Технологическая карта раздела "Развитие речи"
методическая разработка по развитию речи на тему

Волкова Наталия Владимировна

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности речи  детей младшего, среднего, старшего возрастов; перспективное планирование занятий, задачи, формы и методы, средства работы, показатели развития на все возрастные группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Н.В. «Начальная школа – детский сад №6», г. Кунгур

Технологическая карта раздела «Развитие речи». Программа Л.В.Ворошниной

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Цель

Развитие речи детей как основного средства общения, формирования умения формулировать мысли, выражения чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности.

Возрастные особенности

  1. Важный период освоения речевых форм: диалога и монолога
  2. От использования внеречевых средств (мимики, жеста, действия ит.д.) ребенок переходит к собственно речевому общению
  3. Активный и быстрый рост словаря за счет названия предметов, действий с ними, усвоения имен близких людей и работников ДОУ
  1. Развивается звукопроизносительная сторона речи, произнесение гласных и простых согл., воспроизведение звукового образа слова, использование отдельных выразительных средств речи
  1. Ребенок осваивает диалогическую речь как форму общения
  1. Понимает обращенную к нему речь взрослого, обращенную к группе людей, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми
  1. Ребенок осваивает навыки культуры общения
  1.  Успешное усвоение речи и всех ее сторон
  1. Ребенок пытается удовлетворить свои потребности в общении со сверстниками и взрослыми, для чего ему необходимо овладеть грамматикой родного языка, з.к.р. и достаточным словарным запасом
  1. С помощью взрослого ребенок устанавливает связи между предметами и явлениями окружающего мира
  1. Активно формируется обобщающая функция слов
  1. Через слово осваивает грамматические формы: мн.ч, винительный и родительный падежи сущ., прошедшее время глагола, повелительное наклонение
  1. Начинается освоение не только простых, но и сложных форм предложений
  1. Совершенствуются навыки разговорной речи
  1. Ребенок охотно беседует о том, что было в его непосредственном опыте
  1. Ребенок подводится к пересказыванию литературных знакомых текстов знакомых сказок и рассказов с начала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним через отраженный или сопряженный прием
  1. Учится воспринимать, элементарно понимать картину с помощью вопросов воспитателя
  1. Отвечает на вопросы при рассматривании игрушек, предметов, описывая игрушку, ее внешний вид, портрет, настроение, материал
  1. Формируется представление об элементарной структуре высказываний разного типа (описательного, повествовательного, доказательного)
  1. Продолжается совершенствование связной речи.
  2. Ребенок много и охотно общается со сверстниками, взрослыми.
  3. Словарь растет не только количественно, но и качественно за счет названий предметов и материала, из которого они изготовлены (ткань, бумага, дерево, стекло, металл); названий трудовых процессов (стирка белья, мытьё посуды и  т. д.); слов, обозначающих части предметов, явления, степени качества объектов (белее, мягче, толще, тверже); слов, обозначающих видовые, родовые обобщения (посуда, обувь, транспорт и т. д.).
  4. Начинается расцвет словотворчества.
  5. Заметно изменяется звуко- и словопроизношение.
  6. Естественная выразительность речи начинает уступать осознанному использованию выразительных средств речи, которые ребенок начинает только усваивать. Поэтому наступает период некоторого снижения выразительности речи детей пятого года жизни.
  7. Идет активное усвоение связной монологической речи. Ребенок умеет строить разные типы высказывания – описание и повествование.
  8. Речь детей становится более связной, целенаправленной и логичной.
  9. Не все дети  правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых из них недостаточно развита интонационная выразительность речи.
  10. Имеются недостатки в освоении грамматических правил (согласование существительных с прилагательными, числительными, наречиями, употребление родительного падежа существительных множественного числа).
  11. Речь отличается неустойчивостью.
  1. Затруднения в построении разных форм высказывания: нарушают структуру, логику сочинения, не связывают между собой предложения и части высказывания.
  1. Свободно пользуется диалогической и монологической речью, сознательно использует разные формы высказывания: описание, повествование, речь-доказательство.


  1. Умеет построить связный текст, применяя все структурные элементы, пользуясь разными типами связей частей высказывания.


  1. Ребенок не может построить связный текст, используя композиционные элементы (начало, развитие событий, концовку)


  1. Ребенок успешно составляет фактические и придуманные рассказы (по игрушке, картине разных жанров – пейзажной, портретной; из личного опыта, на тему, по литературному образцу и т.д.).


  1. Ребенок учится планировать  свое высказывание, строить его по законам грамматики и лексики, осуществлять замысел, оценивать полученный результат.


  1. Ребенок с удовольствием откликается на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых и самостоятельно придуманных сказок


  1. Ребенок успешно вступает в разные формы общения: деловое, познавательное, личностное.


  1. Ребенок не может без помощи взрослого усвоить выразительные средства раскрытия художественного образа и др.


  1. Возрастает удельный вес сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, умение контролировать лексические ошибки.


  1. Дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.


  1. Большинство детей произносят не все звуки родного языка.

Задачи

Связная речь

  1. учить понимать обращенную речь сначала с опорой на наглядность, постепенно без нее
  2. учить отвечать на вопросы воспитателя
  3. понимать содержание речи взрослого и реагировать в соответствии с ним
  4. задавать вопросы, просить разрешения
  5. формировать культуру общения (здороваться, прощаться и т.д.)





Развитие словаря

  1. учить называть предметы, действия с ними, некоторые особенности (цвет, размер, теплый, холодный и т.д.)
  1. учить называть отдельные трудовые действия (налила, вырастила и т.д.)











