Развитие речи, как средство общения
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Куковерова Ольга Анатольевна

Реферат и показательные занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи, как средство общения

     

       Опираясь на результаты диагностики уровня развития речи детей во II группе раннего возраста, социально – эмоционального развития обозначила для себя проблему – развитие речи, как средство общения между детьми и взрослыми. Для решения этой проблемы, создавала условия, формирующие у детей потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом сверстниками. Особое внимание уделяла развитию познавательного общения  и предметной деятельности.

       Стимулируя развитие общения между детьми, а следовательно и речи, организовывала коллективные виды деятельности, в первую очередь – игры.

При повторной диагностике в конце учебного года наблюдаем положительную

динамику развития речи, как средства общения со взрослыми и сверстниками.

       Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

      Не менее важно в личных и деловых отношениях – понимать собеседника.

      Хорошему владению речью нужно учиться, и не один год, а начинать обучение желательно как можно раньше. Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем, единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Далее появляются мимика и жесты малыша.

       Для того, чтобы овладеть языком, понимать его и общаться на нём, ребенок должен:

       1 – находится в так называемой «языковой среде» - иметь возможность слышать речь окружающего;

       2 – овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем слова.

       «Критическим» периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. Если  в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

        Развитие речи ребенка идет по двум направлениям.

        1 – это развитие понимания речи;

        2 – развитие «активной» собственной речи как способности говорить, т.е.

              1) импрессивной и 2) экспрессивной речи.

      На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим. Дети пытаются действовать как взрослые, подражать им, возникает желание быть самостоятельным. Для детей этого возраста характерна потребность в общении  не только со взрослым, но и со сверстниками.

     

       Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками

 выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

      Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи

детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что

видели, обращаться к близким взрослым с вопросами «Что это?»; «Как?»;

«Зачем?»; «Где?». Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

         Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы:

мышление, память, внимание, воображение.

          - Ребенок начинает устанавливать причиненную зависимость отдельных, часто повторяющихся явлений;

          - Делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наг-

лядно-действенного характера (развивается мышление) (Папа работает, мама

работает, все работают).

          - Появляется словотворчество (баюкальная песенка).

          - Формируется описательная речь детей – речь-монолог. Появление её связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его са-

мостоятельности.

          - Быстро растет словарь (1200 – 1500 слов),

          - начинает оформляться грамматический строй детской речи;

          - развивается эмоциональная выразительность речи;

          - формируется умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, т.е. культура поведения в обществе. Все это влияет на

развитие личности ребенка.

          - Совершенствуется звуковая сторона речи малыша. У него развивается способность к различению звуков языка (развивается фонематический слух), формируется правильное произношение многих звуков речи, за исключением «р», «л», свис тящих и шипящих.

          Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,

побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, например,

          - эмоциональное общение взрослого с ребенком: улыбка, приятные интонации, мимика, прикоснования;

          - речевое общение, когда речью взрослого сопровождаются все действия

ребенка, и он побуждает его с высказыванием, отвечая на вопросы: «Что это?»,

«Кто это?», «Зачем это нужно?», «Что с ним будем делать?» - речь взрослого не

громкая, не многословная, не быстрая, чёткая, выразительная и грамматически

правильная.

          Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком, например, в играх.

          Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений, но индивидуальные различия в развитии речи детей бывают очень большими.

         

       Третий год жизни является переходным от раннего детства к дошкольному

периоду. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно – действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми.

         Основные функции речи – это

  1. общение;
  2. передача накопленного опыта;
  3. регуляция поведения и деятельности – расширяются.

В этом возрасте дети общаются не только со взрослым – на основе познавательных потребностей, но и с детьми – на основе партнёрства («Общение со взрослыми, детьми» - М.И.Лисина).

         Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

        Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

        Овладение речью, устной речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая «высоту» уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Развитие интеллекта у детей тесно связано с развитием памяти. Память ребенка, как и внимание, в основном, не произвольна. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше запоминают в игре.

        К 3 годам у ребенка складывается долговременная память, в основном преобладает зрительно-эмоциональная. Малыши легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь.

        Воображение ребенка тоже возникает в игре, в начале ребёнок воспроизводит впечатление в игре образов (ребенок на палочке - всадник, а палочка – лошадь). Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности, появляется в рисовании, в сочинении сказок, стихов. Но воображение ребенка надо контролировать со стороны взрослых, под руководством которого ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного (зайчики были, а сейчас дети). Воображение очень влияет на развитие речи и обогащает её разными интонациями.

