логопедические дидактические игры
материал по развитию речи по теме

дидактические игры на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igr1.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Путешествие в страну звуков»

Использование игровых моментов, направленных на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа, позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку.

Фонематическая гимнастика

Дети голосом имитируют работу каких-либо предметов или издают звуки животных. Например, педагог спрашива ет: «Как тикают часы?» Дети отвечают на вопрос, имитируя ход часов - тик-так

Затем детям задают вопросы, при от вете на которые они используют отдель ные звуки (ж, з, р, ш и т.д.).

Как жужжит жук? Как поют комарики? Как работает мотор? Как шипит змея?

В процессе выполнения задания детей побуждают объяснить, почему они вы брали тот или иной звук

Волшебный кубик

Игровой материал. Кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести со ответствующий звук.

Ход игры. Ре бенок произно сит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кида ет кубик. На верх ней грани - само лет. Ребенок изо бражает самолет («летает», раски нув руки в стороны) и имитирует гул са молета: у-у-у.

Необычная песенка

Правила игры. Ребенок распевает гласные звуки на мотив любой знако мой ему мелодии.

Ход игры. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступали большие, толстые жуки. Они важно пели: о-о-о. (Дети пропевают мелодию на звук О.) Затем выпорхнули яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполня ют ту же мелодию, но на звук А) По следними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - и-и-и. (Дети напевают эту же мелодию на звуки И). Тут на полянку вышли все (дети делают шаг вперед) и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабоч ки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Так в ходе игры вычленяются и инто нируются отдельные гласные звуки. Продолжая сочинять истории с разны ми персонажами, постепенно дети про певают все гласные.

Эхо

Правила игры. Педагог громко про износит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход игры. Воспитатель громко гово рит: а-а-а. Ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также исполь зовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа и т.д.

Вариант игры. Дети повторяют только те имена, которые начинаются со звука э. называются имена (Алла, Уля, Эля, Анна, Эдик, Эльдар, Ася).

Подарки Аленке

Правила игры. Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Ход игры. Воспитатель. Когда Аленке исполни лось шесть лет, ей подарили много игру шек, в назва нии  которых слышится звук У в начале слова. Угадайте: какие игрушки могли пода рить девочке?   (Утку, улитку, утюг.)

Аналогично обыгрываются дру гие звуки.

Тренировка вратаря

Правила и ход игры. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки - это хоккейные ворота. Воспитатель произносит разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает в ворота (разводит руки в стороны). Если звучит слово, начинающееся с другого звука, хоккейные ворота за хлопываются (ребенок складывает ладони вместе).

Словарный материал. Шайба, шар, Шура, кукла, шорты, молодец, штора.

Вариант игры. Детям предлагается хлопнуть в ладоши один раз, если они услышат звук Щ.

Словарный материал. Шелк, шептать, щекотать, цапля, щелкунчик, шоколад, шум, щепка, жир, щипцы.

Звуковое лото

Игровой материал. Лото.

Правила игры. Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.

Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спраши вает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом мес те слова (в начале, середине, конце). Картинку с правильно найденным зву ком ребенок закрывает карточкой.

Посмотри внимательно

Игровой материал. Предметные картинки, на которых изображены курица, заяц, петух, кот.

Правила  игры. Из ряда  предметных картинок дошкольник должен выбрать те, в названиях которых есть заданный звук.

Ход игры. Воспитатель. Дети, внимательно рассмотрите картинки и выберите те, в названии которых есть звук К.

Дошкольники выбирают изображения, обосновывают свой выбор.

Звукоедик

Игровой материал. Кукла.

Правила игры. Дети должны добавить к буквосочетанию звук (в начало), чтобы получилось слово.

Ход игры. Воспитатель. У звуковичков есть страш ный враг - Звукоедик. Он питается      на чальными звуками всех слов. Помоги кукле вос становить первые звуки в словах, которые она произносит. (Ходит с куклой в руках и говорит:  ...каф, ...тул, ...тол и т.п.) Что хо тела сказать кукла? (Дети отвечают: шкаф, стул, стол.) 

Вариант игры. Звукоедик съедает последний звук. Те перь слова звучат так: шка... сту... и т.п.

 

Сердитый ворон

Игровой материал. Игрушечные звери или картинки с их изображением.

Правила игры. Ребенок должен вы делить первый звук в названии животного.

Ход игры. Детям раздают игрушеч ных зверей или картинки.

Воспитатель. В домике живут звери; лиса, медведь, кошка, собака, белка, коза и т.д. Вокруг домика течет речка. Пройтимти в домик можно только по мостику. Он не простой, волшебный: уйти из до мика по нему легко, а обратно пройти непросто. На перилах мостика сидит Ворон. Каждого животного, кто подхо дит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животно го. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый Ворон не пропускает.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, но не могут, потому что не знают первого звука в своем име ни. Давайте им поможем.

Заблудились в лесу

Игровой материал. Куклы, игрушки-зверята.

Правила игры. Ребенок зовет заблу дившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук.

Ход игры. Воспитатель. В лесу заблудились куклы и игру шечные зверята. Нужно обяза тельно их найти. Давайте их по зовем.

Все по очереди зовут зверей и кукол с подчеркнутым инто нированием ударного гласного М-и-и-ша, к-о-о-тик, е-е-е-жик, А-а-ня и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Логопедическая дидактическая игра для детей 4 -6 лет «В гостях у Кати»

Дидактическая логопедическая игра предназначена для непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация». Направлена на развитие лексико – грамматического компонента речи детей 4 -6 ...

Логопедические дидактические игры

Логопедические дидактические игры способствуют автоматизаии и дефферениаии звуков, развитию звукового анализа, развитию фонематического слуха....

Логопедическая дидактическая игра для детей 4 – 7 лет на автоматизация звуков Р-Рь "Рита рисует, Рома рисует..."

             Дидактическая игра предназначена для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-лого...