Грамматический строй речи

  1. учить осваивать структуру простого распространенного предложения: использовать в речи разные грамматические формы.
  2. Подводить детей к элементарному словоизменению и словообразованию


Звуковая культура речи

  1. Учить детей правильно произносить гласные и простые согл.зв. при усвоении новых слов
  2. Развивать навыки выразительной речи: ритм, силу голоса,дикцию, дыхание


Художественная литература

  1. Учить детей внимательно слушать литературные произведения, узнавать героя
  2. Учить передавать смысл действием, жестом, словом, договаривать фразы
  3. Учить выражать удовольствие от встречи со знакомым произведением

Связная речь

  1. совершенствовать навыки активной речи
  2. отвечать на вопросы развернутыми предложениями
  3. совершенствовать умение понимать разнообразные вопросы и отвечать на них, пользуясь простыми и распространенными предложениями
  4. учить задавать вопросы
  5. поддерживать желание включиться в разговор со взрослыми и сверстниками
  6. учить высказываться по поводу игрушки и предмета, развивая описательную и доказательную форму высказывания
  7. повторять за воспитателем содержание литературного произведения
  8. совершенствовать навыки этики речи: приветливо здороваться, прощаться, оформлять свою просьбу грамматически верно
  9. учить общаться со сверстниками


Развитие словаря


  1. учить детей различать предметы по существенным признакам; правильно называть их, выделяя характерные признаки, качества и свойства  в процессе практической деятельности (мягкость, шероховатость, плотность, хрупкость и т.д.)
  2. обучать способам познания (ощупать, сдавить, смять, погладить и т.п.)
  3. формировать понимание и употребление обобщающих понятий (одежда, обувь, игрушки)
  4. учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький, низкий – высокий)

Грамматический строй речи

  1. учить изменять слова по падежам
  2. учить согласовывать сущ. в роде, числе и падеже
  3. активизировать пространственные предлоги (в, на, за, под и т.д.)
  4. усваивать род.п. сущ. ед. и мн. ч (нет туфель, не стало кукол)
  5. учить способам словообразования, умение слышать части слова (окончание, суффикс, приставка), ориентироваться по ним в понимании и произношении речи
  6. развивать умение строить разные типы предложений – простые, сложные


Звуковая культура речи

  1. учить чистому, ясному произношению гласных звуков, их дифференциации
  2. выделять тв. и мягкие согл.
  3. готовить речедвигательный аппарат к произношению шипящих и звука «р»
  4. вырабатывать четкую дикцию
  5. формировать орфоэпически правильную речь
  6. передавать звучание слова
  7. воспитывать выразительность речи, ее темп, интонацию, высоту голоса


Художественная литература

  1. воспитывать интерес и желание слушать, эмоционально воспринимать произведения разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение), следить за развитием действия
  2. повторять за воспитателем литературный текст, запоминать образные слова и выражения
  3. учить эмоционально воспринимать содержание и некоторые элементы худ. Формы: рифму, ритмичность, различать прозаическую и стихотворную речь
  4. учить сопереживать с героями, замечать некоторые особенности сказочного повествования
  5. учить читать наизусть эмоционально, осмысленно
  6. побуждать к пересказам знакомых  сказок, участию в инсценировке литературных произведений

               Связная речь.

  1. Учить описывать игрушку, передавая её характерные особенности (портрет, настроение персонажа), используя простые и распространенные предложения.
  2. Учить строить рассказ последовательно, целенаправленно, с помощью вопросов воспитателя, а позднее – самостоятельно.
  3. Обучать элементарному описанию картины. Дать знания о структуре рассказа и выразительных средствах раскрытия образа: описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
  4.  Учить описывать предмет  последовательно, полно, опираясь в рассказе на назначение предмета, материал, его свойства, качества.
  5. Формировать интерес к деятельности рассказывания через использование специальных мотивационных установок.
  6. Учить пересказывать небольшие прозаические произведения с помощью воспитателя и самостоятельно. Осознанно передавать текст сказки или рассказа без существенных пропусков. Использовать выразительные средства речи в передаче диалогов персонажей произведения.
  7. Учить пересказывать в лицах от третьего лица.
  8. Продолжать формировать этику общения: закреплять умение здороваться, прощаться, обращаться с просьбой на «вы», используя разные речевые формы. Благодарить за оказанную помощь взрослых и сверстников. Проявлять доброжелательное отношение к  воспитателю, близким. Приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь, задавать их.
  9. Формировать элементы творческого воображения.
  10. Подготавливать детей к оценке ответов сверстников.


Развитие словаря


                      СловарьУчить понимать смысл загадок, сравнивать предметы по признакам, правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношенияУчить замечать незнакомые слова в чужой речи.

  1. УУчить составлять из слов многозначность слова (светит…лампочка, фонарь, луна, солнце)
  2. Учить подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы)
  3. Познакомить детей с происхождением разных слов (почему гриб называют подосиновик, цветок – подснежник).

Давать толкование некоторых слов и словосочетаний «Кто (что) может быть гладким, сладким, тяжелым, добрым?…, «Почему меня так называют? 


Грамматический строй речи

           Грамматический строй речи.

  1. Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов при их согласовании (синяя лента, добрый мальчик, ясное солнышко).
  2. Учить образовывать разные формы глаголов, спрягать их по лицам и числам, употреблять повелительное наклонение глагола (спой, спляши).

Учить использовать предлоги в зависимости от ситуации (под, над, в, на,  около, за). Звуковая культура речи


  1. Сформировать произношение всех звуков родного языка, в том числе шипящих и сонорных  звуков, твёрдых и мягких (С, СЬ, З, ЗЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ и т. д.).
  1. Формировать четкую дикцию и произношение слов согласно нормам литературного языка (орфоэпически правильная речь).
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи (вопросительную, восклицательную, повествовательную).
  3. Учить регулировать силу, высоту голоса, темп речи.
  4. Познакомить с терминами «звук», «слово», «слово звучит».
  5. Учить выделять твердые и мягкие согласные, находить сходные и разные по звучанию.
  6. Учить узнавать слова, в которых не хватает того или иного звука.


Художественная литература.

