Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
    план-конспект по развитию речи по теме

    Васькова Галина Николаевна

    Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе) 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_skazochnom_lesu.docx793.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

    Занятие по развитию речи в старшей группе

    Воспитатель: Васькова Г.Н.

    2008 г.

    Цель занятия

    Обучающие. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц.

    Развивающие. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, упражнять в подборе антонимов и синонимов; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями. Развивать интонационную выразительность речи, формировать культуру речи, активизировать использование вежливых слов и выражений.

    Воспитательные. Вызвать у детей радость общения со сказкой, от возможности поиграть в нее. Воспитывать интерес к языковому богатству.

    Оборудование. Мультимедийное оборудование для показа, создание сказочной полянки, маски шапочки с изображением животных, корзинка, шкатулка, «свинья» с сюрпризом.

    Предварительная работа. Рассказывание и чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

    Ход занятия

    (Дети входят в зал. Занавес закрыт).

    Воспитатель: Ребята, кто из вас любит сказки?

    (дети поднимают руки)

    Воспитатель: Все любите, молодцы, тогда я приглашаю вас в гости к сказке, сказке, полной волшебства, неожиданностей и чудесных превращений.

    «Чудеса пусть к нам придут

    Интересно будет тут

    В сказку чтобы всем попасть

    Дружно нужно всем сказать:

    Здравствуй мудрая страна

    Что от сюда не видна

    Явись ниоткуда

    Пусть свершится чудо

    Встань на пути

    Нас к себе впусти!

    (занавес открывается)

    Воспитатель: Ребята! Посмотрите вокруг, мы с вами попали в сказочный лес. Как вы думаете, каких  животных можно встретить в этом лесу?

    (лиса, медведь, еж, волк, заяц, белка)

    Воспитатель: А вот и сказочные звери на полянке. Давайте послушаем, о чем они говорят.

    Диалоги зверей.

    1.Лиса: Был бы ежик ты хорош

                 Только в лапы не возьмешь.

       Еж:   Не хорош? ну и что ж,

                 Без иголок я не еж.

    2.Белка: Зайчик, зайчик, где ты был?

       Заяц:  Я на речке хвостик мыл

                 Вымыл, вымол, да упал

                 Снова хвостик замарал.

    3.(Серый волк в густом лесу, встретил рыжую лису)

    Волк: Лизавета, здравствуй!

    Лиса: Как дела зубастый?

    Волк: Ничего идут дела

              Голова пока цела.

    Лиса: Где ты был?

    Волк: На рынке

    Лиса: Что купил?

    Волк: Свежинки

    Лиса: Сколько взяли

    Волк: Шерсти клок

               Ободрали правый бок

               Хвост отгрызли в драке

    Лиса: Кто отгрыз?

    Волк: Собаки

    Лиса: Жив ли, милый куманек?

    Волк: Ели ноги увалок!

    4.Заяц: Белка, где твой склад грибов

       Белка: По карманам у дубов

        Заяц: Где домишко твой?

       Белка: В сосне

      Заяц:   А постель?

      Белка: Постель на мне.

    Воспитатель: В сказочном лесу могут происходить разные чудеса, звери и те умеют разговаривать.

    А сейчас пора настала

    Всем загадку загадать:

    «Плутовкой издавна слывет,

    В округе курам счет ведет

    И ловит мышек ловко

    Хотя не мышеловка». Кто это?

    Воспитатель:  Конечно, плутовка лиса. А в каких сказках ее можно встретить? (Колобок, Лисичка – сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой, Теремок. Петушок золотой гребешок, журавль и лиса.)

    Воспитатель: Лису в сказках называют по разному, кто может сказать, как? (лисичка – сестричка. Плутовка, кумушка, Лизавета, лиса Патрикеевна)

    Воспитатель:  Но что – то никого не видно. Может быть нам позвать их. Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау)

    Слышите ребята, как эхо отзывается. (ребята играют в игру «Эхо» , а воспитатель переодевается в Бабу –Ягу)

    Игра «Эхо»

    Начинается игра                                  ра – ра

    Стоит домик на горе                           ре – ре

    А под кустиком лиса                          са – са

    Прилетели два чижа                           жа – жа

    Приближается гроза                           за – за

    Потерялась в лесу Маша                   ша – ша

    Было ей немного страшно                 но – но

    Машу быстро разыскали                   ли – ли

    Привели ее домой                              ой – ой

    Испекли ей калачи                             чи – чи

    Мы закончили игру                            ру – ру

    Появляется Баба – Яга

    Б.Я: ну, чего вы раскричались в моем лесу? Я не глухая. Чего надо?

    Ребенок: Баба – Яга, мы к тебе в гости пришли.

    Б.Я: Ага, значит в гости пожаловали

            Ну, идите, идите ко мне.

    Все: Здравствуй, Бабушка Яга.

