Главные вкладки

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
    методическая разработка по логопедии на тему

    Полозкова Наталья Ивановна

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формирование грамматического строя речи у детей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГМО воспитателей речевых и спец. групп

    СИСТЕМА РАБОТЫ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

    ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    По «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

    Под ред. Филичевой Т.Б.,  Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

    и «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада

    для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи» Под ред. Нищевой Н.В.

     

    Составитель: Полозкова Н.И.,

    учитель-логопед высшей квалификационной категории,

    руководитель ГМО

    г. Шадринск, 2012 г.

    Формирование и совершенствование грамматического строя речи

    у детей дошкольного возраста

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Словообразование

    Словоизменение

    Словообразование

    Словоизменение

    Словообразование

    Словоизменение

    1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    1 период обучения

    1 период обучения

    1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные

    с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-,

    -еньк-, -оньк-.

    1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол столы).

    2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей

    (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?)

    и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).

    3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, с, из,  у).

    4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть),

    в настоящем времени (иду, идет, идем).

    5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).

    6. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф).

    7. Обучение формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым

    (Мишка сидит. Дети сидят.).

    1. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).

    2. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать).

    3.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный,

    шелковый, резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый).

    4. Закрепление в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.

    5. Развитие умения подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

    1. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали).

    2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче.

    1. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).

    1. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).

    5. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.

    6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д.

    7. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты).

    1.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

    2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

    1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

    2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

    3. Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

    4. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

    5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

    6. Совершенствование умения согласовывать числительные два и пять с существительными

    7.Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными

    членами.

    8.Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли  на прогулку, когда закончился дождь.).

    9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

    2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

    2 период обучения

    2 период обучения

    1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    (дом домик, рука — ручка, ведро — ведерко).

    2. Образование названий детенышей животных (У кошки – котенок, у лисы – лисенок, у утки – утенок).

    3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.

    4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый.

    1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб — сугробы, снегирь — снегири, утка утки, ворона — вороны).

    2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).

    3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).

    4. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют). 

    6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).

    7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).

    8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

    1.  Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).

    1. Совершенствова-ние навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.

    3. Введение в речь глаголов, обозначающих трудовую деятельность людей, характеризующих ее.

    4. Обучение образованию (по образцу) однокоренных слов (кот-котик— котенька—котище.)

    1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного   числа   имен   существительных   (стол  — столы, белка — белки),   глаголов   настоящего   времени   (строит -строят, учит учат, управляет управляют), глаголов прошедшего времени (красил — красила — красили).

    2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).

    3. Закрепление умения использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.

    4. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао).

    5.Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).

    6.Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений

     (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).

    1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).

    2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).

    3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).

    4.  Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).

     5. Обучение правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных по темам: «Посуда», «Мебель», «Инструменты», «Животные», «Птицы», «Рыбы».

    1.Закрепление умения согласовывать прилагательные и  числительные с существительными в роде, числе и падеже (гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки,
    белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь сне
    гирей),
    подбирать однородные определения к существительным (гладкий, блестящий, холодный лед).

    2. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
    по картине; распространения простых предложений однородными членами.

    3. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).

    4. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

    3 период обучения (март, апрель, май, июнь)

    3 период обучения

    3 период обучения

    1. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    2. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.

    1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном

    числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты).

    2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

    3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, с, из, под, по).

    4. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела, ходил — ходила, плавал плавала), повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

    5. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

    6. Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

    7. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое?

    8. Обучение распространению простых предложений одно родными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

    9. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действие дополнять предложения недостающими словами (Мама да,,,. Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет ... У машины нет колеса.).

    1. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм (копать — перекопать, вскопать, закопать; летает летают; плавал плавала — плавали).

    1. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой, серебряный, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).

    1.Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа (по пруду — за прудом — в пруду; на реке над рекой в реке; по гнезду — над гнездом — в гнезде; по лужам — над лужами в лужах).

    2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий — звонкая — звонкое звонкие; хрупкий хрупкого — хрупкому — хрупким — о хрупком; зеленые зеленых по зеленым над зелеными на зеленых).

    3. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днем, о жарком дне; розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере; голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми  незабудками,   о  голубых незабудках)   и  числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, два жука, пять жуков; одна муха, две мухи, пять мух).

    4. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (к реке, к озеру; от реки, от озера; с дома, со шкафа).

    5. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).

    6.Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.

    7.Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела туча, и пошел сильный дождь.).

    8.Обучение составлению предложений с противительным союзом а (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).

    9. Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не пошли гулять, потому что шел сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы).

    1. Совершенствова-ние умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (гнездшце, льдинища) и суффиксами единичности (проталинка, травинка).

    1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красИвее, самый красивый).

    1. Закрепление умения подбирать определения к существительным (рыхлый, темный, грязный снег; чистое, голубое, высокое небо).

    4.Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).

    1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий.

    2. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).

    3.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    4.Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

    Рекомендуемая литература, игры и пособия:

    1. Борисенко М.Г., Лукина М.А. Зима, зимние забавы.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
    2. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
    4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2005.
    5. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 4-6 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2004.
    6. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом-раскраска. Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М. Гном и Д., 2009.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

    Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

    Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

    Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

    Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

     Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...