  1. Учить эмоционально  воспринимать художественное произведение, чувствовать его характер.
  2. Учить различать жанр сказки, рассказа, стихотворения, их выразительные средства.
  3. Учить высказывать  свое отношение к художественным произведениям, соотносить окружающую жизнь с художественным текстом.
  4. УУчить видеть положительные и отрицательные качества персонажей и оценивать поступки героев.
  5. Учить замечать выразительные средства языка, особенности построения повествования.
  6. Знакомить детей с произведениями классиков мировой литературы, устного народного творчества, авторскими произведениями родного края, местного региона.
  7. Воспитывать интерес к поэзии и желание читать наизусть поэтические произведения.
  8. Учить разнообразить интонацию в соответствии с содержанием стихотворения, потешки, осмысленно запоминать их. Пользоваться логическими ударениями, паузами, интонационно разнообразно передавать поэтические произведения в зависимости от их содержания и характера.
  9. Формировать чувство юмора.


Самостоятельная художественно – речевая деятельность.

  1. Поддерживать желание детей самостоятельно пересказывать сказки, рассказы, стихи, используя разные виды театра: объёмной игрушки, настольно – плоскостной и др.
  2. Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Связная речь.

  1. Развивать диалогические м монологические высказывания (речь –описание, речь – доказательство, речь – повествование).
  2. Формировать связную речь через разные виды рассказывания (по игрушке, картине, из личного опыта, творческие сочинения), пересказ, разговоры и беседы с детьми.
  3. Совершенствовать умение пересказывать литературный текст самостоятельно, последовательно, без существенных пропусков, осознанно,  выразительно передавать характер образа, используя средства речи.
  4. В сочинениях по игрушкам, картинам (серии картин), из личного опыта закреплять умение  составлять описательные и сюжетные рассказы.
  5. Обучать детей повествованиям в определенной последовательности: описание игрушки, сюжетное сочинение (об одной игрушке), рассказ – инсценировка.
  6. Постепенно формировать умение работать с картинами разного жанра: описание, повествование, придумывание рассказов по картине, выходя за ее пределы.
  7. Учить рассказывать по серии картин.
  8. Формировать у детей умение развивать сюжет, придумывать названия рассказу в соответствии с содержанием.
  9. Учить детей последовательно творческим рассказам: на тему, по литературному образу, по пейзажной картине.
  10. Совершенствовать самостоятельность, целенаправленность, композиционную завершенность, творчески использовать выразительные средства раскрытия образа (описание места действия, природы, портрета героя, его настроений и чувств).
  11. Побуждать детей к созданию новых вариативных сочинений.
  12. Развивать оценочные суждения о содержании и качестве рассказов.
  13. Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно.
  14. Продолжать формировать этику речевого общения: не перебивать взрослых и сверстников, уметь вступить в разговор, задавать вопросы, вежливо отстаивать свои высказывания, прислушиваться к суждениям собеседника.
  15. Учить испытывать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, с этой целью использовать информацию, полученную из разных источников.


Развитие словаря

  1. Учить точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов, их свойства и качества, материал, его особенности
  2. Продолжать работу по обогащению, уточнению, активизации словаря.
  3. Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять
  4. Уделять внимание работе над смысловой стороной слова, подбирать слова, подходящие по смыслу к ситуации
  5. Подбирать слова близкие по смыслу
  6. Различать слова, отражающие характер движения (идти, бежать, мчатся),прилаг. Оценочного характера (робкий – трусливый)
  7. Продолжать работу над антонимами (теряют –находят, легкий – тяжелый)


Грамматический строй речи

  1. Продолжать работу над: образованием трудных форм глагола, согласованием прилаг. с сущ., образование глагола в повелительном наклонении
  2. Познакомить с типичными  способами словообразования и словоизменения
  3. Подбирать родственные слова в контексте
  4. Формировать умение образовывать сущ. с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (ель-елка-елочка-елонька)
  5. Различать смысловые оттенки глагола (бежал-забежал-добежал), прилагательные (плохой -плохонький)
  6. Формировать умение строить простые, распространенные и сложные предложения
  7. Знакомить детей со словесным составом предложения


Звуковая культура речи

  1. Закрепление звуков родного языка, в том числе шипящих, свистящих и звука «р»
  2. Четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова
  3. Продолжать знакомить с терминами «звук», «слово», «слово звучит»
  4. Обучать умению находить слова сходные и разные по звучанию
  5. Обучать звуковому анализу слова
  6. Сформировать знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения


Художественная литература.

  1. Воспитывать интерес к литературе
  2. Воспитывать способность усваивать последовательность развития сюжета
  3. Учить выразительно рассказывать стихи
  4. Учить чувствовать и понимать характер образов худ. произведений
  5. Формировать худ.-речевые исполнительские способности
  6. Побуждать пересказывать эмоционально, логично, сохраняя последовательность сюжета
  7. Продолжать знакомство с писателями и художниками Прикамья, устным народным творчеством народов Урала


Самостоятельная художественно – речевая деятельность.

  1. Развивать творческую инициативу и самостоятельность в использовании литературного материала
  2. Разыгрывать сценки
  3. Воспитывать целенаправленность в театрализованных играх
  4. Формировать у детей желание делиться со сверстниками впечатлениями о книгах, мультфильмах
  5. Воспитывать пластику движений, выразительность речи
  6. Формировать способы  творческих действий: изменять знакомый материал, создавать новые комбинации

Связная речь

  1. Учить последовательно, самостоятельно и целенаправленно составлять рассказы на тему, по литературному образцу, по пейзажной картине, портретной живописи
  2. Совершенствовать умение самостоятельно, логично, последовательно и эмоционально без повторов, передавать события
  3. Осмысленно анализировать структуру любого высказывания (зачин, начало), как развивается в нем действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
  4. Формировать знания  о связном высказывании (тема, структура, средства связи)
  5. Оценивать рассказы товарищей тактично, доброжелательно, опираясь на схему
  6. Учить составлять повествовательные рассказы по картинам разных жанров, предметам, сюжетным картинам
  7. Развивать творческую инициативу, выдумку в сочинениях
  8. Варьировать свои сочинения, совершенствуя новое повествование
  9. Формировать чувство прекрасного
  10. Закреплять навыки этики речевого общения

Развитие словаря

  1. Продолжать обогащение словаря
  2. Уточнять понимание многозначных слов с прямым и переносным смыслом
  3. Учить подбирать синонимы, более точные слова для передачи мысли
  4. Понимать слова с противоположным значением (ручей мелкий, а река … глубокая)
  5. Классифицировать понятия на основе выявленных признаков: посуда – столовая, чайная; одежда –летняя, зимняя, демисезонная.


