Формирование и развитие связной речи у детей (с ОНР) в различных видах деятельности
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Шанаева Галина Тихоновна

Проблема  развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie__i__razvitie__svyaznoy__rechi.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ЗАПАДНОЕ   ОКРУЖНОЕ   УПРАВЛЕНИЕ

МОСКОВСКОГО   ДЕПАРТАМЕНТА   ОБРАЗОВАНИЯ

          Тема:  «Формирование  и  развитие  связной  речи  

    у  детей  (с ОНР)  в  различных  видах  деятельности».

ГОУ  Детский сад  №  582

комбинированного вида

Воспитатель:  Шанаева  Г. Т.

                                         Москва   2009 г.

                                                    ПЛАН.

  1. Вступление.   Влияние развития речи и речевого общения  в  детском  саду на всестороннее развитие детей.  
  2. Основная часть.

1.  Характеристика речевого развития у детей (с  ОНР).

2.  Задачи и методические приёмы в развитии связной речи у детей.

3.  Связная речь в различных видах деятельности на занятиях.

  1. Связная речь в культурно – досуговой деятельности детей.

III.    Заключение.

Проблема  развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Высотский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А, Леонтьев, Л. В. Шерба, А. А. Пешновский, В. В, Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми, детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитие мышления человека – это речевое, языково – словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, то есть речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие),  уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно – следственные, временные) между предметами и  явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка.

Современный ребёнок к 5-и годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных  звукоподражательных комплексов  («му-му», «ав-ав», «ту-ту»,) до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства; нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и  название дефекта – общее недоразвитие речи (ОНР); (по Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва, 2005 г.).

Самый низкий уровень речевого развития у детей – это 1-й уровень речевого развития. Самый высокий – это 3-й.

Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляет дети с 2-ым и 3-им уровнями речевого развития.

Второй уровень речевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картине, рассказывать о семье. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух – трёх, редко четырёх слов. Лексический запас отстаёт от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и тд.), названии животных и их детёнышей (осёл, волк, черепаха, жираф, жеребёнок и тд.), различных профессий (балерина, певица, лётчик и тд.), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья и тд.).

Отличаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы  и размеры предметов и тд.

Логопедические обследования позволяют обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим  - не подготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Более высокий, третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и      фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным, и ограничено знакомыми ситуациями.

Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко.

Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отмечающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Уровень фонематического восприятия детей находится в определённой зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.

Диагностическими показателем описываемого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговый состав слов.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение при стечении согласных указывают  на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер.

На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.

Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда и тд. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи     (пересказ, составление рассказа по одной или целой серии картинок, подготовка   рассказа – описания). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц.   Рассказ – описание малодоступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.

Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Таким образом, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей, воспитателей.

В логопедических группах детского сада воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относится умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и др.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

  1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
  3. Пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  5. Развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
  6. Совершенствование словарно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи;
  7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

Все эти задачи способствуют развитию у детей связной речи и на занятиях и в повседневной жизни.

При проведении занятий по развитию связной речи мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и др., является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский.

Учитывая вышеописанное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания  и отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба обозначенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана.

Обозначился следующий порядок:

  1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  2. Составление рассказа по демонстрируемому действию;
  3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  4. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  6. Пересказ с использованием одной сюжетной картинки;
  7. Составление рассказа  с использованием одной сюжетной картинки.

Эти виды рассказывания мы использовали в работе над связной речью на 1-ом году обучения  с детьми пятилетнего возраста.

В работе воспитатель группы с детьми с общим недоразвитием речи использует те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи. Ими могут быть:

  1. Чтение и разбор коротких рассказов и сказок;
  2. Рассматривание сюжетных картинок;
  3. Рассматривание объектов и предметов;
  4. Беседа по картинке.

Однако для достижения большего обучающего эффекта воспитатель на занятиях переходит к новым видам рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

При проведении занятий по формированию связной речи мы использовали следующие методические принципы:

  1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-х словных к 4-х словным, от фраз к рассказу).
  2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.
  3. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей.
  4. Определённая  последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
  5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия, а затем на занятия по развитию речи.

Работая с шестилетними детьми (с ОНР), каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи.

Благодаря мастерству логопедов, воспитателей и родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удаётся не только достичь среднего уровня нормально говорящих  сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

В таких группах мы, воспитатель и логопед, от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) переходили к её инициативным формам. К ним относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.

На примере двух конспектов (см. ниже) я  покажу рост и развитие связной речи наших дошкольников.

                              Конспект занятия

                      по развитию связной речи

               в старшей логопедической группе.

Тема: «Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке».

Программное содержание: Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной         картинке. Уточнить и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

                                     Ход  занятия.

Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Что можно собирать в лесу?».

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шишки, цветы, орехи, листья и тд.). воспитатель предлагает рассмотреть картинку, на которой изображена в лесу девочка, бинтующая лапку собаке.

После рассматривания картинки воспитатель рассказывает историю о заботливой девочке, которая помогла собаке:

  1. Аня со своей собакой Рекс пошла в лес. Аня собирала землянику, а Рекс бегал по траве. Вдруг Рекс жалобно заскулил. Аня бросила корзинку и побежала к собаке. Рекс сидел около разбитой бутылки, а из его лапы текла кровь. Аня расплела косу, вынула из неё ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Воспитатель задаёт разнообразные вопросы:

  1. Когда это было?
  2. Где?
  3. С кем Аня пошла в лес?
  4. За чем?
  5. Как звали Анину собаку?
  6. Почему Рекс заскулил?

Обязательно даётся нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

Проводится игра «Где растёт?»

Воспитатель просит детей встать и ответить на его вопрос тому, кому он бросит мяч. Воспитатель спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, земляника и тд.).

Затем воспитатель вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают 3 – 4 ребёнка. После каждого рассказа даётся краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Миша назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

Подводится итог занятия и оценивается работа детей.

                                    Конспект занятия

                       по развитию связной речи в

          подготовительной логопедической группе.

Тема: «Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине».

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по сюжетно картинке, изображение события на которой – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, правильно строить длинные фразы. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

                                           Ход  занятия.

Воспитатель вносит картинку и предлагает рассмотреть её, на которой изображена в лесу девочка, бинтующая папу собаке.

Воспитатель задаёт вопросы:

  1. Где происходит действие картины?
  2. В какое время года?
  3. Где находится девочка?
  4. Кто рядом с ней?
  5. Что она делает?
  6. Что случилось с собакой?
  7. Чем она перевязывает лапу  собаки?
  8. Откуда она взяла бинт/ленту?

Воспитатель спрашивает:

  1. Что следует сделать, чтобы рассказы получились хорошие и интересные? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

  1. Да, надо очень внимательно рассмотреть картину и придумать разные варианты (откуда девочка взяла бинт/ленту?)

Предоставив детям время для самостоятельного обозрения картины, воспитатель вновь обращается к ним:

  1. С чего вы начнёте рассказ?  (ответы детей сравниваются и из всех вариантов отбирается лучший)
  2. О чём нужно рассказать дальше?
  3. О чём подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа?
  4. Как следует закончить рассказ?

Воспитатель предлагает детям:

  1. Каждый рассказ имеет своё название, вот и вы придумайте название своему рассказу.

Воспитатель вновь обращает внимание детей на картину и просит придумать название и составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы

Воспитатель опрашивает 3 – 4 детей. К оценке их рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости воспитатель дает короткий вопросный план

«Что девочка делала в лесу/в парке?»

«Кто был с ней?»

«Что случилось с собакой?»

«Что сделала девочка?»

Подводится итог занятия и оценивается работа детей.

В пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое направление речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объём  увеличен.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа или другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены воспитателем. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, т.к. от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое формирование каждой фразы рассказа.

После пересказа дети учатся составлять рассказы. Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений: их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только  в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений от окружающей действительности, могущей стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая сторона  языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5 – 6 лет у дошкольника формируются определённые психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредственность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятейность мышления; управляемость воображения и др. перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Это видно из рассказов  наших дошкольников.

                                             СЛУЧАЙ  В  ПАРКЕ.

Однажды Даша со своей собачкой Хедди  пошла  гулять в парк.  Хедди сбежала от Даши. Вдруг Даша услышала как скулит  Хедди. Даша подбежала к  Хедди и увидела, что  Хедди поранила лапку о разбитую бутылку. Даша перевязала лапку  Хедди своей ленточкой и они пошли домой.

Анна  Чеченина. 5,5 лет.

СЛУЧАЙ  С  СОБАКОЙ  ВИТТОЙ.

Однажды, ранним утром, когда светила солнце, Соня повела свою собачку Витту гулять. Витта нашла под деревом стаканчик, он был разбит.  Витта наступила на стаканчик и заскулила. Соня увидела подбежала к  Витте и пожалела её. У  Витты была поранена лапка. Соня взяла ленточку и перевязала  Витте лапку. И они пошли домой.

Виталий  Алашев. 5,5 лет.

                            МАША  И  ПЕС  АРСЕНИЙ  - ДРУЗЬЯ.

Это было летом. Маша и пес Арсений вышли погулять. Вдруг Арсений увидел под деревом разбитую бутылку, наступил на неё и поранил лапу. Маше пришлось сбегать домой и принести бинт. Маша забинтовала Арсению лапку. Маша любила свою собачку, ведь они были друзья.