         Для речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми, педагогом. Это надо делать легко, без нажима и постепенно.

         Сначала учат наблюдать за игрой другого, а потом включаться в неё, а затем становится возможным переход к совместной игре, если педагог уделяет самостоятельной игре должное внимание (играет с ними, общается в игре как партнёр), то между детьми устанавливается достаточно сложное по содержанию речевое общение. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. (Все дети хотят общаться с Максимом, Костей, Соней, с хорошо говорящими, а они не всегда хотят, часто играют друг с другом).

            Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Если игра и совместная деятельность со взрослым, со сверстниками (продуктивная, двигательная) носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же, оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение.

          Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми:

          1. Контакты со сверстниками очень эмоциональны, здесь наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, а общение со взрослыми носит более сдержанный эмоциональный характер.

          2. Проявляется нестандартность детских высказываний, отсутствие жёстких норм и правил. Общаясь со взрослыми, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм, общепринятых фраз и речевых оборотов, он его учит говорить как надо, как все, а сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.                  

          3. Налицо преобладание инициативных высказываний над ответными.В контактах с детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общаясь же со взрослым, ребенок предпочитает больше слушать, чем говорит сам.    

          4. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению,  функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнёром был взрослый.

          От взрослого он ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. В общение со взрослым ребенок постоянно управляем, а со сверстниками он  самостоятелен, может фантазировать, выражать обиду, организовать совместную игру и т.д. Все это разнообразие отношений порождает разнообразие и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

          Общаясь друг с другом, дети более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Взрослый понимает ребенка всегда, стоит на него взглянуть и все становится ясным. Именно потребность быть понятным, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь ребенка более связной, полной, понятной. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку), так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т.е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

          Итак, к дошкольному возрасту ребенок легко и свободно говорит, если в его жизни все условия благоприятствуют этом, а это:

          1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие – доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

          2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками.    

          3. Высокая культура речи взрослых.    

          4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.    

          5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

          6. Проведение специальных игр, упражнений на речевом развитии.

          7. Предоставление детям в доступном количестве: игрушек, книг, картинок и т.д.

          Изучив теоретический материал по развитию речи и по развитию общения от рождения ребенка до 4-х лет. Программу  «Кроха» (авторы Григорьева Г. Г. и др.), «Радуга» (авторы Доронова и др.)для I мл. группы, пособие

«Речь и общение» (автор О.А.Белобрыкина), «Развитие речи детей дошкольного возраста» (автор Ф.А.Сохин, статью журнала «Дошкольное воспитание.» № 2-2005 г., журнала «Ребенок в д/с» №3-2005г.

и диагностируя детей в начале учебного года по разделам «Развитие речи» и «Общение» - я отметила, что результаты невысоки.

          Уровень развития речи и общения не соответствуют возрастным нормам у наших детей, поэтому я решила уделять особое внимание развитию речи как средству общения в этом учебном году.

           Задачи, сформулированные в программе «Радуга» стали для меня актуальными, это  

           1. Развивать речь, как средство общения или речевое общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

           2.Создавать условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого общения;

           3.Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребляемых существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

          Для успешного решения поставленных задач, я составила перспективный план работы по развитию речи детей на целый год. Где особое место занимает специальные занятия по развитию речи.

           На этих занятиях дети:

          1. Познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами.

          2 . Учатся рассматривать сюжетные картины.

          3 .Слушают разные истории о событиях из жизни группы.

          4. Смотрят инценировки, где с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения.

          5. Знакомятся с произведениями художественной литературы и участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами.

          Занятия с коллегой проводим по подгруппам, чтобы дети лучше усвоили материал. Используем разные формы организации: дети свободно передвигаются по комнате и выполняют задания; сидят или стоят кружочком;сидят за столами, располагаются на ковре вокруг воспитателя. Рассказываем детям об одном и том же по 2-3 раза, а иногда и больше, но с усложнением.

         Особое внимание в моей работе уделяю созданию условий для развиватия речи как средства коммуникации.

