Главные вкладки

    ПРОЕКТ "Ах,букашечки-таракашечки".
    методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) на тему

    Горелкина Анна Филипповна

    Краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы о насекомых нашей планеты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_o_nasekomyh.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект  «Ах, букашечки-таракашечки»

    Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский  проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6-7 лет.

    Продолжительность проекта: 2 месяца.

    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, логопед).

    Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. А на занятиях по изобразительной деятельности дети нарисовали божьей коровке много ног и  крыльев. Из практики работы (на основании многолетнего опыта работы в дошкольном образовании) могу также сделать вывод о том, что зачастую, дети идущие в школу не знают насекомых, не обобщают их, т.к этой теме уделяется мало времени в течение года. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? Как они выглядят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

    Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта  «Ах, букашечки-таракашечки».

    Задачи проекта:

    1. формировать у детей элементарные представления о насекомых(бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик…), их строении, способах передвижения;
    2. воспитывать бережное отношение к живому;
    3. развивать эмоциональную отзывчивость;
    4. развивать коммуникативные навыки;
    5. формировать навыки исследовательской деятельности.

    Предполагаемый результат:

    1. дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик…);
    2. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида  (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
    3. знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
    4. находить сходства и различия;
    5. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
    6. составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

    Предварительная работа:

    1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
    2. знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», Д.Н .Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку»;
    3. разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
    4.  загадывание загадок;
    5.  разучивание  песен, скороговорок, пословиц и поговорок о насекомых;
    6. рассматривание насекомых в самодельных инсектариумах:
    7. прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
    8. просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Пчелиный переполох»; «Приключения муравьишки»;
    9. просмотр детского мюзикла «Мария Мирабелла»;
    10. просмотр обучающих и познавательных презентаций «Загадки о насекомых», «Кто питается насекомыми», «О многих шестиногих», «Такие разные насекомые», «Бабочки», «Жуки» (1,2,3 часть), «Пауки», «О насекомых в стихах», «Памятники насекомым», «Самые, самые…», «Насекомые».

    Сотрудничество с семьёй:

    1. Консультации «Если ребёнок боится насекомых», «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые в жизни человека», «Если ужалила пчела», «Как помочь ребёнку при укусах насекомых?», «Праздничный стол – интересные идеи для детей», «Очень интересно, а как  полезно знать…».
    2. Родители совместно с ребёнком рисуют рисунки по теме «Букашечки-таракашечки»; помогают оформить рисунками выставку совместных работ; изготавливают книжки-малышки «Знаете ли вы…», изготавливают совместно с ребёнком  поделку из бумаги.
    3. Анкетирование родителей «Наши маленькие соседи».

    Взаимодействие со специалистами:

    1. Музыкальный досуг «Праздник осени» по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
    1. Логопедические занятия «Как кузнечик помогал слабым», «Шестиногие малыши».

    Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, дидактические игры, подвижные игры,  фотографии досугов, коллективная аппликация «Попрыгунья -Стрекоза», поделки из природного материала и бумаги, выставка рисунков «Букашечки-таракашечки», оформление вместе с детьми и родителями уголка насекомых («Царство насекомых»).

    План реализации проекта:

    Виды деятельности

    Сроки

    Результаты

    Форма регистрации

    результата

    1. Музыкальный досуг «Праздник осени» по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

     21.10.11г.

    Воспитание эмоциональной отзывчивости

    Конспект

    Фотографии

    2. Беседа «Путешествие в мир насекомых»

    Тематический день «Встреча с Лунтиком и его друзьями»

     01.09.11г.

    Знания о насекомых

    Конспект

    Фотографии

    3. Наблюдения за насекомыми в природе

     01.09.2011г.-20.10.2011г.

    Расширение кругозора и экологических представлений

    Дневник наблюдений

    Фотографии

    4. Викторина

    «Что мы знаем о насекомых». Рисование мелом на асфальте детского сада разных насекомых

     11.10.2011г.

    Закрепление знаний о насекомых

    Фотографии

    5. Выставка детских работ «Букашечки-таракашечки» и домашних работ с родителями

     05.10.11г.

    Творческий продукт изобразительной деятельности

    Выставка

    Фотографии

    6. Настольные игры: «Разрезные картинки», шнуровка «Бабочка», «Паучок», пальчиковый театр «Герои мультфильма Лунтик и его друзья»

     02.09.2011-01.11.2011г.

    Представления детей об окружающем мире

     Фотографии

    7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы», «Весёлые превращения»

     02.09.2011-01.11.2011г.

    Закрепление знаний о способах передвижения насекомых

    Описание игр

    Фотографии

    8. Логопедическое занятие

     «Как кузнечик помогал слабым»

    29.09..11г.

    Расширение кругозора, знаний о насекомых. Развитие лексической

    стороны речи.

    Конспект

    Фотографии

    9.Логопедическое занятие «Шестиногие малыши»

    12.10.11г.

    Расширение кругозора, знаний о насекомых. Развитие лексической стороны речи.

    Конспект

    Фотографии

    10. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом; изготовление книжки-малышки с детскими рисунками или фотографиями; совместный рисунок по теме «Букашечки-таракашечки»; изготовление поделок из бумаги и оформление родительского уголка.

     17.05.11г.-07.10.11г.

    Содействие сотрудничеству детей и взрослых

    Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками, книжки-малышки по теме «Знаете ли вы…», рисунок по теме «Букашечки-таракашечки», поделки из бумаги.

    11. Отчёт по проектной деятельности

    28.10.11г.

    Обмен опытом работы по проекту «Ах, букашечки-таракашечки» с сотрудниками детского сада

    Презентация проекта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты