занятие "Дифференциация Ш-Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Занятие для подготовительной логопеди ческой группы. на занятии решались коррекционно-образовательные задачи: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный;

Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать умение дифференцировать в речи и на слух оппозиционные звуки Ш-Ж; развивать артикуляционный аппарат, длительность плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Интеграция с областью  «Здоровье»:Активизировать знания о работе речевого аппарата, его значения для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc39.5 КБ
Office presentation icon zvuki_sh_-_zh_prezentaciya_2.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный;

Коррекционно-развивающие:  совершенствовать умение дифференцировать в речи и на слух оппозиционные звуки Ш-Ж; развивать артикуляционный аппарат, длительность плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Область «Здоровье»: Активизировать знания о работе речевого аппарата, его значения для человека.

 Подготовительная работа: заучивание загадки, стихов о звуках Ш – Ж.

Материал: разовые стаканчики, разовые трубочки для коктейлей, индивидуальные зеркала, компьютер, экран, картинки, мольберт

 Логопед: (включена презентация слайд №1)(дети стоят)  Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Вы узнали его?

Дети: Это язычок.

Логопед:  Давайте послушаем загадку (загадывает ребенок)

Жил на свете язычок и был у него свой домик.

В домике этом красные двери,

Белые звери сидят у дверей,

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Что это за домик?

Дети: это губы, зубы, рот.

Логопед: А для чего они нам нужны?

Дети: Чтобы разговаривать.

Логопед: А что нам еще помогает говорить?

Дети: голосовые связки, челюсти, небо, маленький язычок, нос.

Логопед: Как все это вместе называется?

Дети:  Это наш речевой аппарат.

Логопед: Ребята, наш гость хочет с нами поиграть! А как он может это сделать?

Дети: Можно сделать гимнастику для язычка.

Логопед: А кто хочет придумать сказку о приключениях язычка?

Дети предлагают себя.

Логопед: присаживайтесь на стульчики, подвигаем к себе зеркала и будем выполнять все движения, которые будут в сказке. (Ребенок рассказывает сказку – гимнастику с показом движений вязаного язычка, надетого на руку)

Дети перед зеркалами повторяют движения язычка по сказке (затем зеркала кладутся на стол)

Логопед: Молодцы, какие замечательные у вас язычки. Язычок так устал, что захотел кипяченой водички. Что мы можем ему предложить?

Дети предлагают  вскипятить воду с помощью трубочки (Раздать стаканы с водой и трубочки). Логопед: Конечно, мы можем выполнить дыхательное упражнение «Вскипяти водичку». Водичка кипит ровно, не выплескиваясь через край (вдох носом, длительный плавный выдох ) 2-3 раза.

Логопед: Язычок принес  с собой загадки. ( Слайд №2  на экране высвечиваются картинки – ответы на загадки)

  1. Елочное украшение.
  2. Фрукт треугольной формы.
  3. Что это за игрушка: то одна, то их несколько, одна другой меньше, одна в другую вставляется?
  4. Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

       И питается он листьями

              Листьями деревьев.

  1. Очень мирные мы змеи,

Любим жить в лесах у рек.

Яда вовсе не имеем

       И не знались с ним вовек.

Назовите предметы  и догадайтесь, какие звуки повторяются в этих словах?

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем сравнивать  два звука Ш – Ж. Закройте глаза и произнесите звуки  Ш-Ж. Послушайте себя! А теперь послушаем стихотворения об этих звуках.  И подумаем: чем эти звуки  похожи и чем отличаются?

Первый ребенок читает стихотворение:  (все дети придвигают к себе зеркала, по стихотворению показывают упражнения)

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из языка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шелк, шуршал!

2 ребенок:

Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж  как жук большой гудит.

Логопед: так чем же похожи эти звуки?

Дети: Похожи тем, что образуются в одном месте (язык поднимается к нёбу), они оба  согласные, всегда твердые.

Логопед: А чем же они отличаются?

Дети: глухой – звонкий (дети проверяют: приложить руку к горлышку).

 Логопед: Да эти звуки очень похожи, они пара по глухости-звонкости.

Фоноритмика: Язычок хочет послушать, как вы споете  эти звуки (встать в кружок).

[ш] – и.п. Руки вверх и плавно покачать ими вправо – влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону.

[ж]-  и.п. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении Ж. Движение  напряженное, сильное, удлиненное.

Логопед: Ребята, мы с вами сказали, что эти звуки пара по глухости-звонкости, а хотите сыграть в игру «Подбери пару?»

Дети соглашаются.
Логопед: разбейтесь на пары, один из вас будет петь песенку - Ш, другой –Ж. А гласная у вас должна быть одной и той же. (ша-жа, ши-жи, шо-жо, шу-жу, ше-же)

Логопед: присаживаемся на свои места.

Логопед: Язычок пришел к нам со своими картинками. Он предлагает ответить на его вопросы (слайд №1 – общие картинки)

  1. Найдите те предметы, в названиях которых звуки Ш – Ж стоят в начале слова.
  2. Найдите те предметы, в названиях которых звуки Ш – Ж стоят в середине слова.
  3. Найдите те предметы, в названиях которых звук  Ш  стоит в конце слова.

(дети отвечают полным предложением)

(слайд №3 – язычок помогает проверять  1 задания)

(слайд №4 – общий)

(слайд №5  - язычок предлагает проверить  2 задание)

(слайд №6  – общий)

(слайд №7 –язычок помогает в  проверке 3 задания)

Логопед: Язычок предлагает вам сыграть в игру «Раздели слова по звукам». Вам нужно разделиться на две группы и на мольберте  распределить слова по группам: в один столбик слова со звуком Ш, в другой – со звуком Ж.

Дети выполняют задание, каждая из групп  детей вместе с язычком проверяют правильность выполнения.

Логопед: А теперь попробуем заменить один звук другим, я буду называть слова с одним звуком, а вы меняете этот звук и произносите слово.

Шар – жар                                    Шить – жить                                               Шаль – жаль

Шила – жила                               шесть – жесть                                шалость – жалость

Шутка – жутко                        машет – мажет

Логопед: А чем отличаются эти слова?

Дети: звуками Ш – Ж, и по смыслу.

Логопед: Составьте предложения по данным картинкам (слайд№ 8).

Логопед: Язычок очень доволен тем, как вы выполняли его задания. Ну а теперь он приглашает вас на выставку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация Ш - Ж