Чтение туркменской сказке "Голубая птица"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Программное содержание.

1. Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Учить понимать образное содержание сказки.

2.Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. На основе полученных впечатлений  предложить создать в  образ сказочной птицы в технике оригами. Развивать зрительный контроль за действиями рук.

3.Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать доброжелательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_turkmenskoy_narodnoy_skazki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение туркменской народной сказки «Голубая птица»

(обр. Александровой)

Программное содержание.

1. Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Учить понимать образное содержание сказки.

2.Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. На основе полученных впечатлений  предложить создать в  образ сказочной птицы в технике оригами. Развивать зрительный контроль за действиями рук.

3.Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать доброжелательность.

Инд. работа. Оказание помощи в складывании птицы.

Материалы и оборудование. «ковёр-самолёт», магнитофон, аудиозаписи (полёт на ковре-самолёте, шум восточного базара, песня голубой птицы, щебетание птиц), «волшебный сундучок», инструменты, фланелеграф, пиктограммы, атрибуты для восточного базара, схема складывания птицы, бумага.

Ход занятия.

Организационный момент.(Дети встают в круг)

-Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Я хочу вас пригласить сегодня   в сказку. Давайте начнём наше путешествие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам!

 –Вы любите сказки? В путешествие я возьму тех ребят, которые ответят на мои вопросы:

- Чем отличается сказка от рассказа? (правильно, в сказке происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами)

- А какие вы знаете волшебные предметы7 (метла, ступа бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, шапка-невидимка, Кощеева смерть в яйце и тп.)  

Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и я всех возьму с собой .

Для того, чтобы отправиться в путешествие в сказку, нам необходимо собрать ковер-самолёт. (Д/Ии«Собери из частей целое»).

-Вот какой ковёр-самолёт у нас получился! Занимайте места –отправляемся в путь! (Звучит музыка). Пролетаем моря глубокие,  горы высокие, леса дремучие, страны заморские. Вот в одну такую страну мы с вами и прилетели. (Звучит запись восточной музыки,шум базара)

- А базар шумит, базар кричит. Ой, сколько народа собралось на базаре! Кого здесь только не встретишь!

Появляется Старик-Хоттабыч.

-Здравствуйте, гости дорогие! Я, Старик-Хоттабыч, рад видеть вас в солнечном Туркменистане! Чего только не увидишь на нашем базаре! И шелка цветистые, словно радуга, ковры яркие, словно луг покрытый цветами, блюда, сверкающие как солнце! А сколько здесь дынь, арбузов, яблок, винограда! Целый день смори – всего не увидишь! Все деньги отдай – всего не укупишь! (Видят стоит сундук)

Старик-Хоттабыч:

- Посмотрите, какой красивый сундук. Но чтобы его открыть, нужно знать код. (Игра «Отгадай код»). Чтобы открыть замок, надо повернуть круг так, чтобы число точек  соответствовало цифре в центре замка.(дети выполняют задание. Затем выставляют замки на фланелеграф)

-Молодцы, справились с заданием!.Давайте посмотрим, что в сундуке(Дети достают из сундука инструменты и называют их: молоток, пила, клещи, краски, кисть)

-А как вы думаете, людям каких профессий нужны эти инструменты?9плотник, художник кузнец).-А вы знаете, что раньше художников называли рисовальщиками?

-Скажите, в какой сказке встречаются все эти мастера вместе? («Голубая птица»)

-Кто автор этой сказки?

-Назовите героев этой сказки.

- Кого Ярты –гулок увидел после того, как потерялся?

-Почему ему захотелось посмотреть птицу поближе?

-Послушайте отрывок из сказки:

В тексте вам встретится выражение «пышный султан». Так восточные люди называют хохолок, пучок, ковыль на голове у птиц.

. На длинном шесте из слоновой кости сидела прекрасная голубая птица. Клюв у птицы был золотой. Голубые как небо крылья, словно звёздами, были усыпаны алмазными искрами. Изогнутая дугою шейка переливалась розовым и зелёным, а на маленькой круглой головке развевался пышный султан, сверкавший ярче, чем драгоценный камень рубин. Птица покачивалась на своём высоком насесте и то складывала, то расправляла свои лазурные крылья.
Много сказок написано, где речь идёт о птицах. Давайте поиграем в игру «Было-небыло». Ели вы услышите описание гулубой птицы –хлопайте в ладоши, если какой-то другой – топайте ногой.

  1. «Глядь –по верх текучих вод лебедь белая плывёт…»
  2. ..»Птица распахнула крылья, тряхнула головкой и запела: Всех мудрей наш хан! Всех добрей наш хан…»
  3. «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы!...»
  4. «..Раздался треск и прекрасная птица разлетелась  на тысячу частей…»

А вы знаете, какие задания давал хан мастерам? Сейчас я вам прочитаю.