         Для этого:

- я внимательно, заинтересованно и доброжелательно выслушиваю малыша;

- много говорю с каждым малышом;

- вовлекаю в разговор на разные темы;

- помогаю малышу вступать в речевой контакт со сверстниками;

- деятельно реагирую на все их просьбы, предложения, вопросы;

- использую в работе задания – поручения типа: «покажи», «принеси», «сделай то-то» и др.;

- поощряю любые попытки детей повторять слова за мной;

- часто говорю вслух, по какому поводу я намереваюсь обратиться к тому или иному ребенку и как именно это сделать;

- при каждом удобном случае помогаю ребенку обратиться по тому или иному поводу и его сверстнику, и помощнику воспитателя и т.д. («пригласи...», «попроси..», «подари...» «узнай…» «поблагодари…»

- регулярно работаю над собственной дикцией, слежу за темпом речи и выразительностью и чёткостью;

- говорю с малышом не торопясь, по несколько раз подряд повторяя высказанную мысль.

Использую две основные формы работы:

1. Организую специальные  занятия.

2. Руковожу развитием речи в повседневной жизни.

     В повседневной жизни говорю с ребенком (с каждым) в течение всего дня в соответствии с рекомендациями программы «Радуга».

     Утром встречаю ребенка всегда с улыбкой, тепло здороваюсь с ним  и «путешествуем» с малышом по детскому саду, рассматриваем всё, заглядываем везде, говорим обо всем, что попало в поле зрения их внимания, замечаем изменения, вспоминаем, что было вчера, иногда и мечтаем, что будет завтра.

     Говорю эмоционально, заинтересовано, чем вовлекаю детей в разговор. Стараюсь, чтобы общение со мной, носило познавательный характер, С уважением отношусь к детским вопросам (Куда Оля ходила? Откуда лёд?). При каждом удобном случае сама задаю вопросы простые по форме и содержанию: «Какая кофточка у Дианы?», «Что Сусанна кушает?» и др. (Для чего это нужно? Что с ним будем делать?). Я всегда помню, что общение взрослого с ребенком является, или во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью.

     Говорю с ребенком простым и понятным языком, использую простые слова, короткие фразы, не утомляю частыми и длинными разговорами или рассказами, но иногда их удивляю каким-нибудь новым словом (а у нас появилось «чудо» -   расцвел цветок) поищем его. Стараюсь, чтобы все пособия, игрушки и другие предметы в группе стали базой развития речевого общения, организую совместные игры в начале со мной (Что ты хочешь построить, Ромочка? Домик для собачки? Можно я тебе помогу? Принеси кубики, пожалуйста. Что ты принес? Какого цвета кубики? Какой домик у собачки? А где собачка? Позови ее, скажи: «Милая собачка иди сюда», «Какая собачка?», «Как ее зовут?» и т.д.).

           Помогаю организовывать и совместные игры между детьми, стараюсь делать это легко, без нажима. Сначала учу наблюдать за игрой другого, потом осторожно включаться в нее (Какой хороший красный домик построили для собачки мы с Ромой! Катюша, хочешь построить дорожку к этому домику, а Денис построит заборчик? … Поиграйте вместе).

          При этом использую такие словесные приёмы, как: «Давайте попросим (поиграем, погуляем) вместе; «Я начну, а ты продолжишь»; «Помоги Дениске».

Этим самым активизирую словарь ребенка, помогаю овладевать словами просьбы, благодарности, вступать в речевое общение.

          На данном этапе некоторые дети научились не только просить и помогать, но и соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать внимание их к чему-либо интересному, договариваться о совместной какой-то деятельности. Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения.

         3-летний ребенок обшается со сверстником не продолжительное время, поэтому стараюсь как можно чаще менять вид деятельности (за 1 час =10) (А то  могут поссориться). Мы знаем, что общение детей в двигательной деятельности

происходит быстрее, естественнее и проще. Здесь дети реже ссорятся, всегда много эмоций. В подвижной игре всегда легче учить детей замечать сверстника, поэтому использую их везде: на занятиях, на прогулках, в утренний прием, вечером перед полдником. Игры подбираю с небольшим, доступным пониманию детям текстом («Лиса и зайцы», «Догонялки», «Лохматый пес» и т.д.). Хороводам, пляскам и народным играм я придаю большое значение, в них много юмора, они сопровождаются потешками, напевами, считалками, выразительными и доступными для понимания даже малышам. У детей создается радостное настроение, появляется желание «плясать с дружком», все это происходит непроизвольно. Фольклор, живые персонажи игр с одной стороны – стимулируют детскую фантазию, с другой – помогают развивать речь, общение со сверстниками и конечно же движения малыша.(« Зайка серенький сидит», «Прятки», «Заинька походи» и т.д.) Регулярно использую игры, направленные на создание доверительных отношений с ребенком (по рекомендации психолога д/сада Л.В.Шутихиной), где идет тесный контакт с ребенком (тактильные прикосновения: покачивание, поглаживание; «дует ветерок», «щекоталки» и т.д.)