Михаил  Шапошников. 5,5 лет.

Известно, что речь – это не только средство общения, но и необходимое условие для развития мышления, творчества, самопознания человека. Так как я работаю с детьми с общим недоразвитием речи, это поражает особенности поведения детей в играх, и в занятиях. Понимая, насколько важно коррекционная работа с детьми, я включаю задания по развитию связной речи в любое программное занятие (лепка, рисование, конструирование, ознакомление с природой и окружающим и тд.)

Предлагаю примерные конспекты некоторых занятий.

                              Конспект занятия

        по лепке в старшей логопедической группе.

Тема: «Лепка зайчика».

Программное содержание: Учить детей лепить из пластилина зайчика, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, уши вытянутые, короткие лапы и круглый хвост). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Учить детей подробно рассказывать о своих действиях.

                                      Ход  занятия.

  1. Воспитатель загадывает  задку (о  зайчике), вносит игрушку и предлагает её рассмотреть.
  2. Обследовав игрушку зайчика спросить детей о форме и положении частей, их величине.
  3. Вместе с детьми определить последовательность лепки.
  4. Предложить всем подумать, в какой позе каждый будет лепить зайчика.
  5. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приёмов, поощрять стремление детей добиваться большей точности изображения всех частей.
  6. В процессе работы воспитатель просит рассказать ребёнка о своих действиях. Пример рассказа: «Я беру серый пластилин и мну его между ладонями. От этого он становится мягким и послушным. Теперь я катаю колбаску. Это будет туловище для зайчика. Теперь я катаю шарик. Получается голова для зайчика. Сейчас я скрепляю туловище и голову приёмом сглаживания. Затем катаю 2 колбаски – это будут уши зайчика и тд.»
  7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

            Конспект занятия по конструированию

                в старшей логопедической группе.

Тема: «Необычная постройка».

Программное содержание: Учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться на плоскости, намечать последовательность возведения конструкции, очертания будущей постройки. Учить детей подробно рассказывать о своих действиях, составлять связный рассказ.

                                     Ход  занятия.

  1. Воспитатель спрашивает детей: «Кто создаёт строительные проекты?» (архитектор) Воспитатель  говорит: «Давайте помечтаем. Представьте себе, что вы стали взрослыми  и работаете архитекторами. Вам дано задание создать проект здания. Какие бывают здания? (разнообразные) Вот, вы сейчас и будите строить необычные постройки. Во время постройки из строительного материала вы должны рассказать, что вы делаете, какую деталь берёте, куда и почему ставите»
  2. Воспитатель задаёт вопросы:

  1. Что ты делаешь?
  2. Какой это строительный материал (кубик, кирпичик, брусок, куб, цилиндр, призма и тд.)?
  3. Какой он по размеру? По цвету? По величине?
  4. На что ты ставишь кубик?
  5. Будет кубик стоять? Почему он не упадёт?
  6. Какие детали внизу, а какие наверху?
  7. Что ты поставил сначала, а что потом?

  1. Вначале воспитатель просит ответить детей на вопросы точными словами, полными предложениями, а затем объединить 4-6 предложения в короткий, но связный рассказ. Пример рассказа: «Я ставлю 2 зелёных кубика. На них я кладу один синий брусок. Сверху на брусок я ставлю красную арку. Теперь на арку я ставлю 2 маленьких желтых кубика и один синий… Ой, кубики могут упасть! Надо взять поменьше кубиков… У меня получилась красивая, разноцветная постройка!»
  2. Воспитатель с детьми рассматривает все детские постройки. Подводится итог занятия и оценивается деятельность детей.

                                      Конспект занятия

    по рисованию в старшей логопедической группе.

Тема: «Зимние забавы».

Программное содержание: Учить детей отражать впечатление, полученные при наблюдении зимний природы и зимних забав. Упражнять в рисовании цветными карандашами и правильном закрашивании. Учить детей составлять рассказ по картинке, изображённые события на которой – конечный результат действия. Развивать творчество детей.

                                     Ход  занятия.

  1. Воспитатель предлагает детям поговорить о том, как они гуляют зимой на участке детского сада. «Какими зимними забавами они занимаются на прогулке?» (играют в снежки, катаются на санках и лыжах, скользят с горки, лепят снеговиков и снежные крепости и тд.)
  2. Воспитатель предлагает разукрасить картинку «Зимние забавы». В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на использование правильных приёмов рисования цветными  карандашами, передачу композиции и колорита.
  3. Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Снег идёт, идёт, идёт.

Дворник улицу метёт.

Мы катаемся на лыжах.

И играли все в снежки

Мы катаемся на санках

И встаём мы на коньки.

