и закрепление норм и правил грамматически правильной речи)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и речевого общения

Наблюдение за окружающими людьми (д/и и упражнения на употребление существительных во мн.ч. Р.п., несклоняемых существительных (пальто), согласование существительных с местоимениями, числительными, образование относительных прилагательных, причастий, глаголов движения с помощью приставок, спряжение трудных глаголов «хотеть», «бежать», «ехать»)

Народные п/и

Д/и и упражнения на словообразование (образование существительных с помощью суффиксов, профессий ж.р., однокоренных слов)

Индивидуальная работа по развитию синтаксической стороны речи (д/и «Что сначала, что потом?», «Предложение рассыпалось», «Подробности», «составь одно предложение из двух», «Парочки»)

Дежурство – употребление существительных во мн.ч. Р.п., согласование существительных с числительными (сколько не хватает блюдец? сколько разложил досок?), глаголов в повелительном наклонении, в разных временных формах, предложений с однородными членами

Четверг

Д/и и упражнения на развитие синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений)

Пересказ небольших рассказов, разучивание коротких стихотворений, пословиц и поговорок, содержащих трудные формы изменения или образования слов

Наблюдение за неживой природой (д/и и упражнения на согласование существительных с прилагательными по родам (особенно ср.р.), образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, образование относительных прилагательных)

Опытническая деятельность в природе (употребление сравнительных форм прилагательных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений)

Индивидуальная работа по словообразованию (д/и «Назови ласково», «Измени словечко», «Сложи словечко», «Собери семейку слов»)

Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (мн.ч. существительных, обозначающих детёнышей животных)

Решение кроссвордов – «Кроссворды от совы Грамотейки»

Игры-драматизации, инсценировки

Самообслуживание (одевание/раздевание, заправление кроватей) – употребление сложных форм существительных, обозначающих предметы одежды, обуви, постельных принадлежностей во мн.ч. (носков, гольф, шарфов, рукавов, сандалий, сапог, туфель, ботинок, одеял, простынь), в том числе, несклоняемых (пальто), глаголов с приставками (надеть-одеть-раздеть-переодеть), образование сравнительной степени прилагательных (длиннее, шире, суше, аккуратнее), относительных прилагательных (меховой, шерстяной, кожаный)

Пятница

Д/и и упражнения на словообразование (образование глаголов с помощью приставок, употребление их с предлогами и существительными, спряжение глаголов, образование повелительного наклонений трудных форм глаголов)

Индивидуальная работа по развитию морфологической стороны речи (д\и «Картинку открывай, словечко изменяй», «Чего не бывает…?», «Слова-действия», «Чего сколько?»)

Рассматривание картин, предметов, составление рассказов с использованием ТРИЗ – «системного оператора» (активизация сложных предложений с союзами, использование глаголов в разных временных формах)

Целевая прогулка (экскурсия) – д/и и упражнения в правильном согласовании слов, образовании однокоренных слов, притяжательных и относительных прилагательных, глаголов движения, активизации простых и сложных предложений)

П/и с речевым сопровождением

Мультимедийные игры и презентации на формирование всех грамматических форм речи

Индивидуальная работа на развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с прямой и косвенной речью)

Работа с родителями по вопросам исправления грамматических ошибок у детей и самих родителей, упражнения детей в правильном употреблении разных грамматических форм речи

Гигиенические процедуры – образование прилагательных в сравнительной степени (чище, суше, лучше, теплее, холоднее), употребление существительных во мн.ч. (полотенец, мыла, расчёсок), согласование существительных ср.р. с прилагательными, числительными, местоимениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

 Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...

Картотека игр индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (кака...