             В группу принесла старый телефон, фен, фотоаппарат, калькулятор, старый будильник. Дети с удовольствие крутят и нажимают на кнопочки, охотно разговаривают по телефону с мамой, фотографируют друг друга и радуются.                                                Речь детей зависит от развития тонких движений пальцев рук, поэтому с ясельной группы играем в пальчиковые игры все вместе, например, перед принятием пищи или индивидуально. Рассказываю сказки о «веселом язычке», но упражнения с языком пока элементарные. Дети нашей группы любят игры с мячом: догоняют его, катают его друг другу, катают по доске, скамейке, что развивает у детей мелкую мускулатуру рук и происходит непосредственный контакт друг с другом.

            Вечером часто предлагаю игры  – это шнуровочки, резиночки, застегивание пуговок, прищепки, мозаику крупную и мелкую, «Лего».

Цель этих игр – развитие мелкой мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети  играют охотно. Предметы в них  разноцветные, что способствует знакомству с основными цветами («красный» и «желтый» знают почти все). Играем за столом сразу по 3 - 4 человека, затем обмениваемся играми, все это способствует общению.

          Организую элементарную опытно - экпериментальную работу. Дети с удовольствием разбирают из одной кучки в свою тарелочку орехи, бобы, скорлупки, камешки. Они охотно находят в песке мелкие игрушечки и др. предметы очень радуются, пересыпают мерной ложкой крупу из одной ёмкости в другую и т.д.

          В этой работе дети общаются , помогают друг другу и даже немного соревнуются. Все это тренирует мелкую мускулатуру рук  пальцев, развивается  речь и общение.

         По утрам очень часто разучиваем потешки, маленькие стихи, поем песенки, читаем сказки, доступные пониманию ребенка. Сказку на сон рассказываю обязательно! После сна провожу гимнастику. Дети рады, с удовольствием повторяют за мной слова и движение.

          Малыши в нашей группе очень эмоциональны, чувствительны к похвале, но также и к порицанию.  Учу их сопереживать, используя как вербальные , так и невербальые средства общения (побуждаю погладить по головке, обнять, сказать: «Хорошая у нас Катя»), радоваться чужим радостям (погладить по головке, обнять, «хорошая у нас Даша»). Поощряю словотворчество детей, стараюсь замечать интересные слова, сообщаю их родителям, отмечая динамику речевого развития. Регулярно обсуждаем с детьми события дня, а также вспоминаем то, что было вчера и рассказываю детям чем будем заняты завтра. Это им очень нравится, они с интересом слушают, с желанием  идут в детский сад.

         Я всегда помню: каждый ребенок индивидуален, неповторим и всегда учитываю это в общении с ним и всячески подчёркиваю. Не сравниваю одного ребенка с другим. Стараюсь не ставить никого никому в пример. Учусь принимать всех детей такими, какие они есть. Стараюсь выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка.

            В течение дня (всей смены) создаю условия для развития речи детей и их общения.

           Результатом моей работы стало то, что речь детей стала шире, полнее, разнообразнее, обогатилась разными звуками, звукоподражаниями, словами, предложениями,  эмоционально окрасилась. Дети чувствуют себя комфортно, у них хорошее настроение, они с радостью знакомятся с чем-то новым, с удовольствием встречают знакомую потешку, проговаривая её, игру. Со взрослыми дети общаются в детском саду легко, с улыбкой, стараются привлечь их внимание к себе. Со сверстниками дети непринуждённо устанавливают контакт, общаются и играют друг с другом.

         Наблюдается положительную динамику развития речи, как средства общения со взрослыми и сверстниками.

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в I младшей группе

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать знакомить детей с одеждой мальчиков и с

одеждой девочек формируя половую идентификацию

  1. Побуждать детей к элементарным формам общения

(проявление сочувствия, желания помочь, познакомиться, поиграть со сверстниками).

  1. Вызвать интерес к собственной личности, активизируя словарь детей

(я – мальчик, я – девочка).

         

Пособия: кукла, как одежда для мальчиков и девочек, пеленка.

Подготовка к занятию:

Рассматривание альбома с фотографиями, где изображены мальчики и девочки.

                       ХОД

В: - Будем солить капустку?

    - Кто будет мне помогать? (и Соня, и Артур, и Максим, и Настя, и Денис, и Даша и …)

                 Мы капустку режем, режем,

                 Мы капустку солим, солим,

                 Мы капустку трём, трём,

                 Мы капустку жмём, жмём.