  1.  Воспитатель вновь обращает внимание детей на картину и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Воспитатель  опрашивает 3-4 детей. К оценке их рассказов привлекаются остальные ребята.
  2. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

ЗИМНИЕ   ЗАБАВЫ.

Это было зимой. Дети взяли лыжи и санки и пошли во двор кататься на санках и лыжах с горки. Дети решили лепить снеговика и снежную крепость. Они нашли метелка и стали лепить снеговика. Когда они его слепили, они пошли кататься на санках и лыжах с горки. Им было очень весело. Вдруг на горку прибежал зайчик. Он посмотрел, как детям весело, и убежал в лес.      

                                                              Артем Спирин.  5,5 лет.

ДЕТИ  НА  ГОРКЕ.

Это было зимой. На зимней площадке гуляли Саша, Витя, Андрей, Вася, Митя, Сережа. Вася слепил снеговика, а вместо носа вставил морковку. Андрей пошел кататься на лыжах. Митя и Сережа стали кататься на санках с горки. Витя и Саша решили играть в снежки в снежной крепости. Ребятам было хорошо и весело.

Полина Гордюнина. 5,5 лет.

ЗИМОЙ  НА  ГОРКЕ.

Ребята вышли во двор погулять. Они слепили снеговика.  Вместо носа ему сделали морковку, а в руки дали метелку. Вова стал кататься на санках с горки. А  Маша стоит наверху и смотрит, как он съехал с горки. Саша и Артем слепили снежки, сделали крепость и стали играть. А Данила катался на лыжах.

Алеша  Волков, 5,5 лет.

  Конспект занятия по конструированию

в подготовительной логопедической группе. 

                             

Тема: «Зоопарк».

Программное содержание.  Учить детей создавать коллективную конструкцию зоопарка в зависимости от назначения. Закреплять умения планировать комплекс построек и сконструировать зверей, договариваться о совместных действиях. Развивать воображение и творчество.

Предварительная работа.    Чтение и обсуждение книги «Атлас животных жарких стран», просмотр иллюстраций, беседы о прочитанном.

Материал.   Конструктор «Лего» (средний и мелкий размер).

Ход занятия. 

Педагог предлагает детям вспомнить, кто был в Московском Зоопарке, что они там видели, каких зверей, какие клетки и вольеры. И предлагает построить зоопарк. Активизируя детей, воспитатель уточняет каким животным нужна клетка, а каким вольеры и водоемы.

Воспитатель – Что нам нужно знать, чтобы построить зоопарк?

Дети – Нужно знать, какие звери будут в нем жить.

Воспитатель – Давайте выберем игрушки, которые у нас есть и для них построим зоопарк: обезьяна, медведь, тигр, бегемот, зебра, носорог, два жирафа, дельфины, пингвины.

Виталик – Для обезьян, тигра и льва нужно строить клетки.

Аня – А для жирафов, носорога и зебры – вольеры.

Воспитатель – А для дельфинов и пингвинов? Они очень любят воду.

Дети – А для дельфинов и пингвинов нужно построить водоемы.

Воспитатель – Давайте Маша и Никита вырежут из голубой бумаги водоемы, а загородку вокруг них мы построим вместе.

Дети садятся за столы и вырезают водоёмы.

Воспитатель – Дети давайте подумаем, где мы будем строить зоопарк и где расположим клетки, вольеры и водоёмы. А давайте построим еще главный вход в наш зоопарк?

Дети – Давайте.

Вместе с воспитателем дети определяют пространство для зоопарка и место для клеток, вольеров и водоемов. Сначала дети все вместе строят общую загородку для зоопарка с главным входом использую средний размер конструктора «Лего». Затем договариваются, кто для какого зверя будет строить клетку, вольер или водоем.

Воспитатель – А теперь каждый из вас подумает, как вы будете строит своё сооружение.

Виталик – Я буду строить вольер для жирафов. Это высокое, большое животное. Жирафам нужно много места – они любят гулять.

Полина – Я построю клетку для обезьян, а рядом дерево грушу; они будут срывать груши и есть их.

Миша – Я буду строить вольер для зебр.

Маша и Никита – Мы будем строить водоемы для дельфинов и пингвинов.

Так все дети заранее определяют конструкцию своей постройки и рассказывают о ней. Затем подбирают необходимый материал и строят.

Воспитатель направляет внимание детей на то, что можно построить дополнительно  клетки и вольеры, тк остался материал.

Воспитатель – Ребята у нас в зоопарке много свободных клеток и вольеров. А давайте из мелкого конструктора «Лего» построим ещё животных?

Дети – Давайте!

Воспитатель – Кто какое животное будет строить? Какие детали вам нужны?

Миша – Я буду строить крокодила из зеленых, длинных деталей.

