Комплексы диагностических заданий для обследования речи дошкольников.
методическая разработка по развитию речи по теме

 

Правильная речь ребенка - неотъемлемая часть его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных мыслей, общение со взрослыми и сверстниками являются необходимыми условиями умственного развития, социализации и формирования гармонически развитой личности. Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, и чем раньше будут выявлены отклонения в речевом развитии, тем успешнее будет проведена коррекционная работа.

  Предлагаемые комплексы диагностических заданий предназначены для воспитателей, методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами речевого развития  детей дошкольного возраста. Здесь представлены задания, игры, упражнения,  по выявлению уровня сформированности грамматических категорий речи и связной речи. Цель комплексов диагностических заданий для обследования – выявление стартовых, промежуточных и итоговых результатов освоения детьми  норм родного языка, исследование состояния грамматических категорий и связной речи у детей разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс диагностических заданий

для обследования

 грамматического строя речи

дошкольников

Подготовила

учитель-логопед

МДОУ №32 г. Подольска

Корнилова С.В.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Образование однокоренных слов (медведь, медвежонок, медвежий…).
  2. Образование глаголов с приставками (выбежал, перепрыгнул…).
  3. Подбор синонимов к существительному.
  4. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  5. Образование сложных предложений ребенком самостоятельно (построение сложноподчиненных предложений на основе д/и «Четвертый лишний»)
  6. Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
  2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
  3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
  4. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  5. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Согласование существительных с числительными
  3. Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?)
  4. Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
  5. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  6. Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
  3. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе.
  4. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
  5. Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:

Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…)

Инструкции:

«Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, сад)

                                                                                                                                                                                                       ЗАДАНИЕ № 2

Цель:

Образование глаголов с приставками

Материал:

Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду», «Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».

Инструкции:

Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и скажи, что делает мальчик.»                                          

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Подбор синонимов к прилагательному

Инструкции:

«Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)                                                                      

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

Наличие в речи обобщающих понятий

Материал:

Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Инструменты» и т.д.

Инструкции:

Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование сложных предложений ребенком самостоятельно

Материал:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Инструкции:

«Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении

Материал:

Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка читает книгу»

Инструкции:

Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?»  «Что делает девочка?»  «Дай полный ответ, что изображено на картинке?»

Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из  полосок).

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:

Употребление слов - антонимов

Материал:

предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»  

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель:

согласование существительных с прилагательными и с числительными.

Материал:

Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.

Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш.

Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»

                                         

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова

Материал:

Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что это?»

                                                                     

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

Наличие в речи обобщающих понятий

Материал:

Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.

Инструкции:

Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно- ласкательных форм слова

Материал:

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции:

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции:

(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-ния, а затем повторяет его полностью.  «Я начну, а ты продолжи».

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

   

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

согласование существительных с числительными.

Материал: 

объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…»,                                                                                                                                              «Три…» и т.д.  

                                         

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в именительном и винительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением лодки, ведра, петушка.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»

                                                                     

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,

Инструкции: 

1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»

   Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»

   Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много  

   чего?»

2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?»  «В чашке много чего?».

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно ласкательных форм слова

Материал: 

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции: 

(вопросно – ответная форма)

«Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

   

   

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»

Материал: 

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка

Инструкции: 

«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка.  Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»                                    

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в единственном и множественном числе

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

«Что это?»                                                                      

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

                                                             

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.

Материал:

Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»

Инструкции: 

Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»

                                                                 «Что делает девочка?»

                                                                 «Что изображено на картинке?»

   

   



Предварительный просмотр:

Комплекс диагностических заданий

 для обследования связной речи

дошкольников

Подготовила

учитель-логопед

МДОУ №32 г. Подольска

Корнилова С.В.

Основные параметры обследования связной речи детей подготовительной группы (6 – 7 лет).

1. Умение вести координированный диалог (со взрослыми и сверстниками).        2. Составление рассказа-описания заданного предмета.                

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин (3-4 картинки).

4. Составление рассказа по сюжетной картине.

5. Пересказ рассказа (сказки).

6. Придумывание начала рассказа.

Основные параметры обследования связной речи детей старшей группы (5 – 6 лет).

  1. Умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением.
  2. Составление рассказа-описания заданного предмета по плану.
  3. Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3 картинки).
  4. Составление рассказа по сюжетной картине.
  5. Пересказ короткого рассказа (сказки).
  6. Придумывание продолжения рассказа.

Основные параметры обследования связной речи детей средней группы (4 – 5 лет).

  1. Умение отвечать на вопрос полным предложением.
  2. Составление рассказа-описания по образцу воспитателя.
  3. Драматизация фрагмента знакомой сказки (умение вести диалог).
  4. Краткий пересказ рассказа (сказки) с опорой на картинку.

Основные параметры обследования связной речи детей второй младшей группы (3 – 4 года).

  1. Повторение предложений за воспитателем (3-5 слов).
  2. Рассказ о ближайшем окружении по вопросам воспитателя.
  3. Ответы на вопросы по сюжетной картине.

Основные параметры обследования связной речи детей младшей группы (2 – 3 года).

  1. Повторение предложений за воспитателем (2-3 слова).
  2. Ответы на простые вопросы по сказке с опорой на картинку.