Угощаем: - « кушайте, пожалуйста!»

   ( - Немного получилось капустки, надо ещё посолить: Мы капустку режем…)

   ( плач у дверей: Уа, Уа)

В: - Ой кто-то плачет?

    -  Малыш! (голенький в одних трусиках

    -  Не плачь малыш! Иди к нам.

    Мы тебя согреем (заворачиваю в пелёнку),

    Успокоим (гладим, обнимаем)

    -   Малыш, что случилось?

М.(всхлипывая) – Мама постирала мою одежду

                               Повесила на веревочку,

                               А ветерок дунул

                               И унес её далеко, далеко…

                               И мне теперь нечего одеть…

В. – Не плачь, у нас есть одежда

        (достаю коробку с одеждой)

    -  Для чего нужна одежда?

        ( чтобы человеку было тепло и уютно)

    -  Что с ней будем делать?

        (надевать и носить)

(Достаю шортики, рубашку, кепочку)

    по очереди спрашиваю:

  - что это?

  - кто это носит? (Раскладываю на скамеечке).(Мальчики)

 – это одежда для мальчиков.

(Достаю платье, кофточку, бантики)

  по очереди спрашиваю:

  - что это?

  - кто это носит? (Раскладываю рядом с одеждой мальчиков)(Девочки)

  - это одежда девочек.

 В: - Малыш, а ты кто?

М: - Я девочка Маша

В: - Машенька, мы тебе поможем

     - Выбирай одежду себе

М: - Мне нравится это и это

В:  - Что выбрала Маша? – платье, бантики

         (показываю платье)

      - Какое оно? (зеленое, в кружевах)

      - А бантики какие? (белые, с блестящей ниточкой)

      - Машенька , можно я помогу надеть надеть это красивое платье и эти замечательные бантики?

Напеваю: (надеваю платьице зелёное с кружевами, застегиваю пуговку, затем другую, прикладываю бантики)

     - Ах, какая красивая Маша!

М: - Спасибо, вы такие добрые, заботливые…

     -  Я хочу с вами познакомиться

     -  Я девочка Маша

к В-лю – Вы кто? (Я – О.А.)

к ребенку – Ты кто? (Я – мальчик Артур)

(побуждать детей, чтобы говорили: я - мальчик, я - девочка)

В: - Машенька, хочешь посмотреть как мы играем.

М: - Очень хочу.

Игра:       Мы топаем ногами,

                Мы хлопаем руками

                Киваем головой

                Мы руки поднимаем

                Мы руки опускаем

                Мы руки подаем

                И бегаем кругом.

                Побежали.

В: - Тише, тише не спешите

    -  Вы игру остановите,

    -  Раз, два, раз, два

    -  Вот и кончилась игра

    -  Наступила: ти – ши – на.. (шёпотом)

М: - Весело у Вас

     -  Можно я еще приду к вам в гости

     -  А сейчас мне надо домой

     - До – свидания.

Дети: До – свидания, Маша

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

С ДЕТЬМИ I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

«ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Формировать у детей представления о диких животных:

Белке, их питании, особенностях образа жизни.

  1. Познакомить малышей  со свойствами и качествами льда.
  2. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
  3. Стимулировать использование детьми в активной речи слов: «холодный», «скользкий», «ледяной», «растаял».
  4. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Материал: Мягкие игрушки – заяц, белочка, медведь, угощение для животных: морковка, «бочонок с медом», орехи, льдинки, бусы из них блюдце для них, настоящие бусы, блюдце с водой, корзинка.

Белочку, зайчика держит мл. воспитатель в руке

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель: Все садитесь рядком, (на стульчики).

                        Поиграем ладком.

                        Приготовьте ушки, глазки

                        Начинаем нашу сказку.

 - Я сегодня в лес пошла,

   Бусы дивные нашла

- Смотрите какие – блестящие (на блюдце льдинки)

- Какие они? Потрогайте. Скажите

- холодные, скользкие, мокрые

- из чего сделаны бусинки?

Правильно изо льда. Они ледяные.

Какие они? Вместе скажем: «Ледяные».

- интересно, кто же потерял эти ледяные бусинки?

Хотите пойти в лес? И всем вместе поискать хозяина.

А бусы положим в корзинку (Блюдце ставлю в корзинку)

ИГРА: По ровненькой дорожке – 2 раза

            Шагают наши ножки – 2 раза

            Перешагиваем через сугроб

            Через ямку скок

            Бух – упали, куда же мы попали?

            Шли мы шли, в зимний лес пришли.

