Конспект НОД в подготовительной группе "Загадки в нашей жизни"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Цель:Развивать умение сочинять собственные загадки; использовать в речи знакомые

 загадки к месту.

Задачи:

образовательная область  «Познание»:

- развивать умение анализировать загадки для определения отгадки.

образовательная область  «Коммуникация»:

- активизировать в речи детей слова: небылицы, отгадки.

образовательная область  «Музыка»:

-развивать умение  красиво и грациозно выполнять иммитационные движения под музыку.

образовательная область  «Социализация»:

-развивать умение правильно логически и интонационно и эмоционально реагировать на то, что говорит собеседник.

образовательная область  «Художественное творчество»:

-развивать способность передавать в изображении основные свойства предметов

 

Оборудование и материалы:

Макет телевизора с  перематывающимися  картинками к небылицам; «журнал» загадок; рисунки детей на свои загадки; шапочки к загадкам (редис, картофель, огурец); картинки (лимон, банан).

Предварительная работа:

Загадывание загадок с показом предметов – отгадок, сочинение загадок с родителями и рисование отгадок.

 

 Методы организации непосредственной образовательной деятельности:

Сюрпризный момент; беседа; просмотр картинок; игра; рассказ воспитателя; рассказ детей; пояснение; напоминание.

Логика непосредственно образовательной деятельности:

Свободная посадка детей полукругом.

Воспитатель заинтересовывает детей тем, что получила по почте необычный «Журнал загадок» с  видеоприложением  - «телевизором» и предлагает детям почитать его.

Сначала воспитатель читает небылицы с интонацией удивления и нотками юмора в голосе, прокручивая по «телевизору» соответствующие картинки и помогая детям понять смысл этого жанра.

Лошади наши с усами

Бегают в подполе за мышами.

(картинка в «телевизоре» : лошадь с усами бежит за мышью )

Вопрос к детям: Так бывает в жизни? Правда же смешно? (подаёт пример юмористического смеха).

 

Наши кошки живут в гнезде, летают везде!

Прилетели во двор. Завели разговор: «Кар-кар!»

(картинка: кошка с крыльями сидит в гнезде).

 

Наша ворона ушаста, в огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.

( картинка: ворона с ушами и маленьким белым хвостиком).

Вопрос к детям: Что вы сейчас услышали? Сказки? Загадки? Небылицы?

Вывод: Это - небылицы! (этого в жизни быть не может, но автор придумал сам всё для смеха и чтобы подловить невнимательных ребят ) . Чтобы отличить небылицу от стихотворения, надо хорошо знать, что бывает на свете, а что придумано.

 

Дети вместе с воспитателем встают, чтобы оглядеться вокруг себя:

-Вокруг нас много разных знакомых предметов, но не всегда надо называть или показывать их. Иногда хочется пошутить , запутать своего друга. Посмотреть , какой друг смекалистый…

-Вот и я хочу проверить вашу смекалку! Отгадайте, о чём загадки из журнала.

Напоминание правил отгадывания загадок: внимательно слушать загадку до конца, понять на какой предмет указывается - какие части или движения свойственны предмету.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает  ( книга).

 

 Чёрный  Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом проведёт, там заметку кладёт ( карандаш ).

 

 Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое день (часы).

По мере отгадывания загадок дети находят  предметы, расположенные в разных местах , передвигаясь по группе, обсуждая соответствуют ли им  указанные в загадке признаки.

Загадки можно отгадывать не только словами, но и жестами, движениями, пантомимой.

 Воет, свистит, ветки ломает.

Пыль поднимает, с ног всех сбивает. ( ветер)

Динамичная пауза:дети  изображают « порывистый ветер» под аудиозапись.

Дети садятся на места.

Воспитатель:

-Очень интересный, замечательный журнал теперь есть в нашей группе. Но он заполнен не до конца. Есть свободные  страницы  и мы можем вставить в журнал свои загадки – картинки. Кто сам сочинил загадки? Загадайте  их, пожалуйста…

Дети по очереди загадывают загадки сочинённые  вместе с родителями. На мольберте  вывешены рисунки с отгадками (тоже выполненные дома с родителями ). Остальные отгадывают и определяют рисунок – отгадку ).