Аня – Я буду строить верблюда, мне нужны желтые, длинные детали для туловища, а маленькие квадратные для горбов.

Артём – Я буду строить жирафа из желтых и черных деталей, тк у жирафа есть пятна, а из маленьких квадратных буду строить длинную шею.

Виталик – Я буду строить зебру, мне нужны белые и черные детали, тк зебра полосатая.

Воспитатель и здесь направляет внимание детей на то, чтобы они следовали собственному замыслу. Когда дети закончат постройку, воспитатель просит их рассказать о своем животном.

Аня – Я построила верблюда. Это  сухопутное животное, обитает в Африке. Верблюд ест колючки, помогает людям перевозить грузы.

Артем – Я построил жирафа. Он обитает в Африке, в саванне. У жирафа длинная шея, он может достать веточки и листья которые находятся высоко.

Миша – Я построил крокодила. Он обитает в Африке, он зеленого цвета, он хищник. На водопое детеныш антилопы отвлечется, то крокодил его быстро утащит на дно.

Виталик – Я построил зебру. Она живет в Африке. Это травоядное животное. Любит есть траву. Зебра полосатая и очень пугливая.

Воспитатель – Ребята у вас получились очень хорошие животные, давайте пригласим их к нам в зоопарк.

Дети расставляют свои постройки в свободные клетки и вольеры.

Воспитатель – Давайте послушаем рассказ Виталика, как он отдыхал в Индии и там тоже ходил в зоопарк.

 Виталик – Я с мамой и папой отдыхал в Индии и там ходил в зоопарк. В зоопарке я видел животных:  жирафа, льва, тигра, зебру, носорога и слонов. В большом аквариуме плавали разные рыбы и акулы. А потом я с мамой и папой катались на слонах. Слон – это большое животное,  у него есть хобот, бивни и очень большие уши. Я катался с мамой на одном слоне, а папа на другом. Было очень весело.

             Конспект занятия по развитию речи

      в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Составление рассказа по одной сюжетной картине и прослушанном тексте».

Программное содержание: Учить детей слушать литературное произведение и отвечать на вопросы. Учить детей составлять творческий рассказ по картине и стихотворению к этой картине. Формировать умение составлять законченный рассказ. Учить давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

                                    Ход  занятия.

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания», задаёт детям вопросы:

  1. О чём говорится в этом рассказе?
  2. Чем Мите понравилась зима?
  3. Что ему понравилось весной?
  4. Что запомнилось Мите летом?
  5. Какими словами мальчик сказал об осени?
  6. Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Воспитатель говорит: «Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошим, а осень – лучше. Давайте сравнивать: весна тёплая, а лето теплее или более тёплое; трава зелёная, а после дождя она зелёнее или более зелёная; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно».

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистые); высокий (выше, более  высокий); стройный (стройнее, более стройный); весело (веселее, более весёлый); сильный (сильнее, более сильный) и тд.

Физкультминутка. Воспитатель предлагает встать и провести пальцевую гимнастику – «Про грибы».

                                  В лес с корзиною пойду,                  (человечек)

                                  Много там грибов найду,                 (гриб)

                                  Позову друзей домой,                       (дом)    

                                  Угощу грибной лапшой.                   (миска)

Далее воспитатель предлагает  новое задание. Спрашивает детей: «Какое время года вам нравится и почему?». Давайте о временах года придумаем рассказы, но сначала внимательно рассмотрите эти картинки о временах года и послушайте к ним стихи. Воспитатель предлагает составлять законченные рассказы (используя построение сюжета: завязка, кульминация, развязка); давать описание и характеристику персонажей; вводить в повествование диалог.

Воспитатель опрашивает 4-8 детей. К оценке их рассказов привлекаются остальные дети. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

ОСЕНЬ.

Вот  и листики с деревьев облетели,

Журавли на юг уж полетели.

У ежа запасы есть от урожая,

Вслед он птицам машет провожая.

Лунева Л. К.

                                         ОСЕНЬЮ.

Это было осенью. Ёжик готовил свои запасы на зиму, собирал грибы. Он пошёл к речке, где было много грибов. Вдруг он увидел своих друзей – журавлей, которые улетали на юг. Он нашёл листок и помахал  журавлям. Ёжик сказал: «Прощайте, мы с вам увидимся только весной».

                                                        Виталий  Алашев. 6  лет.

                 ЁЖИК  ПРОЩАЕТСЯ  С  ЖУРАВЛЯМИ.

Однажды осенью Ёжик пошёл собирать грибы, чтобы сделать запасы на зиму. Ёжик сел на пенёк и стал думать, как ему выбраться из леса. Вдруг Ёжик увидал, что вдали, пролетают журавли. Они ему кричали: «Пока! Пока! Мы улетаем на юг!». Ёжик помахал им листиком.  Они договорились что встретятся весной.

