Речевая зона в группе
статья по развитию речи по теме
Создание предметно-развивающей среды в группе. Уголок развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание предметно-развивающей среды. Зона речевого развития.
Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования педагогам необходимо придерживаться следующих принципов (по В.А.Петровскому):
- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», установление оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей путём участия в создании своего предметного окружения;
- стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия для каждого ребёнка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов ( в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- окрытости- закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.
Задачи работы:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны:
-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры
-картотека игр и игры для развития грамматического строя
-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы и мнемотаблицы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр
-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр
-«звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами (профилактика дисграфии, ребусы и т.д.)
-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки
- наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей
Учитель- логопед: Борисова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр на лучшее оформление спортивной зоны в группах
Цели и задачи конкурса 1.1. Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах. 1.2. Побуждение воспитателей и родителей к творческой деятельности. 1.3. Привлечени...

Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга
Взаимосвязь двигательных и речевых зон в коре головного мозга...

Оформление речевой развивающей зоны в группе для детей с нарушением речи
Представлено оформление логопедического уголка в группе и зоны индивидуальной работы в кабинете логопеда, а также оформления сенсомоторной стены м уголка мелкой моторики....

Проектирование речевой зоны в старшей группе детского сада
Проектирование центра грамотности и развития речи «Раз словечко, два словечко» Возрастная группа: Старшая группаЦель: Создание условий для расширения представлений детей о сезонных изменен...

Консультация для воспитателей Тема: «Учебная зона в группе по обучению грамоте и развитию речи «Речевая полянка»».
Консультация для воспитателейТема: «Учебная зона в группе по обучению грамоте и развитию речи «Речевая полянка»»....

Моторика – прямая проекция на речевую зону детей раннего возраста
Взаимосвязь моторики и развитие речи....