Грамматический строй речи

  1. Продолжать формирование навыков языкового обобщения
  2. Обогащать речь разными грамматическими формами
  3. Самостоятельно образовывать новые формы, согласуя слова в роде, числе, падеже
  4. Упражнять в использовании несклоняемых сущ. (радио, пианино)
  5. Правильно употреблять степень прилаг. (сильный-сильнее сильнейший)
  6. Изменять слова с помощью суффиксов (добрый добрейший)
  7. Учить ребенка правильно применять глагольные формы, пользуясь приставками, суффиксами
  8. Подбирать однокоренные слова
  9. Использовать разные типы предложений

Звуковая культура речи

  1. Закрепить четкое произношение всех звуков и четкой дикции
  2. Продолжать работу по звуковому анализу слова
  3. Ориентироваться в характеристике гл. и согл. зв., мг. и тв. согл.
  4. Подвести детей к слитному чтению
  5. Воспитывать интерес к языковым явлениям
  6. Формировать орфоэпически правильную речь
  7. Продолжать работу по воспитанию выразительной речи
  8. Использовать интонационные элементы речи при чтении стихов, потешек

Художественная литература

  1. Продолжать воспитывать интерес к книге
  2. Развивать творческие способности через постоянное общение с книгой
  3. Знакомить с произведениями поэтов, писателей, художников своего родного края
  4. Учить понимать и переживать литературное произведение


Самостоятельная художественно – речевая деятельность.

  1. Учить самостоятельно по своей инициативе рассказывать сказки, рассказы, стихи, придумывать их
  2. Учить договариваться о содержании и ролях в театрализованных играх
  3. Учить оформлять декорации, костюмы для постановок
  4. Продолжать развивать эстетическое восприятие, эмоциональнуюотзывчивость

Содержание

Сентябрь

  1. Чтение потешки «Баю-баю» и рассказывание сказки «Курочка Ряба»
  2. Чтение потешки «Баю-баю», повторение сказки «Курочка Ряба». Рассматривание игрушек
  3. Чтение потешки «Баю-баю», повторение сказки «Курочка Ряба». Рассматривание игрушек
  4. Чтение потешек «Петушок-золотой гребешок», «Баю-баю» и  рассматривание игрушек

Октябрь

5.Чтение потешек «Петушок-золотой гребешок», «Баю-баю» и  рассматривание игрушек

6.Чтение потешки «Как у нашего кота», рассматривание картинок «Кто что делает?»

7.Чтение потешки «Идет коза рогатая» и  рассматривание игрушек

8.Рассматривание игрушек и игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба»

9.Чтение потешки «Курочка-тараторочка» и игра «Напоим куклу чаем»

Ноябрь

10.Рассматривание картины «Куры» и чтение потешек              

11. Чтение потешек и рассматривание картины «Курица с цыплятами»

12.Рассматривание игрушек

13.Рассматривание игрушек

14.Игра-драматизация сказки «Курочка Ряба»

Декабрь

15.Дидактическая игра «Кукла Оля обедает» и чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать»

16. Укладывание куклы спать и работа над звукопроизношением звука «ж»

17.Настольный театр «Теремок»

18. Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Январь

19.Игра-инсценировка по сказке «Теремок»

20.Дидактическая игра «Поручения»

21. Игра-инсценировка по мотивам  сказки «Колобок»

22.Рассматривание картины «Таня кормит голубей» и повторение потешки «Гули-гули»

       Февраль

23.Рассматривание игрушек (автомобиль, лошадь, мышка) и обучение звуковой культуре речи

24.Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята»

25.Рассматривание игрушек и  чтение потешки «Козлушка-белоногушка»

26.Кукла в гостях у детей

Сентябрь

  1. Рассказывание сказки «Колобок» и обучение грамматически правильной речи
  2. Путешествие в сказку «Колобок»
  3. Колобок и его друзья.
  4. Колобок и его друзья.


Октябрь

5.Осмотр игрушек.

6. Осмотр игрушек.

7. Рассматривание игрушек.

8. Осмотр игрушек

9. . Рассматривание игрушек.

Ноябрь

10.Рассказывание сказки «Волк и козлята»

11.Прогулка Маши и Шарика.

12.К бабушке в гости.

13. Уложим куклу спать.

14.Котик – коток.

Декабрь

15.Путешествие в страну Потешка.

16.Рассматривание игрушечной мебели

17. Повторение знакомых потешек: «Кисонька-Мурысонька», «Киска, брысь», «Водичка-водичка», «Мальчик-пальчик», «Жил-был мальчик»

18. Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

Январь

19.Рассматривание игрушек

20.Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

21. Чтение произведения К. Чуковского «Цыпленок» и заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

22. Чтение произведения К. Чуковского «Цыпленок» и заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

         Февраль

23.В гостях у лошадки.

24.Ознакомление с трудом няни.

25.В гостях у куклы Маши.

26.Чудесный мешочек

Март

27.Рассматривание картины «Строим дом» и повторное чтение произведения К. Чуковского «Цыпленок»

28.Воспитание звуковой культуры речи

29. Рассматривание шапки.