                                                        Александр  Клочев. 6 лет.

           КАК  ЁЖИК  ПРОВОЖАЛ  СВОИХ  ДРУЗЕЙ.

Это было осенью. Ёжик вышел из своей норки и пошёл напиться воды из речки. Вдруг он увидел своих друзей журавлей. Они улетали на юг в тёплые края. Он помахал им кленовым листиком, который нашёл у гриба. Ёжик присел на камушек и подумал, когда наступит весна, мы обязательно увидимся.

                                                        Анна  Чеченина. 6  лет.

ЗИМА.

Шубки белые одели

Все деревья, даже ели.

Мышка с птичками поговорила,

А про лисичку под елью забыла.

Лунева Л. К.

                            ЗИМНЯЯ  МЫШКА.

Жила-была Мышка. Все лето  она прыгала и скакала. Осенью она сделала заготовки. Наступила зима и Мышка уснула в своей норке. Она услышала как чирикают птички и она проснулась. Мышка выбежала из норки и увидела снегирей и синичку. Она их спросила: «Почему вы песни поёте, неужели наступила весна?». Птицы ответили: «Нет, ещё зима». Услышала эти разговоры Лиса и спряталась за ёлку. Снегирь увидел Лису и сказал Мышке: «Мышка убегай опять в норку, Лиса тут!». Мышка и убежала.

                                                                Полина  Гордюнина. 6 лет.

ЛИСА   И   МЫШКА.

Однажды Мышка услышала щебет птиц. Она проснулась и выбежала из норки и запрыгнула на пенёк. Она увидала снегирей и синичку и стала с ними разговаривать. Синичка сказала: «Мышка будь осторожна, здесь рядом Лиса!». «Ладно, буду осторожна» - ответила Мышка. В это время Лиса выглянула из-за ели. Мышка быстро юркнула в норку, а птицы взлетели на верхнюю ветку дерева. И Лиса ничего не поймала.

                                                                Анна  Чеченина.  6  лет.

ЗИМА.

Это было зимой. Однажды Мышка выглянула из своей норки и залезла на пенёк. Она увидела птиц и стала разговаривать с ними. Мышка говорит: «Что, Лиса очень хитрая и караулит Мышку у норки и хочет её поймать». Птички сказали: «Что Мышке нужно выходить из норки только ночью, когда Лиса спит». Снегири обещали Мышке следить за Лисой и её предупредить. Вдруг синичка сказала: «Мышка убегай, Лиса пришла». Мышка убежала в свою норку.

                                                        Михаил  Шапошников. 6 лет.

ВЕСНА.

Снега меньше на улице стало.

Уж под солнцем он быстро растаял.

А синичка  на вербе сидит

Она с ёжиком о весне говорит.

Лунева Л. К.

                                     СИНИЧКА  И  ЁЖИК.

Это было весной. Ёжик встретил в лесу Синичку. Они стали разговаривать. Ёжик спросил: «О чём поёшь синичка?». А Синичка отвечает: «Я пою о весне». Ёжик спросил: «Синичка, а почему ты такая весёлая?». Синичка отвечает: «Скоро прилетят мои подружки – птички из тёплых  стран; тает снег, появились первые цветы – подснежники, верба расцвела. И я пою об этом песню».

                                                        Кирилл  Чеснаков. 6 лет.

                        ЁЖИК  И  СИНИЧКА – ДРУЗЬЯ.

Как-то весной Ёжик вышел из леса и встретил Синичку. Ёжик сказал: «Привет!». Синичка сказала: «Привет!». Синичка сказала: «Какой сегодня тёплый денёк». Ёжик сказал: «Да, очень хороший денёк, расцвела верба и появились первые цветы – подснежники». Синичка сказала: «Весна наступила. Скоро прилетят перелётные птицы которые улетели на юг». Ёжик ответил: «Будем их ждать».

                                                        Артём  Захаров. 5,8 лет.

                                                ВЕСНА.

Это было весной. Ёжик проснулся и пошёл в лес. Он увидел Синичку. Синичка сказала: «Доброе утро!». Ёжик ответил: «Доброе утро!». Синичка сказала: «Ёжик смотри – весна наступила!». Ёжик ответил: «Синичка смотри, какая красивая весна наступила: растаял снег, распустилась верба, выросли цветы подснежники, солнышко светит и стало тепло».  Синичка сказала: «Ёжик послушай какую песню я сочинила про весну». И она запела: «Тью – тью».

                                                        Никита  Кузьменко. 6 лет.

ЛЕТО.

Ласточки летают высоко,

До дождика значит далеко.

Летом  много яблок, ягод и грибов,

Все запасы делают на зиму,

Их у белки целая корзина.