 

 

Вместе приходят к выводу:

Как сочинить загадку? - надо рассказать о самых главных приметах или  о главном действии с предметом, или для чего предмет существует, или какой он на вкус.

 

Игра «Сочини загадку по подсказке»:

Дети – отгадки одевают шапочки овощей – присаживаются на «грядку».

Тот кто сочинит загадку, расскажет и тот кто отгадает правильно могут «поработать в огороде» (полить «овощ» из лейки и «собрать» урожай ).

Желающие дети сочиняют загадки, остальные отгадывают, воспитатель помогает затрудняющимся наводящими вопросами, поощряет успехи.

 

Воспитатель:

-Оказывается это очень интересное занятие: придумывать и отгадывать загадки. У нас в группе присутствуют гости - взрослые, давайте проверим умеют ли они сочинять загадки.

Гостям предварительно предлагают картинки (банан, лимон). Они начинают перечислять сначала общие признаки. Например: жёлтый, овальный фрукт, на вкус кислый (лимон); жёлтый, овальный фрукт, на вкус сладкий (банан ) .

 

Воспитатель:

- Какие все были сегодня весёлые, смекалистые, сообразительные. Всем кто захочет сочинить загадки, нарисовать отгадки приносите в группу, поместим их в « Журнал загадок».

Дети решают куда определят новый журнал: в книжный уголок- на выставке журналов

 

Варианты организации непосредственной образовательной деятельности в режимных моментах:

Рассматривание «Журнала загадок» в свободной деятельности; придумывание загадок, зарисовывание отгадок; пополнение содержания журнала

 

 

 

Используемая литература:  Есаулова  Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». – Москва: ЦПО, 2007 – 64с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_2.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развивать умение сочинять собственные загадки; использовать в речи знакомые

 загадки к месту.

Задачи:

образовательная область  «Познание»:

- развивать умение анализировать загадки для определения отгадки.

образовательная область  «Коммуникация»:

- активизировать в речи детей слова: небылицы, отгадки.

образовательная область  «Музыка»:

-развивать умение  красиво и грациозно выполнять иммитационные движения под музыку.

образовательная область  «Социализация»:

-развивать умение правильно логически и интонационно и эмоционально реагировать на то, что говорит собеседник.

образовательная область  «Художественное творчество»:

-развивать способность передавать в изображении основные свойства предметов

Оборудование и материалы:

Макет телевизора с  перематывающимися  картинками к небылицам; «журнал» загадок; рисунки детей на свои загадки; шапочки к загадкам (редис, картофель, огурец); картинки (лимон, банан).

Предварительная работа:

Загадывание загадок с показом предметов – отгадок, сочинение загадок с родителями и рисование отгадок.

 Методы организации непосредственной образовательной деятельности:

Сюрпризный момент; беседа; просмотр картинок; игра; рассказ воспитателя; рассказ детей; пояснение; напоминание.

Логика непосредственно образовательной деятельности:

Свободная посадка детей полукругом.

Воспитатель заинтересовывает детей тем, что получила по почте необычный «Журнал загадок» с  видеоприложением  - «телевизором» и предлагает детям почитать его.

Сначала воспитатель читает небылицы с интонацией удивления и нотками юмора в голосе, прокручивая по «телевизору» соответствующие картинки и помогая детям понять смысл этого жанра.

Лошади наши с усами

Бегают в подполе за мышами.

(картинка в «телевизоре» : лошадь с усами бежит за мышью )

Вопрос к детям: Так бывает в жизни? Правда же смешно? (подаёт пример юмористического смеха).

Наши кошки живут в гнезде, летают везде!

Прилетели во двор. Завели разговор: «Кар-кар!»

(картинка: кошка с крыльями сидит в гнезде).

Наша ворона ушаста, в огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.

( картинка: ворона с ушами и маленьким белым хвостиком).

Вопрос к детям: Что вы сейчас услышали? Сказки? Загадки? Небылицы?

Вывод: Это - небылицы! (этого в жизни быть не может, но автор придумал сам всё для смеха и чтобы подловить невнимательных ребят ) . Чтобы отличить небылицу от стихотворения, надо хорошо знать, что бывает на свете, а что придумано.

Дети вместе с воспитателем встают, чтобы оглядеться вокруг себя:

-Вокруг нас много разных знакомых предметов, но не всегда надо называть или показывать их. Иногда хочется пошутить , запутать своего друга. Посмотреть , какой друг смекалистый…

-Вот и я хочу проверить вашу смекалку! Отгадайте, о чём загадки из журнала.

Напоминание правил отгадывания загадок: внимательно слушать загадку до конца, понять на какой предмет указывается - какие части или движения свойственны предмету.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает  ( книга).

 Чёрный  Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом проведёт, там заметку кладёт ( карандаш ).

 Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое день (часы).

По мере отгадывания загадок дети находят  предметы, расположенные в разных местах , передвигаясь по группе, обсуждая соответствуют ли им  указанные в загадке признаки.

Загадки можно отгадывать не только словами, но и жестами, движениями, пантомимой.

 Воет, свистит, ветки ломает.

Пыль поднимает, с ног всех сбивает. ( ветер)

Динамичная пауза: дети  изображают « порывистый ветер» под аудиозапись.

Дети садятся на места.

Воспитатель:

-Очень интересный, замечательный журнал теперь есть в нашей группе. Но он заполнен не до конца. Есть свободные  страницы  и мы можем вставить в журнал свои загадки – картинки. Кто сам сочинил загадки? Загадайте  их, пожалуйста…

Дети по очереди загадывают загадки сочинённые  вместе с родителями. На мольберте  вывешены рисунки с отгадками (тоже выполненные дома с родителями ). Остальные отгадывают и определяют рисунок – отгадку ).

Вместе приходят к выводу:

Как сочинить загадку? - надо рассказать о самых главных приметах или  о главном действии с предметом, или для чего предмет существует, или какой он на вкус.

Игра «Сочини загадку по подсказке»:

Дети – отгадки одевают шапочки овощей – присаживаются на «грядку».

Тот кто сочинит загадку, расскажет и тот кто отгадает правильно могут «поработать в огороде» (полить «овощ» из лейки и «собрать» урожай ).

Желающие дети сочиняют загадки, остальные отгадывают, воспитатель помогает затрудняющимся наводящими вопросами, поощряет успехи.

Воспитатель:

-Оказывается это очень интересное занятие: придумывать и отгадывать загадки. У нас в группе присутствуют гости - взрослые, давайте проверим умеют ли они сочинять загадки.

Гостям предварительно предлагают картинки (банан, лимон). Они начинают перечислять сначала общие признаки. Например: жёлтый, овальный фрукт, на вкус кислый (лимон); жёлтый, овальный фрукт, на вкус сладкий (банан ) .

Воспитатель:

- Какие все были сегодня весёлые, смекалистые, сообразительные. Всем кто захочет сочинить загадки, нарисовать отгадки приносите в группу, поместим их в « Журнал загадок».

Дети решают куда определят новый журнал: в книжный уголок- на выставке журналов

Варианты организации непосредственной образовательной деятельности в режимных моментах:

Рассматривание «Журнала загадок» в свободной деятельности; придумывание загадок, зарисовывание отгадок; пополнение содержания журнала

Используемая литература:  Есаулова  Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». – Москва: ЦПО, 2007 – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Лес в жизни человека"

В конспекте НОД сттоят задачи: Воспитательные:-воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе ;-воспитывать воображение, смекалку, сообразительность.Образовательн...

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Конспект НОД в подготовительной группе "Вода - это жизнь"

Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого. Учить проводить детей несложные опыты с водой, прививать бережное отношение к воде, формировать потребность, желание экономить воду, сох...

Конспект досуга для подготовительных групп "Блокада - наша память, наша совесть"

Досуг для двух подготовительных групп, с презентацией....

Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

Конспект тренинга для родителей "Здоровье в нашей жизни"

Конспект тренинга для родителей "Здоровье в нашей жизни"...