30.Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» и дидактическая игра «Угадай на вкус».

31. .Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

Апрель

32.В гости к Снегурушке.

33.Ознакомление детей с качествами ткани.

34.Рассматривание ткани.

35. Рассматривание предметов одежды (пальто)


Март

36.Чтение произведения В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

37.«Лесной Колобок – Колючий Бок»

38.Повторное слушание сказки «Теремок»

39.Повторное слушание сказки «Теремок»

Апрель

40.Обучение звуковой культуре речи

41. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» и повторение стихов А. Барто «Игрушки» 42.Рассматривание картины «Собака со щенятами»

43. Костюм «снежинки» для Кати

44. Рассматривание картины «Кошка с котятами»









Сентябрь

  1. Рассказывание  р.н.с. «Смоляной бычок»
  2. Рассказывание у.н.с. «Смоляной бычок». Аппликация «Бычок гуляет»
  3. Занятие «В гостях у волшебных слов».
  4. Чтение произведения С. Маршака «Усатый-полосатый»

5.Ознакомление с малыми фольклорными формами.

 Октябрь

6. Чтение произведения С. Маршака «Усатый-полосатый». Рисование «Шаловливый котенок»

7.Обучение з.к.р. и пересказ Л. Толстого «Отец приказал сыновьям»

8.Рассказывание сказки «Лиса Патрикеевна» и упражнение «Кто у кого»

9.Занятие «Путешествие в игрушечный мир.»

10.Описание игрушек.

Ноябрь

11.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина»

12.Описание картин «Катенька» и «Машенька»

13.Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Галка» и рассматривание картины «Едем на лошадке»

14.Рассказывание по картине «Едем на лошадке»

15.Занятие «В игрушечном цирке».

Декабрь

16.Занятие «К бабушке в гости».

17.Пересказ сказки «Пых»

18.Занятие «Страна волшебных снов».

19.Опишите друга

20.Рассказывание по картине «Природа в лесу»

Январь

21.Рассматривание картины «Друзья» и дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе»

22.Рассматривание картины «Друзья» и обучение звукового анализа слова

23.Занятие «В гостях у котят».

24.Обучение рассказыванию по картине «Саша и снеговик»

25.Пересказ произведения Я. Тайца «Кубик на кубик» и знакомство с рассказом В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Февраль

26.Рассказывание по картине «Дети кормят курочку и цыплят» и чтение стихотворения «Не мешайте мне трудиться»

27.Дидактическая игра «В магазине»

28.Рассматривание картины «Друзья» и чтение сказки «Три поросенка» в переводе С. Михалкова

29.Рассматривание картины «Собака со щенятами». Чтение рассказа А. Н. Толстого «Розка»

30.Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Мальчик играл» и знакомство с произведением «Старик сажал яблоню»

Март

31.Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

32.Чтение венгерской н. с. «Два жадных медвежонка»

33.Описание игрушек

34.Занятие «В гости к Винни-Пуху».

35.Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»

Апрель

36.Пересказ рассказа В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и сравнение картинок

37.Заучивание стихотворения Е. Благининой Черемуха»

38.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

39.Инсценирование р.н.с. «Жихарка» и работа над звуковым составом слова.

40.Занятие «В гостях у веселого гнома»

Май

Обследование речи детей.

Сентябрь

1.Обучение творческому рассказыванию «Первый день Наташи в д\с»

 2.Придумывание конца рассказа «Галя в деревне»

3.Повторение стихотворения С.Я. Маршака Усатый-полосатый». Чтение  рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

4.Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

5.Обучение рассказыванию и диалог «О настроении человека»

6.Обучение элементам грамоты и чтение произведения К. Чуковского «Телефон»

7.Рассказывание по серии картин и обучение элементам грамоты

8. «В гости к Бабушке –Сказушке».

Октябрь

9.Составление рассказов по картинкам.

10.Рассказывание по серии картин и обучение элементам грамоты.

11.Обучение описательным рассказам и элементам грамоты.

12. «В гостях у гнома»

13.Обучение творческому рассказыванию «Первый день Наташи в д\с» и разговор «Угадай мое настроение.

14. «Поговорим о настроении и обучение элементам грамоты»

15.Пересказ рассказа  Н. Калининой «Про снежный колобок» и отгадывание загадок.

16.Рассматривание портрета «Мика Морозов» А.В. Серова и чтение сказки «Красная Шапочка»

33.Рассказывание р.н.с. «Хаврошечка»

18.Рассказывание по картине и обучение грамоте.

 Ноябрь

49.Рассказывание сказок «Хаврошечка», «Золушка».

19.Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»

20. «Сказки для домовенка Кузи»

21.Творческое рассказывание «Как мы нашли щенка» и разговор на тему «Какого  цвета настроение»

22.Рассказывание по серии картин и обучение грамоте.

23.Знакомство с р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк» (в обработке М. Булатова)

24.«Как мы нашли щенка»

25.Рассматривание и описание портретов В.Серова «Мика Морозов» и «Девочка с персиками»

Декабрь

26.Творческое рассказывание «Как Сережа помог Наташе» и обучение грамоте.

27.«Почитать родителей

28.Знакомство с произведением «Мальчик потерялся» З.А. Александровой и обучение элементам грамоты.

29.Обучение творческому рассказыванию на тему «Приключения котенка в д\с»

30. «Отчего грустно» и обучение грамоте.

31.Обучение звуковой культуре речи и элементам грамоты.

32.«Новая сказка домовенка Кузи»

Январь

34. «О том, чего не бывает и обучение грамоте»

45 «Придумывание сказки «Как Дед Мороз на елку спешил»

36.Инсценировка сказки «Лиса и рак» и обучение грамоте.

51.«Быть чутким. Составление письма»

38.Обучение звуковой культуре речи и элементам грамоты.

39.Придумывание сказки «Звери в гостях у Белки и Стрелки»

Февраль

40.Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

Повторение стихотворения «Зимнее утро» и других знакомых произведений А.С. Пушкина.

