Главные вкладки

    Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsiklogramma.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

    День

    недели

             Режим

     

                Утро

                Прогулка

                 Вечер

        Режимные моменты

    Понедельник

    Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (образование мн.ч., Р.п. существительных)

    Рассматривание картинок из серии «Говори правильно» (д/и «Исправь предложение», «Что не так?», «Исправь ошибку»)

    Игры с пальчиками (подбор игр с текстом на закрепление в речи правильных образцов трудных грамматических форм)

    Наблюдение за погодой (д/и и упражнения в употреблении и активизация в свободной речи существительных во мн.ч. Р.п., сравнительной степени прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, составление простых и сложных предложений)

    Индивидуальная работа по словообразованию (д/и «И я тоже», «Что из чего сделано?», «Слова-родственники», «Кто что делает?», «Дразнилка», «Сложи словечко»)

    Д/и и упражнения на исправление грамматических ошибок

    Сюжетно-дидактические игры с грамматическим содержанием («Покупка в магазине», «Диалог с врачом (парикмахером)», «Разговор по телефону», «Поездка в транспорте», «Заказ в кафе» и т.п.)

    Утренняя гимнастика – образование глаголов движения с помощью приставок, сравнительной степени прилагательных, наречий, употребление правильного ударения при переносе его с существительного на предлог (на ноги, на пол, на руки)

    Вторник

    Д/и и упражнения на словообразование (образование прилагательных с помощью суффиксов (притяжательных, относительных, уменьшительно-ласкательных))

    Индивидуальная работа по развитию морфологической стороны речи (д\и «Один-много», «Чего на стало?», «Слова-действия», «Какой?, какая?, какое?», «Мой, моя, моё, мои», «Весёлый счёт», «Про что можно так сказать?»)

    Совместное рассказывание с детьми с включением в текст сложных грамматических форм

    Наблюдение за объектами живой природы (д/и и упражнения на употребление названий детёнышей животных во мн.ч., употребление существительных во мн.ч. Р.п., согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, с глаголами – во времени,  активизацию относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм, образование с помощью приставок и употребление в речи глаголов движения)

    Игра с правилами

    Д/и и упражнения на развитие синтаксической стороны речи (составление сложных предложений: союзных и бессоюзных)

    Игровые речевые ситуации

    Викторины, конкурсы по развитию речи с включением заданий на применение навыков грамматически правильной речи (1 раз в квартал)

    Приём пищи – употребление несклоняемых существительных (кофе, какао, пюре, желе), мн.ч. существительных (яблок, апельсинов, тарелок, блюдец, оладий и т.п.), мн.ч. Р.п., образование сравнительных форм прилагательных, наречий (слаще, вкусно-вкуснее, ароматно-ароматнее и др.), спряжение глаголов «есть», «хотеть»

    Среда

    Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями)

    Игры-беседы (Е.А.Алябьева) – упражнение в составлении и употреблении сложных предложений с союзами «если бы, то», «потому что», «чтобы», «поэтому», спряжение трудных форм глаголов «хотеть», «дать», «есть», «бежать», употребление глаголов в разных временных формах

    «Уроки Грамматейки» (ознакомление и закрепление норм и правил грамматически правильной речи)

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и речевого общения

    Наблюдение за окружающими людьми (д/и и упражнения на употребление существительных во мн.ч. Р.п., несклоняемых существительных (пальто), согласование существительных с местоимениями, числительными, образование относительных прилагательных, причастий, глаголов движения с помощью приставок, спряжение трудных глаголов «хотеть», «бежать», «ехать»)

    Народные п/и

    Д/и и упражнения на словообразование (образование существительных с помощью суффиксов, профессий ж.р., однокоренных слов)

    Индивидуальная работа по развитию синтаксической стороны речи (д/и «Что сначала, что потом?», «Предложение рассыпалось», «Подробности», «составь одно предложение из двух», «Парочки»)

    Дежурство – употребление существительных во мн.ч. Р.п., согласование существительных с числительными (сколько не хватает блюдец? сколько разложил досок?), глаголов в повелительном наклонении, в разных временных формах, предложений с однородными членами

    Четверг

    Д/и и упражнения на развитие синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений)

    Пересказ небольших рассказов, разучивание коротких стихотворений, пословиц и поговорок, содержащих трудные формы изменения или образования слов

    Наблюдение за неживой природой (д/и и упражнения на согласование существительных с прилагательными по родам (особенно ср.р.), образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, образование относительных прилагательных)

    Опытническая деятельность в природе (употребление сравнительных форм прилагательных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений)

    Индивидуальная работа по словообразованию (д/и «Назови ласково», «Измени словечко», «Сложи словечко», «Собери семейку слов»)

    Д/и и упражнения на развитие морфологической стороны речи (мн.ч. существительных, обозначающих детёнышей животных)

    Решение кроссвордов – «Кроссворды от совы Грамотейки»

    Игры-драматизации, инсценировки

    Самообслуживание (одевание/раздевание, заправление кроватей) – употребление сложных форм существительных, обозначающих предметы одежды, обуви, постельных принадлежностей во мн.ч. (носков, гольф, шарфов, рукавов, сандалий, сапог, туфель, ботинок, одеял, простынь), в том числе, несклоняемых (пальто), глаголов с приставками (надеть-одеть-раздеть-переодеть), образование сравнительной степени прилагательных (длиннее, шире, суше, аккуратнее), относительных прилагательных (меховой, шерстяной, кожаный)

    Пятница

    Д/и и упражнения на словообразование (образование глаголов с помощью приставок, употребление их с предлогами и существительными, спряжение глаголов, образование повелительного наклонений трудных форм глаголов)

    Индивидуальная работа по развитию морфологической стороны речи (д\и «Картинку открывай, словечко изменяй», «Чего не бывает…?», «Слова-действия», «Чего сколько?»)

    Рассматривание картин, предметов, составление рассказов с использованием ТРИЗ – «системного оператора» (активизация сложных предложений с союзами, использование глаголов в разных временных формах)

    Целевая прогулка (экскурсия) – д/и и упражнения в правильном согласовании слов, образовании однокоренных слов, притяжательных и относительных прилагательных, глаголов движения, активизации простых и сложных предложений)

    П/и с речевым сопровождением

    Мультимедийные игры и презентации на формирование всех грамматических форм речи

    Индивидуальная работа на развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с прямой и косвенной речью)

    Работа с родителями по вопросам исправления грамматических ошибок у детей и самих родителей, упражнения детей в правильном употреблении разных грамматических форм речи

    Гигиенические процедуры – образование прилагательных в сравнительной степени (чище, суше, лучше, теплее, холоднее), употребление существительных во мн.ч. (полотенец, мыла, расчёсок), согласование существительных ср.р. с прилагательными, числительными, местоимениями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

    Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

    Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

     Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...