РАБОТА ДОМАШНЕГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ЗАИКАНИЕ)
статья по развитию речи по теме

Потапова Ирина Алексеевна

 

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правиль­ный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого нёба, гор­тани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В конце XIXв. наш отечественный психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет, и в связи с этим назвал его «детской болезнью».

По данным ученых, как советских, так и зарубежных, заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_vozniknoveniya_zaikaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Большинство авторов склонно говорить о невротическом и неврозоподобном заикании. Первое возникает у детей 3-5 лет. Причем раннее речевое развитие крохи может быть без особенностей: гуление и лепет присутствовали, первые слова произнес до года, фразу — в полтора, словарный запас пополнялся активно, звукопроизношение не вызывало опасений.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой

обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Что же должно насторожить родителей?

Во-первых, соматическая ослабленность ребенка: любые болячки простудного и инфекционного характера плюс аллергия. Такой малыш имеет хрупкое телосложение, бледную кожу, легко утомляется.

 Во-вторых, невротические расстройства: всевозможные страхи, повышенная возбудимость, и как следствие — нарушение сна, плаксивость.

Кроха бывает болезненно привязан к маме. Какой-либо раздражитель (испуг, эмоциональное переживание, резкая смена обстановки, неурядицы в семье, наказание и т.д.) может включить механизм невротического заикания.

Оно будет усиливаться в непривычной обстановке, но практически незаметно при общении с близкими. Поэтому родителям иногда кажется, что малыш просто балуется, чтобы привлечь к себе внимание, и запинки в речи стараются не замечать. Сильный испуг способен вызвать у ребенка даже потерю сознания и утрату голоса (афонию) и лишь затем — заикание.

Обычно оно сопровождается судорожными сокращениями мышц. В тяжелых случаях судорогой сводит одновременно мышцы диафрагмы, шеи, лица, губ и языка. Ребенок моргает, у него отмечаются синкинезии (сопутствующие движения) в конечностях. Попытки произнести слово обречены на неудачу.

РАБОТА ДОМАШНЕГО ПЕДАГОГА С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все его советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон.  Домашнему воспитателю следует помнить, что продолжительный сон— 10—11 ч ночью и не менее 2 ч днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому  домашние воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным для домашнего воспитателя  является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» дома. Это общепринятое название является условным, так как по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.

Такое ограничение речи необходимо, прежде всего, для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряженных речевых занятий.

И, наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.

Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей.

 Домашнему воспитателю необходимо подсказать родителям о недопустимости разговоров при ребенке о его заикании, демонстрировании его дефекта другим лицам.

Воспитателю необходимо подсказать родителям, что они воим личным примером должны приучать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.

 Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наиболее спокойным, ласковым, выдержанным.  На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь. Воспитатель должен позаботиться, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту.  

После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Воспитателю не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.

Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Воспитателю нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленной его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

 Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание. Педагог обязан уберечь своего воспитанника от всего вышеперечисленного.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Домашнему воспитателю необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Воспитателю следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и - в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность. И педагогу необходимо обратить внимание родителей на недопустимость такого отношения, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно.  В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

 Домашнему воспитателю следует помнить, что не следует перегружать малышей избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно воспитателю  очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях своего воспитанника, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение воспитателя за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно  воспитателю нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки — прочитайте добрую сказку с хорошим окончанием, где главные герои эти животные. Подойдите с ним с разрешения родителей  к  хорошо знакомым животным, предложите покормить их из рук и т. д.

Особого внимания у домашнего воспитателя  требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе,— переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».

Что же может послужить внутренней первопричиной появления заикания?

  1. Ранние поражения ЦНС: внутриутробные инфекции и интоксикации, родовые травмы, асфиксия и т.д.
  2. Наследственный фактор: наличие в семье речевых расстройств (врожденная слабость речевого аппарата, заикание, нарушение звукопроизношения, темпа речи и т.д.), эндокринные заболевания.
  3. Уязвимость нервной системы малыша, вегето-сосудистые заболевания. Об этом свидетельствует повышенная возбудимость, потливость, судорога, нарушения сна, ночные страхи, энурез.