Мышка про себя тоже не забыла,

Взяла в лапки колосок

И стоит так мило.

Лунева Л. К.

КАК  ЗВЕРИ  ДЕЛАЛИ  ЗАПАС  НА  ЗИМУ.

Это было летом. Однажды Ёжик пошёл в лес собирать яблоки. Он встретил Белочку и спросил её: «Белочка ты что собираешь?». Белочка ответила: «Я собираю грибы и ягоды». «А ты что собираешь?» - спросила его Белочка. Ёжик ответил: «Я собираю яблоки на зиму». Тут они увидели Мышку на пеньке. И спросили её: «Мышка, а ты что собираешь?». «А я бегала в поле и нарвала колосков» - ответила Мышка. И они все понесли свои запасы к себе домой.

                                                        Артём  Спирин. 6 лет.

                                   СОЛНЕЧНОЕ  ЛЕТО.

Это было летом. Однажды, когда светило яркое солнышко и был тёплый денёк, Ёжик пошёл собирать запасы на зиму. Вдруг он встретил Белочку и спросил её: «Ты тоже собираешь запасы на зиму?». Белочка ответила: «Да, я собираю грибы и малину». Ёжик сказал: «А я собираю яблоки». Тут они встретили Мышку и у неё в лапках был колосок. Ёжик и Белочка спросили: «Мышка, а зачем тебе колосок?». Мышка ответила: «Я тоже собираю запасы на зиму, я люблю зерно».

                                                        Анна  Чеченина. 6 лет.

                                   ЭТО БЫЛО ЛЕТОМ.

Однажды Ёжик, Белочка и Мышка пошли собирать себе припасы на зиму. Ласточки летали высоко. Они ловили комаров. Ёжик, Белочка и Мышка собирали каждый свои припасы: Белочка – ягоды и грибы,     Ёжик – яблоки, а Мышка – колоски.

                                                        Артём  Захаров. 6 лет.

У наших детей в подготовительной к школе группе в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться  умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках,  случаях из жизни;  четко, ясно излагать свои мысли; указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям наших дошкольников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъём, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно – словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нём будет строится ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание  изложений и сочинений.

Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познаёт необъятный окружающий мир.

Процесс развития речи предполагает освоение родного языка не только содержательной на занятиях, но и образной, эмоционально – выразительной стороны языка в свободное время, в культурно – досуговой деятельности детей (в театрализованных занятиях, досугах, праздниках и развлечениях).

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к инновационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого – педагогической литературы позволяет констатировать, что понятия «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей, и пользуется у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её инновационной строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную среду ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор  Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от мира какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке к выступлению. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально – исполнительной деятельности; созданию атмосферы творчества; социально – эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребёнок, слушая его чтение.

Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

  1. В старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;
  2. В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

При обучении детей средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действия за каждого) и тд. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения», чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С.Я. Маршак «Котята», Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа» и тд.), прослушивание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др), упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и тд.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-нибудь роли.

Предлагаю примерные конспекты занятий.

Конспект театрализованного занятия

в подготовительной логопедической группе. 

                             

Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?».

Программное содержание.  Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

Ход занятия. 

Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять –

 Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная»

Сказки любите читать?          

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на, лису?

Или на Волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные, ответы детей: изменить внешность мож но с помощью костюма,  грима, прически, головного убора и т.д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?               (Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое  мимика, друзья?                   (Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а  жесты?                               (Это движения.)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,         

Попробуйте его показать.

Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас и др.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте»,  «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

Подошла к концу разминка ...

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

В сказку приглашаю вас.

Воспитатель предлагает детям объединиться в груп пы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержа нием. Побуждает детей придумать, о чем могут гово рить дед и баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т.д., самостоятельно найти вырази тельные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом.

Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки), разыг рывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант.

По окончании занятия педагог поощряет детей за артистизм, и под спокойную музыку дети уходят.

        

Конспект театрализованного занятия

в подготовительной логопедической группе. 

                             

Тема: «Игровой урок».

Программное содержание.  Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «мимика», «жест».

Ход занятия.

Под спокойную музыку педагог встречает детей и говорит, что ждет необычного гостя. Это дедушка Мол чок. Когда он появляется, становится сразу тихо. Де душка очень добрый, любит детей и знает много инте ресных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать,

Где ты, добрый старичок?

Тишина ... Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,  

Т-с-с-с, ничего не говори.

Педагог побуждает детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению, тишины (тем самым упражняет детей в выразитель ности жестов и движений). Далее воспитатель «нахо дит» дедушку и действует от его имени: здоровается, говорит о том, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть.  