41.Обучение элементам грамоты и сочинение сказки «Колесо»

42. «Быть доброжелательным»

43.Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» и рассказывание из личного опыта «Что интересного я видел (а) в лесу»

44.Обучение элементам грамоты.

35.Обучение творческому рассказыванию «Случай на прогулке». Обсуждение ситуации «Наедине с собственным поведением».

46«Быть щедрым»

47.Обучение з.к.р. и элементам грамоты. Рассказывание по серии картин.

37. «Беречь маму»

17.«Радовать маму»

61.«Поговорим о маме»

48.Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему.

52.Придумывание рассказов на основе литературного произведения Е. Чарушина «Медвежонок»

53.Обучение элементам грамоты.

54.«В гости к Лисе Патрикеевне»

55.«Знакомство с картиной Д. Левицкого «Портрет А.А. Воронцовой»

56.«Радоваться радости другого»

57.Ознакомление со сказкой Г.Х. Андерсена «Штопальная игла»

58.Обучение з.к.р. и элементам грамоты.

59.Придумывание рассказов на основе произведения Е. Чарушина «Медвежонок»

60.Составление описательных рассказов по картине Д. Левицкого «Смолянки»

50.Обучение з.к.р. и элементам грамоты

62.Придумывание рассказов на основе литературного произведения «Купание медвежат» В. Бианки и обучение элементам грамоты.

63.Рассказывание сказки Мамина - Сибиряка «Заяц хваста» и повторение сказки «Заюшкина избушка»

64.Обучение элементам грамоты.

Сентябрь

1.Проявлять чуткость.

2.Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» и рассказывание из личного опыта.

3.Рассматривание и описание картины К.Брюллова «Светлана»

4.Обучение элементам грамоты.

5.Рассказывание по картине «Лиса с лисятками»

6.Рассматривание и придумывание рассказов по картине «Золотая осень» И. Левитана

7.Почему так правильно.

8.Перессказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг». 

9. .Рассматривание и описание «Портрета Г.Р. Державина» В.Боровиковского 


Октябрь


10.Обучение элементам грамоты.

11.Поговорим по душам.

12. Обучение грамоте и придумывание рассказов на тему «Приключение ежика»

13. Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные» («Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком»,» «Свинья с поросенком»)

14.Уметь проявлять благородство.

15.Обучение грамоте.

16.Рассматривание и описание картины «Читающая девушка» Жана-Оноре Фрагонара. 

17.Составление сюжетных рассказов по картинкам.

18. .Рассматривание и описание картины Д.Левицкого «Портрет Урсулы Мнишиек»

19.Обучение элементам грамоты. 

Ноябрь


20. Рассматривание и описание картин «Портрета Г.Р. Державина» В.Боровиковского и О. Киприенского «Портрет А.С. Пушкина»

21. Обучение элементам грамоты.

22.Пересказ сказки «У страха глаза велики»

23.Придумывание рассказов по пейзажной картине «Уро в сосновом лесу» И.Шишкина

24.Уметь проявить себя. 

25. Обучение элементам грамоты.

26. Рассматривание и описание картины Рембрандта «Портрет мужчины из семьи Раман» и А. Маньоки  «Ференц Ракоци»

27.Чтение художественных произведений о дружбе.

28. Рассматривание и рассказывание по картине В. Васнецова «Аленушка»

29. Обучение элементам грамоты.

Декабрь


30.Пересказ рассказа «Белка прыгала с ветки на ветку»

31.Обучение рассказыванию.

32. Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» 

33. Обучение элементам грамоты.

34. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

35.Хорошо или плохо?

36. Обучение элементам грамоты.

37.Уточнение знаний о композиции сказки.

38. Рассказывание по картине

39.Обучение элементам грамоты. 

Январь


40.Проявлять заботу и участие. 

41. Обучение элементам грамоты.

42.За что уважают?

43. Рассказывание по картине «Дети Севера»

44. Обучение элементам грамоты.

45. Рассматривание и рассказывание по картинам К. Юона «Конец зимы. Полдень.» и И. Шишкина «Зима»

46.»Почему на свете хорошо»

47.Придумывание детьми сказок.

48. Обучение элементам грамоты. 

49.Формирование грамматического строя речи. 

           Февраль

50. Придумывание сочинений по детским рисункам, выполненным по мотивам сказок.

51. Докажи, что прав.

52. Рассматривание и описание картины К.Брюллова «Всадница»

53. Обучение элементам грамоты.

54. Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему с традиционной концовкой: «Стали жить да поживать да добра наживать»

55. Составление рассказов по картинкам.

56. . Обучение элементам грамоты.

57.Коллективное придумывание сказки.

58.Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Медведь» 


Март


59. Рассказывание по картинкам («Березовая роща» А.Куинджи и «Березовая роща» И. Шишкина).

60. Обучение элементам грамоты.

61.Рассматривание пейзажной картины «Весна.Большая вода» И. Левитана или «Голубая весна» В. Бакшеева

62. Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему.

63. Обучение элементам грамоты.

64.Составление загадок-описаний.

65.Хорошее.

66. Обучение элементам грамоты. Упражнение «Если б мы были художниками»

67.Повторение знакомых сказок, их композиции, действий героев. 


Апрель


68.сравнение иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина художников Б. Маркевича и А. Лаптева

69. Рассматривание и рассказывание по картине «Грачи прилетели»

70. Обучение элементам грамоты.

71. «Новая сказка»

72. Рассматривание и описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

73. Обучение грамоте.

74. Обучение элементам грамоты.

75.Придумывание рассказов на основе произведения Е. Чарушина «Медвежонок»

76.Составление описательных рассказов по картине Д. Левицкого «Смолянки» 


Май


77.Рассказывание из личного опыта на тему: Как мы играем зимой на участке.

78. Обучение творческому рассказыванию на основе литературного образца «По-Щучьему велению»

79. Обучение элементам грамоты.