            А у елки под кусточком белый заинька сидит

            Хвостик у него дрожит.

- Как дрожит хвостик у зайчика? (Арт. упр-е «Зайкин хвостик» - движения

  языка влево и вправо)

            Нет у зайчика избушки.

            Кто ему построит дом?

            Он лежит прижавши ушки

             Под ореховым кустом.

( дети замечают под ёлочкой зайчика)

- Зайка иди к нам! – 2 раза (подношу зайчика)

- Здравствуй, зайчик хочешь мы тебя угостим?

- Что любит зайка? (морковь, капусту)

Правильно, зайка любит овощи (смотрю в корзинку)

- Ой, а у меня в корзинке бусы

- Зайчик, не потерял ли ты эти ледяные бусы? (зайчик посмотрел и убежал)

  поцокать.

- Так и не ответил нам зайчик. Убежал, не успели угостить.

- Морковку оставим под ёлочкой, он её увидит и угоститься сам.

- Хотите поиграть в зайчиков?

ИГРА:      Зайка беленький сидит

                 И ушами шевелит.

                 Зайке холодно сидеть

                 Надо лапочки погреть

                 Зайке холодно стоять

                 Надо зайке поскакать.

                 Кто-то зайку напугал

поцокать  Зайка – прыг и убежал (на стульчики)

- Пойдемте дальше.

                 По ровненькой дорожке

                 Шагают наши ножки…

- Там мишка живет (шёпотом)

- Он зимой спит в глубокой яме – берлоге (мишка в большом кубе)

- Будить его не надо, а то он может быть очень сердитым.

                - Мишка, мишка – лежебока

                  Спит он долго и глубоко

                  Зиму целую проспал

                  И на ёлку не попал

                  И на санках не катался

                  И снежками не кидался

                  Всё бы мишеньке храпеть

                  Эх, ты мишенька – медведь!

- Как мишенька храпит? (хр-хр-хр)

- А когда мишенька проснётся? (весной)

- А что он любит кушать больше всего на свете? (мёд)

- Угостим его? (смотрю в корзину)

- Дети, а мишка мог потерять эти красивые ледяные бусы,

  Он спит всю зиму и не терял их. («мёд» ставлю рядом с кубом)

- Весной проснется мишенька и порадуется.

- Пойдемте дальше

                 По ровненькой дорожке

                 Шагают наши ножки…

- Интересно, кто же зайку напугал, может быть этот зверёк в яркой шубке)

  (подходим к белочке)

- Кто это? (белочка)

- Здравствуй, белочка! (цокаю)

- Это так белочка здоровается с нами.

- И мы с ней поздороваемся  так же

- Белочка может напугать зайца? (цокаем) (может)

- Почему? (прыгает, цокает).

- Поиграе6м с белочкой?

                 Сидит белочка в тележке

                 Продает она орешки

                 Лисичке – сестричке (загибаем пальчики)

                 Воробью

                 Синичке

                 Мишке толстопятому

                 Заиньке усатому

                 Кому в платок

                 Кому в роток

                 Кому в лапочку.

- Продала белочка орешки и домой поскакала

- А где у нее дом?

- Высоко на дереве строит себе белочка домик из веточек

  А рядом у неё кладовочка (в группе

- Что она там хранит? (орехи, шишки с семенами, сухие грибы)

- Угостим белочку?

- Что она любит? (орехи)

- Белочка, хочешь орешки?

- А белочка не веселая…

- Почему ты, белочка, грустишь? (подношу белку к уху)

- Дети, белочка потеряла красивые ледяные бусы

- Возьми, белочка, свои бусы (смотрю в корзинку)

- Ой, а где же они, они? (достаю блюдце с водой)

- Что тут?

- Где же блестящие, ледяные бусины

- Почему их нет?

- Да потому, что у нас тепло и лёд растаял (рас – та – ял)

  На улице солнышко пригревает, снег и лёд тают.

- А как же нам белочку развеселить?

- Белочка мы подарим тебе другие бусы, настоящие, а не ледяные.

- Надевай, очень красиво.

- Угощайся орешками (цокаю)

- Вот белочка и развеселилась

- А мы пойдем на улицу гулять и посмотрим тает снег или нет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Развитие речи как средство общения

Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может уб...

Педагогический совет "Развитие речи как средство общения и культуры дошкольника"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 130 г. Нижнеудинск"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТформа проведения: фестиваль"Развитие речи как сре...

Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.

В статье рассматривается проблема развития речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. Представлена методика формирования коммуникативной деятельности детей с целью развития речи ...