Речь- чудесный дар природы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приемов развития связной речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида»
«Составление творческих рассказов и придумывание сказок, как один из приёмов развития связной речи старших дошкольников»
составила:
воспитатель
2-й кв. категории
Коковина Л.Б.
г.Оленегорск, 2010г.
«Уметь общаться – в счастье купаться».
народная мудрость.
Речь – чудесный дар природы, одна из важных линий развития ребенка.
Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.
Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу с самого раннего возраста, когда у детей еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.
Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
- детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
- юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
- зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
В своей работе определила главную цель – развитие связной монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:
- Обогащение словаря.
- Формирование умения составлять текст по сюжетным картинкам (по рисунку).
- Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты
- Формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.
- Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,
- Составление рассказов из личного опыта.
- Повышение уровня эмоционального развития.
- Воспитание интереса к детскому творчеству.
Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.
Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:
- Почему дед попросил испечь бабку колобок?
- Он работал в огороде, устал, захотел есть.
- Как бабка пекла колобка?
- Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.
- Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?
- Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он захотел найти себе друзей
- Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?
- цветочки растут, грибы, бабочки летают …
- Грустного, Зайчик гулял в лесу и заблудился.
- Как же помочь зайке?
- Колобок покатился дальше и показал зайчику дорожку к дому.
Последующие занятия позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявлять умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.
Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать сказку (рассказ)
В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты
(Вопросы?).
Во время обучения умению составлять простейшие, по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов). Учила правильно строить композицию сюжета, (оформлению их содержания), зачин (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это способствовало овладению связной монологической речью детей, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.
Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты. Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)
Если возникали трудности, помогала ребенку, используя цепочку вопросов.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет
- Жил-был (кто?)
- Как его звали?
- С кем он дружил?
- Пришел кто?
Примерная цепочка вопросов 5-7лет
- Жил – был (кто?)
- Какой он был?
- Что умел делать?
- Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)
- Встретил (кого? Что?)
- Кто у него друг?
- Как он мог помочь другу?
- Что стало с друзьями?
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим остается принцип наглядности. (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)
Развитие речи детей будет более эффективным, если как можно больше читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок
Грамматический строй речи:
Синонимы
Цель: Объяснить детям что существуют слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному
Маленький - крошечный
Зима - зимушка
Антонимы и противоположные слова.
Большой – маленький
Веселый – грустный
Высоко – низко
Игра: «Что делают предметы?»
Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать графические символы действий, согласование существительных с глаголом.
Игра: «Времена года»
Зима какая? (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).
Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.
Связная речь:
Игра: «Найди по описанию»
Цел: формировать умение составлять описательный рассказ.
Ход игры: ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.
Игра: «Веселые картинки»
Цель: Развивать воображение, фантазию, творческие способности, учить детей сочинять, пересказывать сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.
Ход игры: (картинки выкладываются друг за другом в бессмысленном порядке при составлении рассказа содержание последующей картинки нужно связать с предыдущей)
Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.
С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись таким занятием, и результатом стало создание в группе папки «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).
Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Я отмечала оригинальность и самобытность работы каждого ребёнка, Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.
Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, я старалась эмоционально реагировать на каждое предложение и действие. Если дети затруднялись, помогала додумывать окончание истории.
Женя и Наташа могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.
Помогали мне в этой работе и родители, дети составляли дома рассказ или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали с детьми.
Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.
В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".
Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.
Результаты диагностики в конце подготовительной группы показали, что уровень развития связной монологической речи значительно повысился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-424701-1413465648.jpg)
Педагогическая философия «К чудесной красоте природы…»
Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, чтопрекрасный ландшафт имеет такоеогромное воспитательное влияниена развитие молодой души, скоторым трудно соперни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-35233-1510642006.jpg)
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/02/picture-944176-1525282366.jpg)
Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"
Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1200977-1578574867.jpg)
Вода - чудесный дар природы
quot;Вода – чудесный дар природы"В средней группе прошел праздник день воды. Главной задачей этих мероприятий должно стать напоминание об огромной важности воды для поддержания жизни...