80.Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж»

81. «Приключение Буратино»

82.Придумывание конца сказки.












Формы работы

  1. Самостоятельная художественно- речевая деятельность детей в условиях развивающей среды.
  2. Занятия
  3. Прогулки по группе
  4. Ежедневное индивидуальное общение с каждым ребенком.
  5. Проблемные ситуации.
  1. Участие в дидактических и хороводных играх, модели положительного и негативного поведения.
  2. Игры – драматизации
  3. Театрализованные игры.
  4. Игры – инсценировки.


  1. Занятия
  2. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в условиях развивающей среды.
  3. Ежедневное индивидуальное общение с каждым ребенком.

  1. Занятия.
  2. Индивидуальное общение.
  1. Речевые игры.
  2. Игры – драматизации.
  3. Игры – инсценировки.
  4. Игры – путешествия.
  5. Беседы.
  6. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в условиях развивающей среды.
  7. Организация выставок.
  8. Концерты для кукол, малышей, родителей.
  9. Театрализованная деятельность.
  1. Экскурсии по детскому саду, за пределы детского сада..

  1. Занятия.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Рассматривание  предметов.
  4. Драматизация сказок.
  5. Театрализованные игры.
  6. Дидактические упражнения, игры.
  7. Рассматривание иллюстраций.
  8. Заучивание стихотворений.
  9. Литературные праздники.
  10. Творческо-художественная деятельность
  11. Словесное творчество.
  12. Знакомство с художественной литературой.
  13. Литературные утренники, праздники, развлечения. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в условиях развивающей среды.

Методы

  1. Рассматривание картин, игрушек
  1. Повседневная правильная речь воспитателя.
  2. Вопросы, направленные на уточнения названия предметов
  3. Использование в речи оборотов речевого этикета.
  4. Дидактические игры.
  5. Чтение детям сказок, стихов, потешек.
  6. Заучивание стихов.
  7. Проговаривание того, что делаем, из чего.

  1. Рассматривание картин, игрушек
  1. Повседневная правильная речь воспитателя.
  2. Вопросы, направленные на уточнения названия предметов
  3. Использование в речи оборотов речевого этикета.
  4. Дидактические игры.
  5. Рассказывание сказок, стихов, потешек.
  6. Заучивание стихов.
  7. проговаривание того, что делаем, из чего.

  1. Пересказ.
  2. Образец рассказа воспитателя
  3. План рассказа
  4. Коллективный разбор вопросов плана рассказа
  5. Составления рассказа, сказки по частям
  6. Анализ детских сочинений
  7. Вопросы, направленные на уточнения названия предметов
  8. Рассказывание детьми о своих проблемах, интересах, желаниях, мечтах.
  9. Импровизация.
  10. Заучивание считалок, скороговорок.
  11. Чтение по ролям.
  12. Сочинение небылиц.
  13. Показ способов чтения стихов, диалогов литературных героев.
  14. Совместное словотворчество воспитателя и детей.
  15. Чтение детям рассказов познавательного характера.

  1. Пересказ, разговоры и беседы с детьми.
  2. Сочинение концовок к сказкам и маленьким сказкам.
  3. Рассказывание по  картинам.
  4. Обсуждение.
  5. Записывание детских рассказов на магнитофон или в альбом (тетрадь) с последующим их прослушиванием, прочитыванием и анализом детьми.
  6. Сочинительство сказок, рассказов и т.д.
  7. Обучающие задания (языковые игры, экспериментирование со словом)
  8.  

Средства

  1. Настольно – печатные  игры
  2. Картинки, иллюстрации, альбомы, открытки.
  3. Художественная литература.
  4. Настольный театр.
  5. Дидактические игрушки.

  1. Настольно – печатные  игры
  2. Картинки, иллюстрации, альбомы, открытки.
  3. Художественная литература.
  4. Настольный театр.
  5. Дидактические игрушки.

  1. Настольно – печатные  игры
  2. Коллекции
  3. Загадки – путаницы.
  4.  Картинки, иллюстрации, альбомы, открытки.
  5. Произведения народно – прикладного искусства.
  6. Художественная литература.
  7. Различные виды театров.
  1. Аудиокассеты с записью природы, песен, музыкальных сказок, произведений   художественной литературы, пьес, песенок, диафильмы.
  2.  Дидактические игрушки.
  3.  Различные костюмы, маски.  
  4. Репродукции картин художников.  



  1. Различные виды театров.


Показатели развития


Связная речь.

  1. Понимает речь и отвечает простыми предложениями, правильно их оформляет
  2. Задает вопросы, просит разрешения
  3. Активен в речевом общении


Словарная работа

  1. Называет предметы, действия с ними, некоторые особенности (цвет, размер, теплый, холодный и т.д.)
  2. Называет отдельные трудовые действия (налила, выстирала и т.д.)


Грамматический строй речи

  1. Использует в речи разные грамматические формы


Звуковая культура речи

  1. Правильно произносит гласные и простые согл.. звуки при  усвоении новых слов.


Художественная литература

  1. Внимательно слушает литературное произведение, узнает героя
  2. Легко включается в восприятие произведения, его инсценировании
  3. Отвечает на вопросы по содержанию, выполняет игровые действия по тексту
  4. Передает смысл действием, жестом, словом, договаривает фразы
  5. Эмоционально откликается на прослушанное произведение.


Связная речь.

