Развитие речи как средство общения
консультация (старшая группа) на тему

захаркина Любовь Викторовна

Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

Не менее важно в личных и деловых отношениях – понимать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи как средство общения

Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

Не менее важно в личных и деловых отношениях – понимать собеседника.

Хорошему владению речью нужно учиться, и не один год, а начинать обучение желательно как можно раньше. Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем, единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Далее появляются мимика и жесты малыша.

Для того, чтобы овладеть языком, понимать его и общаться на нём, ребенок должен:

1 – находится в так называемой “языковой среде” – иметь возможность слышать речь окружающего;

 2 – овладеть способностью, воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем слова.

“Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. Если в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям.

1 – Это развитие понимания речи;

 2 – Развитие “активной” собственной речи как способности говорить, т.е.

 1) импрессивной и 2) экспрессивной речи.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим. Дети пытаются действовать как взрослые, подражать им, возникает желание быть самостоятельным. Для детей этого возраста характерна потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками.

Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что видели, обращаться к близким взрослым с вопросами “Что это?”; “Как?”; “Зачем?”; “Где?”. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Овладение речью, устной речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая “высоту” уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Развитие интеллекта у детей тесно связано с развитием памяти. Память ребенка, как и внимание, в основном, не произвольна. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше запоминают в игре.

К 3 годам у ребенка складывается долговременная память, в основном преобладает зрительно-эмоциональная. Малыши легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь.

Воображение ребенка тоже возникает в игре, в начале ребёнок воспроизводит впечатление в игре образов (ребенок на палочке – всадник, а палочка – лошадь). Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности, появляется в рисовании, в сочинении сказок, стихов. Но воображение ребенка надо контролировать со стороны взрослых, под руководством которого ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного (зайчики были, а сейчас дети). Воображение очень влияет на развитие речи и обогащает её разными интонациями.

Для речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми, педагогом. Это надо делать легко, без нажима и постепенно.

Сначала учат наблюдать за игрой другого, а потом включаться в неё, а затем становится возможным переход к совместной игре, если педагог уделяет самостоятельной игре должное внимание (играет с ними, общается в игре как партнёр), то между детьми устанавливается достаточно сложное по содержанию речевое общение. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. (Все дети хотят общаться с Максимом, Костей, Соней, с хорошо говорящими, а они не всегда хотят, часто играют друг с другом.)

Итак, к дошкольному возрасту ребенок легко и свободно говорит, если в его жизни все условия благоприятствуют этом, а это:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие – доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

 2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками.

 3. Высокая культура речи взрослых.

 4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.

 5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

 6. Проведение специальных игр, упражнений на речевом развитии.

 7. Предоставление детям в доступном количестве: игрушек, книг, картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи, как средство общения

Реферат и показательные занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада...

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Педагогический совет "Развитие речи как средство общения и культуры дошкольника"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 130 г. Нижнеудинск"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТформа проведения: фестиваль"Развитие речи как сре...

Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.

В статье рассматривается проблема развития речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. Представлена методика формирования коммуникативной деятельности детей с целью развития речи ...