Диагностика связной речи детей

 подготовительной группы

Задание №1

Цель: выявление умения вести координированный диалог со взрослыми и сверстниками, ориентироваться на партнера, соблюдать очередность речевых действий.

Материал: оборудование для сюжетно-ролевой игры.

Инструкция: «Поиграем в игру…» («Магазин», «Больница», и т.д.)

Задание №2

Цель: составление рассказа-описания предмета (объекта).

Материал: картинка с изображением предмета (объекта).

Инструкция: «Рассмотри… (куклу, машинку, собаку, яблоко, и т.д.).

Задание №3

Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.

Материал: серия из 3-4 сюжетных картин.

Инструкция: «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку. Составь рассказ».

Задание №4

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Материал: сюжетная картина («Соня и собака»).

Инструкция: «Рассмотри картинку. Придумай рассказ».

Задание №5

Цель: Пересказ рассказа (сказки).

Материал: иллюстрация к тексту (при необходимости).

Инструкция: «Послушай, потом расскажи сам».

Задание №6

Цель: придумывание начала рассказа.

Материал: иллюстрация к рассказу (при необходимости).

Инструкция: «Послушай конец рассказа. Придумай, что было сначала».

«… Крылышко зажило. Всю зиму синичка прожила у Коли. Весной, когда пригрело солнышко, Коля выпустил её на волю».

Диагностика связной речи детей

старшей группы

Задание №1

Цель: выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением.

Материал: сюжетная картинка.

Инструкция: «Ответь на вопросы полным предложением».

Задание №2

Цель: составление рассказа-описания предмета (объекта) по плану.

Материал: картинка с изображением предмета (объекта), опорная схема описания.

Инструкция: «Составь рассказ о… (домашнем животном)».

  1. Название животного.
  2. Внешний вид.
  3. Повадки.
  4. Чем питается.
  5. Какую пользу приносит.

Задание №3

Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.

Материал: серия из 2-3 сюжетных картин.

Инструкция: «Посмотри. Разложи картинки по порядку. Придумай рассказ».

Задание №4

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Материал: сюжетная картина.

Инструкция: «Рассмотри картинку. Придумай рассказ».

Задание №5

Цель: пересказ короткого рассказа (сказки).

Материал: иллюстрация к рассказу (сказке).

Инструкция: «Послушай, потом расскажи сам».

Задание №6

Цель: Придумывание продолжения рассказа.

Материал: иллюстрация к рассказу (при необходимости).

Инструкция: «Послушай начало рассказа. Придумай, что было дальше».

«Коля и Саша ходили в лес за грибами. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом…».

Диагностика связной речи детей

средней группы

Задание №1

Цель: выявление уровня сформированности навыка отвечать на вопрос полным предложением.

Материал: сюжетная картинка.

Инструкция: «Ответь на вопрос полным предложением».

Задание №2

Цель: составление рассказа-описания по образцу воспитателя.

Материал: кукла (любая другая игрушка).

Инструкция: «Послушай, потом расскажи сама».

«Этот кукла. У неё светлые  волосы, голубые глаза. У куклы красное платье и красные туфли. Кукла красивая».

Задание №3

Цель: выявление умения вести диалог, ориентироваться на партнера, воспроизводить текст хорошо знакомой сказки в процессе элементарной драматизации.

Материал: шапочки с изображением персонажей сказки («Колобок»).

Инструкция: «Мы с вами превратимся в героев сказки»

Задание №4

Цель: краткий пересказ рассказа (сказки).

Материал: иллюстрация к рассказу (сказке).

Инструкция: «Послушай. Расскажи сам»

Диагностика связной речи детей

младших групп

Задание №1

Цель: восприятие и воспроизведение предложения из 3-5 (2-3) слов.

Материал: сюжетная картинка.

Инструкция: «Послушай, повтори».

- У Маши кукла.

- У Маши новая кукла.

- Мама купила Маше новую куклу.

- Саша рисует машину.

- Саша рисует синюю машину.

- Саша рисует красками синюю машину.

Задание №2

Цель: выявление уровня понимания обращенной речи, осведомленности о ближайшем окружении.

Инструкция: «Ответь на вопрос».

- Как тебя зовут?

- Кто живет вместе с тобой?

- Как зовут маму (папу)?

- У тебя есть сестра (брат)?

- Твоя сестра (брат) большая (ой) или маленькая (ий)?

Задание №3

Цель: поддержание диалога со взрослым. Выражение своих мыслей и впечатлений в форме коротких предложений.

Материал: сюжетная картинка.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Ответь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ. Автор-составитель Е.А. Горбунова

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки.Удобен в работе и применим как для начинающего специалиста, так и дл...

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ.

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки, выявить отстающих малышей, запланировать с ними коррекционные занят...

Диагностический материал для обследования речи дошкольников 5-6 лет. Речевая карта

Речевая карта О.И. Крупенчук представляет собой бланки, которые заполняет логопед, когда ребенок попадает в логопедическую группу детского сада комбинированного видаПодробнее: https://www.labiri...

Комплекс диагностических заданий для обследования связной речи дошкольников

Основные параметры обследования связной речи детей ...

Комплекс диагностических заданий для обследования грамматического строя речи дошкольников

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...