    Б.Я: Ну, здравствуйте, здравствуйте ишь, вежливые какие и много ли таких слов знаете, или только одно.

    Все: Много знаем

    Б.Я: Подождите, не спешите, я все волшебные слова в корзинку соберу. Буду их тоже учить (достает корзинку дети «кладут» слова в корзинку)

    Игра «Вежливые слова»

    Б.Я: Ладно, ладно молодцы. Много хороших слов знаете, я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. А вы в лес – то одни не боитесь заходить? Ребята: Нет

    Ребенок: Мы пословицы про храбрость знаем. И тебя Баба – Яга совсем не боимся.

    Б.Я: Ой – ой – ой. Умная какая. И что это такое – пословица. И что с ней делают?

    Ребенок: Пословица, это такое высказывание, которое нас чему – то учит, дает совет.

    Б.Я: Ну, давайте мне свои пословицы.

    1.Волков бояться – в лес не ходить. 

    2.Смелость города берет.

    3.Трус своей тени боится.

    4.Трус и таракана принимает за великана.

    5.Один за всех – все за одного.

    6.Не говори – не умею, а  говори – научусь.

    7.Долог день до вечера. Коли делать нечего.

    8.Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.

    Б.Я: Вспомнила. Эти пословицы народ придумал. Они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Объясните – ка  мне такую пословицу. Чему она учит?

    1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    2.Семь раз отмерь, - один раз отрежь.

    Ох – ох – ох, все -  то вы знаете

    Выходите – ка на полянку

    Косточки разомнем.

    Динамическая пауза.

    В темном лесе есть избушка

    Встала задом наперед

    В той избушке есть старушка –

    Бабушка Яга живет

    Нос крючком, глаза в полоску

    И как, уголь все горят

    Ух, сердитая какая

    Дыбом волосы стоят

    Ух, сердитая какая

    И поломана нога

    Не простая, костяная

    Вот вам бабушка Яга.

    Б.Я: Ну. Ничего не скажешь, молодцы!

                   Только вот все -  то у вас красиво да

                   Правильно получается. А я бабушка

                  Лесная, иногда люблю делать все наоборот.

    Игра «Наоборот»

    Б.Я: Так, поднимите руки, кто так же, как и я любит делать все  наоборот. Кто готовится стать Бабой – Ягой. Никто. Значить не хочет, ну тогда я сейчас кого – ни будь съем.

    Ребенок: Да что ты, что ты

                    Бабушка Яга, не сердись

                    Лучше ты бабуленька

                    Ребятам улыбнись.

    Б.Я: Ой – ой, как это? Бабуленька. Да меня еще никто так ласково не называл. Ну – ка,  назовите меня нежно, ласково еще разок.

    Упражнение «Скажи ласково»

    Б.Я: спасибо вам за ласковые слова, я вот только забыла, из какой сказки вы ко мне пожаловали.

    Ребенок: Мы не из сказки, мы из детского сада.

    Б.Я: А я сказки страсть как люблю, только вот не знаю, что же в них хорошего.

    Ребенок: В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло. Вот, отгадай бабушка Яга, какая это сказка.

    1. «Сидит в корзинке девочка

    У мишки за спиной,

    Он сам того не ведая

    Несет ее домой». (Маша и медведь)

    1. «Девочка хорошая по лесу идет,

    Но не знает девочка, 

    Что опасность ждет.

    За кустами встретится

    Пара злющих глаз…

    Кто – то страшный встретится

    Девочке сейчас. (Красная шапочка)

    1. С грядки старушка цветок сорвала

    Девочке Жене его отдала

    В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,

    Но девочка Женя о чем – то просила

    Что надо сказать, лепестки обрывая

    Как, называется сказка такая? (Цветик – семицветик)

    Б.Я: Спасибо напомнили мне, у меня от этого цветка лепестки где – то припрятаны были, сейчас найду. (достает коробочку, сдувает пыль)

    Игра «Слово – цвета»

    Б.Я: Спасибо, мои родные, мне еще никто такого красивого цветка не дарил. У меня для вас тоже сюрприз есть. (достает «свинью»)

    1 -2 -3 моя свиночка, смотри

    Про ребят не забывай

    Всем гостинцы раздавай.

    Песня «Чудо – сказки»

    Все: До свиданья, мудрая страна

            Пусть вернемся мы из чуда

           Сойди с пути

           И домой нас отпусти.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы вновь побывали в гостях у сказки. Встретились….. с кем же мы с вами встретились…?

    Дети: Мы встретились со сказочной Бабой Ягой.

    Воспитатель: Мы научили ее говорить, вежливые и ласковые слова, вспомнили пословицы, играли,  Молодцы! Наше путешествие в сказочном лесу подошло к концу, нам пора возвращаться в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

    Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".

    Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить  отвечать на вопросы.  ...

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

    Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

    Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

    Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

    Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"...

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

    Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...