  1. Ребенок владеет общеупотребительными литературными нормами и правилами родного языка
  2. Понимает речь без наглядного материала


Словарная работа

  1. Различает предметы по существенным признакам, правильно называет их, выделяя характерные признаки, качества и свойства (мягкость, шероховатость, плотность, хрупкость и т.д.)
  2. Различает слова с противоположным значением (большой – маленький, низкий – высокий, белый – черный)


Грамматический строй речи

  1. Пользуется в речи простыми и сложными предложениями
  2. Инициативен и активен в общении: умеет выслушать, спросить, ответить, используя разные грамматические категории


Звуковая культура речи

  1. Передает звучание слова

Художественная литература

  1. Охотно пересказывает литературные произведения с помощью вопросов или подсказок воспитателя
  2. Слушает произведение до конца
  3. Отвечает на вопросы по содержанию, выделяет персонажей
  4. Воспроизводит песенки, стихи
  5. Выделяет выразительные средства произведения


       Связная речь.

  1. Пересказывает  самостоятельно рассказы, сказки.
  2. Описывает игрушку, передавая её характерные особенности (портрет, настроение персонажа), используя простые и распространенные предложения.
  3. Описывает предметы последовательно, полно, опираясь в рассказе на назначение предмета, материал, его свойства, качества.
  4. Пересказывает в лицах и от третьего лица.


        Словарная работа

  1. Понимает смысл загадок, сравнивает предметы по признакам, правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения.
  2. Замечает незнакомые слова  в чужой речи.
  3. Подбирает слова , близкие и противоположные по смыслу.
  4. Использует в речи слова, обозначающие названия предметов и материала, из которого они изготовлены (ткань, бумага, дерево, стекло, металл, пластмасса).
  5. Использует в речи слова, обозначающие названия трудовых процессов (стирка белья, мытье посуды и т. д.)
  6. Использует в речи слова, обозначающие части предметов, явления, степени качества объектов (мягче, белее, толще, тверже)
  7. Использует в речи слова, обозначающие видовые, родовые обобщения (посуда, обувь, транспорт и т. д.)


Грамматический строй речи

  1. Согласовывает слова в роде, числе и падеже (синяя лента, добрый мальчик, ясное солнышко)
  2. Употребляет повелительное наклонение глагола (спой, спляши)
  3. Использует предлоги в зависимости от ситуации (в, под, над, около, за)
  4. Использует существительные в названиях животных и их детенышей (утка – утенок – утята)
  5. Употребляет слова в родительном падеже множественного числа (зайчонок –зайчата – нет зайчат)


Звуковая культура речи

  1. Произносит все звуки родного языка
  2. Произносит слова согласно нормам литературного языка (орфоэпически правильная речь)
  3. Умеет регулировать силу, высоту голоса, темп речи.
  4. Речь эмоциональная, выразительная.
  5. Выделяет твердые и мягкие согласные, находит сходные и разные по звучанию, узнает слова, в которых не хватает того или иного звука.


Художественная литература


  1. С удовольствием запоминает и воспроизводит поэтические произведения.
  2. Внимательно, с интересом слушает литературные произведения.
  3. С удовольствием рассматривает иллюстрации.
  4. Устанавливает разнообразные связи в произведении, дает элементарную оценку поступкам героев, выделяет выразительные средства.


                         Самостоятельная художественно-речевая деятельность

  1. Участвует в театрализованных играх, драматизациях, инсценировках, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
  2. Пересказывает сказки, рассказы, стихи, используя разные виды театра: объемной игрушки, настольно-плоскостной и т. д.





    Связная речь.

  1. Инициативен и самостоятелен в придумывании сочинений, которые характеризуются целенаправленностью, композиционной целостностью, художественной выразительностью (описание портрета, настроение героя, природы и места действия).
  1. В сочинениях пользуется разными типами предложений и различными морфологическими формами
  1. Ребенок широко использует  различные формы высказываний (доказательство, описание, повествование)
  1. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, взрослыми.


Словарная работа

  1. Имеет богатый словарный запас.
  2. Использует слова антонимы.
  3. Подбирает слова близкие по смыслу
  4. Различает слова, отражающие характер движения, прилагательные оценочного характера


Грамматический строй речи

  1. Замечает речевые ошибки, исправляет их.

Звуковая культура речи

  1. Речь чистая, грамматически правильная.
  2. Владеет звуковым, слоговым анализом слова.


Художественная литература

  1. Свободно ориентируется в художественной литературе, ее жанрах.
  2. Умеет устанавливать внутренние связи
  3. Выразительно читает стихи, сказки, рассказы.


Самостоятельная художественно-речевая деятельность

  1. Может самостоятельно, целенаправленно использовать игровой материал для сценариев
  2. Умеет передать художественный образ с помощью выразительных средств, адекватных содержанию и идее произведения
  3. Находит новые приемы и способы реализации замысла
  4. Умело действует с кукольными персонажами

 

  Связная речь.

  1. Ребенок владеет разнообразными формами высказывания: описательной, повествовательной и доказательной речью.
  2. Детские сочинения самостоятельны, целенаправленны, композиционно завершены.
  3. В тексте использует от 6-9 микротем, которые раскрываются последовательно.
  4. Применяет разные типы связи.
  5. В рассказах и сказках использует выразительные средства раскрытия художественного образа (описание природы, места действия, портрета героя, его настроения и чувств).
  6. Ребенок умело включает в сочинение стихи, пословицы и потешки.
  7. На одну тему ребенок может составить несколько вариантов повествований.
  8. Проявляет инициативу в общении.

Словарная работа

Имеет богатый словарный запас.


Грамматический строй речи

Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. 

Звуковая культура речи


Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Владеет звуковым анализом слов.

Художественная литература

  1. Постоянно проявляет интерес к книге.
  2. С удовольствием слушает произведения разных жанров.
  3. Устанавливает существенные связи в произведении, понимает подтекст.
  4. Осознает мотивы поступков героев, видит и сочувствует их переживаниям.


Самостоятельная художественно-речевая деятельность

  1. Увлеченно передает художественный образ с помощью выразительных средств, адекватных содержанию и идее произведения
  2. Находит новые приемы и способы реализации замысла
  3. Умело действует с куклой.
  4. Самостоятельно и целенаправленно организует художественную деятельность.


Обучение элементам грамоты

  1. Читает текст и понимает его содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....