Обогащение словаря дошкольников синонимами
статья (развитие речи, старшая группа) по теме

Титова Светлана Андреевна

Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ведение

Моё сообщение посвящено работе над обогащением словаря старших дошкольников синонимами. Для начала, я предлагаю вам почувствовать себя детьми и немножко поиграть.

Игра с логопедами

«Доскажи словечко»

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все
антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем
перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим
передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам
перемена!

Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему лексическому значению.

Слова-синонимы похожи друг на друга также как эти смайлики (картинка 1).

Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

Синонимическим рядом называется группа синонимов, состоящая из двух и боле слов. Он может быть образован и из однокоренных слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать. Один из синонимов является главным, основным и в словарях он помещается первым.

Словарь синонимов представляет особую ценность для педагога. Особенно интересен «Словарь синонимов русского языка» Александровой Зинаиды Евгеньевны с широким охватом лексического материала. В нем даются синонимы, принадлежащие к различным стилям литературного языка, в том числе устаревшие слова, народнопоэтическая, а также просторечная лексика. В конце синонимического ряда в виде приложения приведены фразеологизмы, синонимичные названным словам. Н-р:  стр. 131 думать, мыслить, размышлять… шевелить мозгами. Я пользуюсь электронной версией словаря, но для «наглядности» взяла в библиотеке печатное издание.

Итак, Синонимы отличаются друг от друга:

- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;

Устаревшие слова редко используются нами, однако встречаются, особенно в классической литературе. Зачастую объяснить их значение не каждому по силам. Я предлагаю вам, коллеги, выбрать один из вариантов толкования устаревшего слова:

Игра для логопедов «Такие старые слова»

  1. Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
  2. Книгочей – любитель чтения или библиотекарь?
  3. Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
  4. Каракуль – ценный мех или непонятная запись?
  5. Сирый – волк или сирота?
  6. Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник?
  7. Тараторка – тот, кто много говорит или сорока?
  8. Карла – ворона или человек маленького роста?
  9. Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?
  10. Катанки – санки или валенки?

Продолжим, синонимы отличаются друг от друга:

-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;

Таким образом, слова, входящие в группу синонимов, сохраняют различия в своих оттенках, порождаемые принадлежностью их разным классам общества, разным социальным прослойкам, разным видам речевого общения.

- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;

- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;

- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;

- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).

Синонимы в речи используются:

- для более точного выражения мысли (влажный – мокрый);

- для выражения эмоциональной окраски (упал – брякнулся);

- как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

- как способ связи соседних предложений в тексте.

Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.

Например: (разберем)

  1. Рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…; (по нарастающей)
  2. Надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…

В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относится к разным группам синонимов.

Например:

  1. Пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;
  2. Пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…

Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи.

Например:

  1. Прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…
  2. Существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, трусость
  3. Глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

В переводе с греческого языка synonymous означает одноименный. Разнообразие оттенков синонимов можно сопоставить с палитрой талантливого художника, богатейшей цветовой гаммой. Чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения.

Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Основной смысл словарной работы – выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел. Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. Проведение работы над введением в речь синонимических рядов является неотъемлемой частью работы над словарем дошкольников.

При отборе словаря для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

- частотностью употребления отобранных слов;

-  словарным запасом старших дошкольников с ОНР;

-  наличием в речи синонимов;

-  пониманием отобранных слов;

- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;

При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.

Приемы работы с синонимами:

  1. Выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;
  2. Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным и чаще употребляющимся в речи словом;
  3. Подбор синонимов к данному слову. (Игра с воспитателями «Пойми меня»).

Игра  с логопедами «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову.

Слова: аппетитный, верный, глупый, исцеляет, корм, ложь, крупный, ласковая, наслаждение, отчизна, тревога, смелый, собрание, печаль.

Работа над синонимами эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно.

Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:

  1. Различать в речи близкие по смыслу слова
  2. Подобрать к данным словам синонимы

Сильная метель – пурга; плохая погода – ненастье. Каким словом называют наступление темноты?

  1. Умение заменять в тексте то или иное слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).
  2. Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (в зависимости от контекста).

        Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина…

Предлагая упражнения на базе текстов художественных произведений, необходимо базироваться на доступных детям, в основном программных произведениях, которые являются не только наиболее эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, а возможно, и это самое главное, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуры.

Упражнениям с синонимами должна обязательно предшествовать предварительная работа с текстами произведений (чтение, беседа по содержанию, пересказ прочитанного).

При знакомстве с синонимами я использую компьютерную презентацию. (показ).

Пособия: Лексико-семантические упражнения Коноваленко, Гомзяк.

Для себя я составила синонимические ряды на каждую лексическую тему и активно использую их в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря дошкольников с ОНР

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Обогащение словаря дошкольников с ОНР.

Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Обогащение речи дошкольника синонимами, антонимами, омонимами.

Представлены три презентации с картинным материалом, для работы с детьми дошкольного возраста над обогащением речи синонимами, антонимами, омонимами....