Деловая игра "Учите играя"
методическая разработка по развитию речи по теме

 

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе., проявят смекалку, креативное мышление. Рекомендуется проводить данную игру на педсовете или заседании проблемной группы или районного методического объединения по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_uchite_igraya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Учите, играя»

(в форме «Педагогического пробега»)

Цель: Уточнить знания педагогов по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе., развивать у педагогов смекалку, креативное мышление.

Педагогам предлагается самостоятельно разбиться на 3 подгруппы.

Роли в игре: 

Ведущий (руководитель проблемной группы). Знакомит с правилами, следит за регламентом помогает «начальникам станций» в обобщении представленного группами материала, производит подсчёт баллов, подводит результаты деловой игры.

Организатор в группе: активно участвует и направляет дискуссию, следит за её ходом.

«Начальник станции» Предлагает вопросы к дискуссии, обозначенные на путевом листе данной «станции», следит за дискуссией выделяет самых активных и по окончании дискуссии выдаёт карточку, фиксирует в специальном бланке единое мнение группы по результатам дискуссии.

Во второй части он выставляет каждой группе баллы за работу (от 1 до 3-х), обобщает полученный материал, выделяя самые творческие мысли, суждения предложения и знакомит с ними всех играющих.

Правила игры:

На каждой станции группа работает 10 минут, из них 2 минуты на оформление единого мнения для «начальника станции», которое он фиксирует в бланке.

 - Оценку , выставленную «начальником станции», нельзя оспаривать.

 - соблюдать правила в дискуссии, уметь слушать других, чётко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно учавствовать в игре.

Атрибуты в игре:

 - Этикетки с названием «станций»

 - значки с номерами групп

 - Табло для подсчёта инаглядного представления баллов, полученных каждой группой

- Колокольчик, песочные часы на 10 минут.

 - бланки на каждого «начальника станций»

Ход игры:

Все играющие разбиваются на з группы. В каждой группе выбирается организатор. Он получает значок с обозначением номера группы.

Выбираются начальники станций – 3 человека.

1 станция –Таинственный мир звуков

2 станция –Фонематика

3 станция -  Эрудит.

Объясняю правила игры. Даётся сигнал к началу игры. Каждая группа работает на «станции» 10 минут, затем переходит на следующий стол («станцию»). После того  как все группы побывали на 3 «станциях» и закончили «пробег», объявляется перерыв на 5 минут. В это время «начальники станций» , вместе с ведущим выставляют баллы каждой группе на табло, готовятся к выступлению с обобщением материала, выделяя самое интересное нестандартное решение вопроса

Ведущий приглашает всех участников, даёт слово каждому «начальнику станции», оглашает, какое место заняла каждая группа на основании полученных баллов.

Путевые листы для каждой «станции пробега»

(вопросы к дискуссии) 

  1. Станция «Таинственный мир звуков»
  1. Какой раздел науки о языке изучает звуковую сторону речи?
  2. Чем отличаются звуки человеческой речи от других звуков? Приведите примеры неречевых хвуков(5-6).
  3. С какого возраста можно начинать работу по узнаванию неречевых звуков.  Почему?

  1. Станция  «Фонематика»

  1. Перечислите основные разделы задач по развитию речи?

Какой из данных разделов решает задачу по развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха?

  1.  Подчеркните в списке только те направления работы, которые соответствуют данному этапу формирования звуковой культуры речи развития у детей фонематического слуха и приведите по 2 примера игр и упражнений на развитие фонематического возраста на данном возрастном этапе

Этапы

Возраст детей

Направления работы

Приведите по 2 примера игр и упражнений

1 этап

 От 1 года 6 месяцев до 3 лет(второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1- младшая группа.

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

составу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

2 этап

От 3 до 5 лет (2-ая младшая и средняя группы)

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

оставу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

3 этап

От 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы)

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

составу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

3 станция «Эрудит»

1.    Фонетические загадки

А) В анаграммах  

метаграммах

логогрифах            слова разгадываются путём перестановки звуков или букв. (подчеркни одно из трёх определений)

Отгадай фонетическую загадку на данный пример

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу  

           

Б) В анаграммах

  метаграммах

  логогрифах      загаданное слово узнаётся с помощью замены одного звука другим (подчеркнуть нужное определение)

С «к» - я в школе на стене,

Горы. Реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю –

Тоже ев школ я стою (отгадать загадку).

В) ) В анаграммах

  метаграммах

  логогрифах       загаданное слово узнаётся путём прибавления или отбрасывания звука или слога (подчеркнуть необходимое определение)

Я – всем известный плод

Тропических широт

Прибавьте мне союз –

И сразу я взорвусь (отгадать загадку).

2 Чудесные превращения « Превратим день в ночь»

Правила превращений:

  1. в слове можно менять только одну букву;
  2. нельзя переставлять буквы, удлинять начальные и конечные
  3. слова цепочки должны иметь логическую связь  и укорачивать слово;;

Например, превращаем волка в козу.

