Речь- чудесный дар природы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Коковина Любовь Борисовна

Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приемов развития связной речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech-_chudesnyy_dar_prirody.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  №2  «Солнышко» комбинированного вида»

«Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приёмов развития связной речи старших дошкольников»

                                           составила:  

воспитатель

2-й   кв. категории

Коковина Л.Б.

                                                               

г.Оленегорск,  2010г.

«Уметь общаться – в счастье купаться».

народная мудрость.

Речь – чудесный дар природы,  одна из важных  линий  развития ребенка.  

Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся  компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.

        Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу  с самого раннего возраста, когда у детей  еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.

Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

 Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

  1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
  2. юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
  3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

В своей  работе  определила главную цель – развитие   связной  монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:

  1. Обогащение словаря.
  2. Формирование умения составлять текст по сюжетным  картинкам  (по рисунку).
  3.  Умение ребенка  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты
  4. Формирование умения грамматическому и фонетическому  построению фраз.
  5. Обучение  активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,
  6. Составление рассказов из личного опыта.
  7. Повышение уровня эмоционального развития.
  8. Воспитание  интереса к детскому творчеству.

Для  обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.

Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:

- Почему дед попросил испечь бабку колобок?

- Он работал в огороде, устал, захотел есть.

- Как бабка пекла колобка?

- Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.

- Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?

- Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он  захотел найти  себе друзей

- Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?

- цветочки растут, грибы, бабочки летают …

- Грустного,  Зайчик гулял в лесу и заблудился.

- Как же помочь зайке?

- Колобок  покатился  дальше и показал зайчику  дорожку к дому.

    Последующие занятия  позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров  помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения  со взрослыми и сверстниками, проявлять умение  слушать и понимать  обращенную  к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

    Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать  сказку (рассказ)

   В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты

(Вопросы?).

     Во время обучения умению составлять  простейшие, по смысловой нагрузке  и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому  построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов).   Учила  правильно строить  композицию  сюжета,  (оформлению их содержания), зачин  (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это  способствовало  овладению  связной  монологической  речью детей, что имеет первостепенное значение  для полноценной  подготовки  ребенка к  обучению  в школе.

Умение ребенка  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты. Обучение  активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)

Если возникали  трудности,  помогала  ребенку, используя цепочку вопросов.

 

Примерная цепочка вопросов  для детей 3-4 лет

  - Жил-был   (кто?)

  - Как его звали?

  - С кем он дружил?

  - Пришел кто?

  Примерная  цепочка  вопросов  5-7лет

  - Жил – был (кто?)

  - Какой он  был?  

  - Что умел делать?

  - Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)

  - Встретил  (кого? Что?)

  - Кто у него друг?

  - Как он мог помочь другу?

  - Что стало с друзьями?

 При всем многообразии принципов  дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим   остается  принцип  наглядности.  (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)

Развитие речи детей  будет более эффективным, если  как можно больше   читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие  игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок

Грамматический строй  речи:

Синонимы

Цель: Объяснить детям что существуют  слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному

                   Маленький - крошечный

                   Зима - зимушка

Антонимы  и противоположные слова.

                      Большой – маленький

                      Веселый – грустный

                   Высоко – низко

         

 

Игра: «Что делают предметы?»

 Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать  графические символы действий, согласование существительных с глаголом.

Игра:  «Времена года»

            Зима какая?   (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).

Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.

           

 Связная речь:  

 Игра:  «Найди по описанию»

Цел: формировать умение составлять  описательный рассказ.

Ход игры: ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.

Игра: «Веселые картинки»  

 Цель: Развивать воображение,  фантазию, творческие способности, учить детей  сочинять, пересказывать  сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.

 Ход игры: (картинки  выкладываются друг за другом  в бессмысленном  порядке  при составлении рассказа  содержание последующей  картинки нужно связать с предыдущей)

 

  Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.

С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись  таким  занятием, и результатом стало  создание  в группе  папки  «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).

     Надо отметить, что важной особенностью детского творчества  является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.   Я отмечала оригинальность и самобытность  работы  каждого ребёнка,  Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

     Чтобы дети  во время   придумывания  по рисунку  не теряли интерес  к сочинительству, я старалась  эмоционально  реагировать на  каждое предложение  и действие.  Если дети затруднялись, помогала  додумывать  окончание  истории.

Женя и Наташа  могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.

 Помогали мне  в этой работе  и родители,  дети составляли дома рассказ  или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали  с детьми.

 

Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.  

В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.

 

   

  Результаты диагностики  в конце подготовительной группы  показали, что уровень развития   связной  монологической речи  значительно повысился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая философия «К чудесной красоте природы…»

Я вынес из впечатлений моей  жизни       глубокое убеждение, чтопрекрасный ландшафт имеет такоеогромное воспитательное влияниена развитие молодой души, скоторым трудно соперни...

"К чудесной красоте природы"

Консмультация для родителей  про природу...

Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....

Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"

Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"...

Вода - чудесный дар природы

quot;Вода – чудесный дар природы"В средней группе прошел праздник день воды. Главной задачей этих мероприятий  должно стать напоминание об огромной важности воды для поддержания жизни...