Предлагает ребятам игру «Узнай, кто говорит от другого имени». Педагог от имени дедуш ки Молчка читает текст. Детям дается установка на то, что нужно изменить голос, причем в соответствии с образом того, на кого указывает дедушка Молчок. Выб ранный водящий должен отгадать, кто из детей гово рит от другого имени.

 Сидит кукушка на суку,

 И слышится в ответ ...

     - Ку-ку!                (Отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок)

 А вот котеночек в углу, Мяукает он так:

     - Мяу! Мяу!

Щенок прогавкает в ответ, Услышим вот что мы вослед ...

     -  Гав! Гав!

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко промычит ...

     - Му-у!

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет ...

     - Ку-ка-ре-ку!

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет ...

      - У-у-у!

Если праздник, детвора

Весело кричит ...

       - Ура! Ура!

Педагог от имени дедушки Молчка хвалит ребят за умение изменять голос в соответствии со словами и говорит о том, что стихов на свете много, причем, рас сказывая их, мы голосом отражаем настроение стиха.

А есть стихи, которые можно рассказывать руками, всем телом (жестами).          

Педагог, от имени дедушки Молчка. читает стихотворение и предлагает показать его содержание жеста ми. Затем повторно читает текст и вместе с детьми в движениях отражает его содержание:

Заинька – зайка,                      

      (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца)

Маленький зайка.

      (Садятся на корточки, показывают вершок от пола)

Длинные ушки,

     (Приставляют ладошки к голове – «ушки»)

Быстрые ножки.

    (Бегут на месте. Движения повторяются)

Заинька – зайка,                      

Маленький зайка.

Деток боится –

    (Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат»)

Зайка – трусишка.

Следующее стихотворение, прочитав один раз, мож но предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка косолапый,

Мишка по лесу идет.

    (Приподнять плечи, руки округлить, носки ног по вернуть внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод,

         (Погладить себя по жи воту, облизнуться)

Да никак их не найдет

         (Оглянуться по сторо нам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал.

         (Показать указатель ный палец, на лице восторг, двумя руками «со бирать» ягоды в рот)

Подошли к Мишутке детки, 

Мишка ягоды им дал.

         (Помаршировать, Протянуть руку вперед, имитируя жест «возь ми»)

Могут быть предложены любые простейшие стихи, под которые дети придумывают движения.

В заключение педагог от имени Молчка хвалит де тей за интересные находки в рассказывании стихов с помощью движений. Дети вместе с воспитателем при ходят к выводу, что жесты и мимика имеют очень большое значение В разыгрывании сказок, стихов и сце нок. Звучит музыка. Дети прощаются с дедом Молчком и уходят.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, наши дети обнаруживают способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свои сочинения (сказку, рассказ, стих) на тему литературного произведения, дети отражают какое-либо явление действительности, включают воображение, придумывают события, развивают действия, строят образы. При этом они используют разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, театрализованных занятий, которые делают их высказывания образными и выразительными.

Свои знания и умения наши дети применяют  в  культурно – досуговой деятельности, особенно в  театрализованной (кукольный и настольный театр, театр игрушки, фланелеграф, пальчиковый театр, плоскостной театр и тд.). Дети нашей подготовительной к школе группы знают довольно много сказок, историй, стихов, которые рассказывают и иллюстрируют картинками (фланелеграф), что повышает интерес не только слушателей, но и рассказчиков. Театрализованные развлечения способствуют всестороннему развитию детей, но особенно развивают связную разговорную речь детей.

Театрализованные развлечения пробуждают радостные чувства, понимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях дети получают возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себя, веру в свои способности, развивать также положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

                                                           ЛИТЕРАТУРА.        

  1. Козырева Л. М. «Развитие речи. Дети 5 - 7 лет». Ярославль. Академия развития, 2002г.
  2. Филичева Г. Б., Чиркина Г. В.  «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва. Айрис – пресс. 2005г.
  3. Тихеева Е. И.  «Развитие речи детей». Под ред. Ф.А. Сохина. Москва. Просвещение. 1981г.
  4. «Занятия по развитию речи в дет. саду». Под ред. О.С. Ушаковой. Москва. Издательство «Совершенство». 1999г.
  5. «Развитие речи и творчества дошкольников». Под ред. О.С. Ушаковой. Москва.     Т. Ц. «Сфера». 2002г.
  6. Короткова Э.П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». Москва. «Просвещение». 1982г.
  7. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». С.-Петербург. «Акцидент». 1997г.
  8. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно». Москва. Издательство «Гном «Д». 2002г.
  9. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам». Москва. Владос. 2005г.
  10. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду». Москва. Творческий центр. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.    Подготовила:воспитатель первой категорииЗахарова И.В....

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

«Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет...

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....