Существуют и внешние пусковые механизмы. Часто взрослые, сами о том не подозревая, нажимают на запретную „красную кнопку". Родителям хочется продемонстрировать знакомым одаренность малыша, и его заставляют повторять трудные слова, предложения, заучивать сложные стихи. А у крохи еще не созрели соответствующие зоны коры головного мозга, не сформированы речедвигательные навыки, мышцы артикуляционного аппарата не готовы к нагрузкам. В результате у малыша случается нервный срыв и появляется заикание.

Бывает и наоборот, когда ребенок сам проявляет завидную активность. Речь у него не успевает за мыслью, слов не хватает! Кроха начинает буквально захлебываться словами. А родители при этом - захлебываются от восторга, когда следовало бы потихонечку притормаживать своего болтунишку...

Одновременное овладение несколькими языками тоже провоцирует проблемы с речью. В лучшем случае запинки будут появляться на каком-то одном языке. Рука об руку с заиканием идет и леворукость. При этом, если кроху насильно приучают пользоваться только правой рукой, проблем не избежать.

Аффективную реакцию и судорожные запинки в речи ребенка может вызвать и чрезмерная радость. Безудержный, буквально истерический смех, который иногда слышен во время игр или просмотра кинофильмов, не стоит поощрять. Надо отвлечь малыша и погасить накал эмоций.

 Еще одна крайность: недостаточность эмоциональных контактов с близкими. Занятым родителям некогда поговорить с ребенком. Его обрывают на полуслове, на кроху не обращают внимания. Возникающая в такой ситуации напряженность аккумулируется в ребенке и когда-нибудь разразится заиканием. Вот вам и гром среди ясного неба!

Некоторые родители стремятся с детства приучать малыша к строжайшей дисциплине, считая, что это пойдет ему на пользу. Суровым воспитанием грешат, как правило, папы. Но результат муштры бывает плачевным. Ребенок растет пугливым, зажатым. Привыкает все выполнять по команде и теряется, когда надо принять самостоятельное решение. Излишняя строгость может послужить толчком и для речевых нарушений.

Родителям надо контролировать не только свое поведение. Речь взрослых - всегда пример для ребенка. Она может стать основой доброжелательной, спокойной ауры или — сильнейшим раздражителем. Выслушивая быстрые нервные фразы, малыш судорожно пытается уловить смысл скомканных слов, напрягается и ничего не понимает! Со временем он станет говорить так же! Кроме того, на фоне подобного „неряшливого образца" может появиться и заикание.

 Еще один из пусковых механизмов заикания — гиподинамия. Недостаток двигательной активности у крохи чреват не только избыточным весом, но также нарушением общей и мелкой моторики, утратой чувства ритма, темпа речи. У ребенка не формируются координированные мимико-артикуляционные движения, мелодика и модуляция голоса! Нам, взрослым, надо быть очень внимательными, чтобы у малыша было как можно меньше проблем, комплексов и разного рода страхов.


Библиография

  1. Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей – Л., 1976. – С.26-58.

2.        Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заиканиия у дошкольников- М.: Просвещение,  1983.

3.        Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории, статья «Гром среди ясного неба», журнал «Лиза»

4.        Правдина О. В. Логопедия.-М.: Просвещение, 1969.- С. 53-54, 151- 172.

5.        Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223с.:с.143- 156.

6.        Энциклопедия для родителей / Пер.с фр.—М.:ТЕРРА,1997. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

"Использование элементов релаксации в занятиях с детьми имеющими особые индивидуальные потребности"

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического) , а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. После выполнения специальных упраж...

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...

Квест-игры в работе педагога с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье рассмотрен алгоритм создание квест-игры для детей....

Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, котора...

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...