Волк – полк

 пола - пора

Кора – коза

Проверочный листок для станции

 «Таинственный мир звуков»

  1. Станция «Таинственный мир звуков»
  1. Какой раздел науки о языке изучает звуковую сторону речи? (Фонетика)
  2. Чем отличаются звуки человеческой речи от других звуков? (звуки человеческой речи произносятся очень чётко, ясно, их можно легко отличить друг от друга, выделить в речевом потоке. Они «членораздельны». Это «членораздельный элемент человеческой произносительной речи». Только человек может произносить ясные, членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата.

 Приведите примеры неречевых звуков(5-6).Шумят листвой деревья – Ш – Ш – Ш –

Лает собака…

Капает дождь….

Слышен шорох шагов…

Гремит гром…

Свистит чайник..

Гудит стиральная машина…

  1. С какого возраста можно начинать работу по узнаванию неречевых звуков.  Почему? ( с рождения) ребёнок уже со 2-4 недели от момента рождения начинает реагировать на любые звуки, слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Проверочный листок для станции

«Фонематика»

  1. Перечислите основные разделы задач по развитию речи? (

Развитие словаря

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Ознакомление с художественной литературой

Какой из данных разделов решает задачу по развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха? Воспитание звуковой культуры речи.

  1.  Подчеркните в списке только те направления работы, которые соответствуют данному этапу формирования звуковой культуры речи развития у детей фонематического слуха и приведите по 2 примера игр и упражнений на развитие фонематического возраста на данном возрастном этапе

Этапы

Возраст детей

Направления работы

Приведите по 2 примера игр и упражнений

1 этап

 От 1 года 6 месяцев до 3 лет(второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1- младшая группа.

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

составу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

2 этап

От 3 до 5 лет (2-ая младшая и средняя группы)

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

оставу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

3 этап

От 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы)

1 Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых

звукокомплексов по высоте силе и тембру

3.Различение слов. близких по звуковому

составу

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем

Проверочный листок для станции

«Эрудит»

1.    Фонетические загадки

А) В анаграммах  

метаграммах

логогрифах            слова разгадываются путём перестановки звуков или букв. (подчеркни одно из трёх определений)

Отгадай фонетическую загадку на данный пример

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу  (насос – сосна)

           

Б) В анаграммах

  метаграммах

  логогрифах      загаданное слово узнаётся с помощью замены одного звука другим (подчеркнуть нужное определение)

С «к» - я в школе на стене,

Горы. Реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю –

Тоже в школе я стою (отгадать загадку).(Карта – парта)

В) ) В анаграммах

  метаграммах

  логогрифах       загаданное слово узнаётся путём прибавления или отбрасывания звука или слога (подчеркнуть необходимое определение)

Я – всем известный плод

Тропических широт

Прибавьте мне союз –

И сразу я взорвусь (отгадать загадку).гранат – гранаты)

2 Чудесные превращения « Превратим день в ночь»

Правила превращений:

  1. в слове можно менять только одну букву;
  2. нельзя переставлять буквы, удлинять начальные и конечные
  3. слова цепочки должны иметь логическую связь  и укорачивать слово;;

Например, превращаем волка в козу.

Волк – полк

 пола - пора

                          Кора – коза

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сеть – деть - день

Бланк для «начальника станции»

Таинственный мир звуков

Номер группы

Единое мнение группы, выработанное в ходе 10 – минутной дискуссии

Оценка в баллах (до 3 баллов)

№1

№2

№3

Бланк для «начальника станции»

Фонематика

Номер группы

Единое мнение группы, выработанное в ходе 10 – минутной дискуссии

Оценка в баллах (до 3 баллов)

№1

№2

№3

Бланк для «начальника станции»

Эрудит

Номер группы

Единое мнение группы, выработанное в ходе 10 – минутной дискуссии

Оценка в баллах (до 3 баллов)

№1

№2

№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая ролевая игра(с элементами логоритмики)«Все профессии важны!»

Цели:   Развивать речь детей и познавательные способности (знания о профессиях; умение их различать, называть; называть профессии людей по предметам-принадлежностям). Развивать мелку...

Деловая интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Данная игра была разработана для методического объединения логопедов.Все вопросы были сняты на видео и преподносились в оригинальной форме и отображались на экране.В данном конспекте представлен лишь ...

Деловая интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Данная игра была разработана для методического объединения логопедов.Все вопросы были сняты на видео и преподносились в оригинальной форме и отображались на экране.В данном конспекте представлен лишь ...

Деловая экологическая игра для воспитателей "Радость видеть и понимать - самый прекрасный дар природы"

Развивать у воспитателей потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений. Побуждать к активной творческой деятельности в экологическом направлении....

Деловая-квест игра "Воспитываем маленького гражданина"

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как с...

Деловая педагогическая игра для педагогов

laquo;Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»...

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей в образовательной деятельности детского сада

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей с воспитателями детского сада...