– Наш хан – человек гордый, жестокий и несправедливый. Призвал он к себе резчика, лучшего в нашем городе, и приказал ему вырезать из дерева волшебную птицу Биль-Биль-Гое. Много сказок сложил народ об этой чудесной птице. Прекрасная, словно солнце, раз в году слетает она на землю. Она поёт свои чудесные песни и приносит людям счастье! Но разве может человек своими грубыми руками создать волшебную птицу? Задумался резчик. Но он был искусный мастер и выполнил приказ хана. Ровно в срок он принёс во дворец свою птицу, и все, кто видел её, замерли от восторга, – никогда еще не видали они такой тонкой,такой прекрасной работы.
Но хан нахмурился и сказал: «Недурна птица, но разве не видишь ты, глупый мастер, что она бесцветна. Если к утру эта птица не заблестит и не засверкает, как солнце, я прикажу отрубить тебе голову».
Опечалился мастер. Не говоря ни слова, он взял птицу и отнёс её к своему другу, знаменитому рисовальщику. Этим мастером уже много лет гордимся мы все, гордится наш славный город. И вот за одну только ночь рисовальщик заставил птицу сверкать, как солнце. Он покрыл её золотом и лазурью, а крылья чудесной птицы осыпал алмазной пылью.
Рано утром два мастера понесли во дворец чудесную птицу. Они несли её по улицам города, и люди, видя её, смеялись от радости, били в ладоши, плясали и пели от счастья и от восторга!
Но грозный хан закричал: «Чему радуетесь, глупцы! Это не птица Вил-Биль-Гое, а кусок дерева, испачканный красками! Эй, мастера, если к утру ваша глупая птица не научится вертеть головой и размахивать крыльями, я прикажу казнить всех резчиков и всех рисовальщиков!»
Ещё больше опечалились мастера. Не сказав ни слова, они взяли птицу и отнесли к искусному кузнецу. Всю ночь трудился искусный кузнец, и, когда утром друзья возвратились к нему, чудесная птица взмахнула крыльями, кивнула точёной головкой и защёлкала золочёным клювом.
Вне себя от радости все трое – резчик, рисовальщик и кузнец – побежали в ханский дворец. Они принесли с собой голубую птицу, и птица эта сверкала, как солнце, махала крыльями и вертела головой, совсем как живая. Они ждали щедрой награды, но, увидев птицу, жестокий хан закричал и затопал ногами; он так разгневался, что пламя вылетело у него из ноздрей. «Бездельники! – кричал хан. – Ваш товар никуда не годен! Разве это волшебная птица? Она молчит, она не умеет петь. Это не Биль-Биль-Гое, приносящая людям счастье!»

Ребята, а вы помните, как мальчик помог мастерам? Почему птица заговорила человеческим голосом? Давайте послушаем  песню, которую птица пела хану во дворце. (запись песни).

- А почему же тогда хан разбил птицу?

(чтение отрывка, где птица поёт другую песню)

Он мучитель, он губитель,
Он народа разоритель, –
Наш хан – всё наш хан!
Разоритель и злодей,
Ненавистный для людей!
Наш хан, грозный хан!

Ребята, обратите внимание на иллюстрации, и вспомните эпизод сказки, который вам больше всего понравился. Почему? Я предлагаю вам подойти к фланелеграфу и с помощью пиктограмм выразить своё отношение к  героям сказки.

А теперь давайте превратимся в птиц. (физминутка)

Мы распахнём пошире дверь

И выпустим на волю птиц

И крыльями взмахнём легко.

Они взлетают высоко

Вернувшись с полёта воркуют друзья

Жить без свободы птицам нельзя!

Дети проходят за столы  и складывают птицу в технике оригами.

-Дети, я предлагаю вам встать в круг и взять в руки птицу, которую вы сделали с любовью и добротой.

Можно убить птицу, но разве поймаешь песню, когда поёт её весь народ? Из города в город, из аула в аул летит народная песня, и не догнать её ни быстрому ветру, ни грозному хану.

Такими словами закончилась сказка «Голубая птица». Мы с вами можем придумать свой конец. (птица останется жить и улетит в далёкие страны и принесёт счастье людям, среди которых будет находиться).

Да ребята, у туркменского народа богатая история и культура.  Её создавали умелые мастера, труженики, защищали храбрые воины, украшали добрыми делами простые люди. А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали сказки своим детям.

- Вот и подошло наше путешествие к концу и мы опять вернулись в детский сад.

-Вам понравилось путешествие?

-Что нового вы узнали?

Что ещё бы вы хотели узнать?

Спасибо, ребята, мне тоже понравилось сегодня путешествовать с вами. Мне понравилось как Саша отвечал на вопросы, Алёша придумал интересное завершение сказки, Лена сложила красивую птицу! И на память о нашей встрече Старик-Хоттабыч оставил вам сюрприз в волшебном сундучке: восточные сладости и раскраски сказочных птиц.

КОНСПЕКТ

Интегрированного занятия в подготовительной группе

 Тема: «Чтение туркменской народной сказки

«Голубая птица»

Воспитатель МДОУ «Десткий сад № 34 «Василёк-1»

г.Ершова Саратовской области»

Ененко Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Народные туркменские игры для дошкольников

народные туркменские игры для дошкольников...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши

Конспект логопедического занятия в средней группеТема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детенышиЦель :- Познакомить с понятием «слог».- Учить чит...

Фестиваль художественного чтения "Синяя птица"

Дети – это чудо света, Я увидел это сам.И причислил чудо этоК самым чудным чудесам.Мы пред будущем в ответе:Наша радость, боль и грусть,Наше будущее – дети.Трудно с ними ну и пусть!В ...

Туркменская сказка "Падчерица"

Ознакомление детей с художественной литературой...