Истоки этикета
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Карипова Инга Александровна

Итоговое познавательно-речевой занятие «Истоки этикета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_etiketa.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое познавательно-речевой занятие «Истоки этикета»

Цель:

1. Закрепить знания детей о старинном русском обычае – гостеприимстве, через пословицы и поговорки.

2. Упражнять детей в чтении слов по слогам.

3. Развивать навыки культурного поведения за столом во время чаепития.

4. Воспитывать культуру поведения через познавательную и речевую деятельность.

Материал:

Мини-музей «Русская изба», куклы Марья и Иван, конверты с пословицами о гостеприимстве, игра «Освободи богатыря», машина времени, обруч, чайный сервиз, стол, 5 стульев, муляжи кондитерских изделий, «Дерево воспитанности», листики зеленые и красные с правилами разрешающими и запрещающими, головной убор – цилиндр.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Ритуал начала занятия «Доброе утро»

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что за чудеса, кто-то оставил свой головной убор у нас в группе. Какой он необычный, в наши времена такие не носят. Как он называется? (Цилиндр)

А кто же носил такие головные уборы? (Джентльмены).

- Да не повезло владельцу, наверно расстроился. А давайте с вами попробуем найти этого незнакомца и вернуть ему его цилиндр. Но для этого нам надо попасть в прошлое. Посмотрите, что за чудо-машина стоит у нас в группе.  Это машина времени – на ней мы и отправимся в прошлое.

- Давайте прочитаем, как ей пользоваться (дети встают в круг и «улетают в прошлое)

  1. Основная часть

1.Старорусские времена.

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Ребята, вы так активно нажимали на кнопки так, что, по-моему, мы перелетели и попали в старорусские времена.  Вот и хозяева русской избы нас встречают Иван да Марья. Странно, стоят, молчат. Вот так здравствуйте.  Они забыли русский обычай, а какой, мы сейчас узнаем, выполнив задание.

Задание: в конвертах лежат слова русских пословиц о гостеприимстве. Надо сложить слова по порядку, чтобы получилась пословица. Инструкция: слова в конвертах перемешались. Составьте из слов пословицу о русском обычае.

- Молодцы, ребята, прочитайте, какие пословицы у вас получились.

(Дети читают пословицы и объясняют смысл)

- О каком обычае идет речь в этих пословицах? (О гостеприимстве)

- Как гостеприимный хозяин в старорусское время встречал своих гостей? (с хлебом солью и поклоном, а гости в ответ кланялись и приветствовали хозяев)

- А вы знаете, почему гостей встречали с хлебом и солью? (в то время соль являлась очень дорогим продуктом, и хозяева, угощая гостей солью, давали им понять, что они долгожданные люди для них)

- Молодцы, напомнили Марье и Ивану, как гостей встречать надо.

- Но, что-то Марья и Иван не очень то веселые, знаете почему. Спрятали недруги их защитника и не выпускают, теперь некому защищать их родную землю от врагов. Давайте поможем им спасти воина.

Задание «Освободи богатыря». Инструкция: спасти героя можно, заполнив пустые клеточки. Подберите слова к картинкам (шлем, меч, щит, конь)

- Кого, ребята, вы спасли? (богатыря)

- Вот вам, Иван да Марья, защитник-богатырь:

В ……………. шлеме,

С …………….мечом,

С…………….щитом,

На…………..коне.

Сильный, могучий…………………(продолжают дети)

- Ну, что, можем мы оставить в этом времени цилиндр? Тогда попрощаемся и  продолжим наши поиски. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.

Но перед полетом, давайте сил наберемся.

Физкультминутка.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

2. «Встреча с Джентльменом»

Джентльмен: Доброе утро, господа! Я так долго ждал, когда ко мне приедут гости. Приглашаю вас на грандиозное чаепитие (указывает на не накрытый стол).

- Спасибо, вам сер, большое! Вот только стол у вас почему-то не накрыт.

Джентльмен: ну, это не беда. Я  думаю, вы мне поможете накрыть на стол, именно к чаепитию. Я буду вам благодарен.

(Дети помогают накрыть правильно на стол. Обсуждают правильность своих действий. Усаживаются и обсуждают правила поведения за столом во время еды).

- А вы знаете почему у нас на столе стоит молочник? В Англии во время церемонии чаепития, леди и джентльмены добавляли не молоко в чай, а наоборот в молоко чай.

-Как называются правила правильного поведения? (этикет)

- Откуда произошел этикет?

- Давайте поблагодарим за гостеприимство нашего незнакомца. Да, кстати, не вы  ли, сер, оставили случайно у нас свой головной убор?

- Да, спасибо огромное.

- Пожалуйста, до свидания!

- Ну что ж, добрых дел вы сделали не мало. Молодцы, теперь пора возвращаться в свое время.

3. «Возвращение в детский сад»

- Ребята, посмотрите, пока мы путешествовали во времени, у нас появилось в группе волшебное дерево. Это дерево не простое, называется оно древом воспитанности. Давайте поможем ему распуститься. Ой, а на листиках что-то написано  (Читаем правила поведения на всю жизнь. Те правила, которые мы принимаем, развешиваем на дерево. А те, которые не принимаем, остаются опавшими)

- Во все времена существовали сначала  обычаи, потом появились правила этикета. А мы с вами будем соблюдать правила, которые нам подсказывает наше воспитанное дерево. Эти правила вам пригодятся в школе и в дальнейшей жизни. Если вы будете их всегда выполнять, вы  вырастете воспитанными людьми.

- А вы взрослые, с нами согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...