Проект "Слово на ладошке"
методическая разработка по развитию речи по теме

Торощина Ирина Юрьевна

Педагогический проект «Слово на ладошке»

«Истоки способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити - ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем

лучше ребенок.»

(В.А.Сухомлинский)

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта обусловлена тем, что диагностика детей показала у большинства детей низкий уровень развития речи и психических процессов. Родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку. В дошкольных учреждениях нет системы работы по применению в развитии речи пальчиковых игр и упражнений, пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы развивать речь, подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития речи детей и отсутствием системы работы по этому направлению.

Исходя из выше сказанного формируется проблема развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. Какие формы и методы использовать для развития речи детей, как влияет развивающая среда на развитие речи, как может влиять участие родителей на результаты работы по развитию речи детей. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе.

Цель:  осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию у детей младшего возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках)

- воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует.

- помочь детям освоить доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, тесто) и элементарными приемами их использования.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта два года. Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности.

Новизна: для активации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка. Интегративность в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_dlya_mladshey_gruppy.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Педагогический проект «Слово на ладошке»

«Истоки способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити - ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем

лучше ребенок.»

(В.А.Сухомлинский)

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта обусловлена тем, что диагностика детей показала у большинства детей низкий уровень развития речи и психических процессов. Родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку. В дошкольных учреждениях нет системы работы по применению в развитии речи пальчиковых игр и упражнений, пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы развивать речь, подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития речи детей и отсутствием системы работы по этому направлению.

Исходя из выше сказанного формируется проблема развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. Какие формы и методы использовать для развития речи детей, как влияет развивающая среда на развитие речи, как может влиять участие родителей на результаты работы по развитию речи детей. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе.

Цель:  осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию у детей младшего возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.

Задачи: 

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках)

- воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует.

- помочь детям освоить доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, тесто) и элементарными приемами их использования.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта два года. Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности.

Новизна: для активации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка. Интегративность в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

Этапы и сроки проведения проекта:

Адаптационно- подготовительный  этап (сентябрь 2012- январь 2013)

Практический этап (февраль 2013 - март 2014)

Диагностический этап (апрель -  май 2014)

Адаптационно- подготовительный этап

Создать развивающую естественную среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Обогатить играми и материалами сенсорный уголок и уголок  изодеятельности.

Выявить знания родителей по развитию речи детей.

Мероприятия  

Сроки реализации

Ответственный

1.

Подбор консультаций и изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Сентябрь- октябрь

(2012г.)

Торощина И.Ю.

2.

Адаптация детей к ДОУ

Заполнение адаптационных карт

Сентябрь - ноябрь (2012г.)

Торощина И.Ю.

3.

Составление перспективного плана по проведению пальчиковых игр.

Октябрь

Торощина И.Ю.

4.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Октябрь

Торощина И.Ю.

5.

Составление перспективного плана по изодеятельности.

Ноябрь

Торощина И.Ю.

6.

Наполнение уголка изодеятельности необходимыми материалами и оборудованием.

В течение года

Торощина И.Ю. родители

7.

Обогащение играми сенсорного уголка.

В течение года

Торощина И.Ю. родители

8.

Анкетирование родителей по развитию речи детей.

декабрь

  Торощина  И.Ю. родители

9.

Включить пальчиковые игры в планирование всех режимных моментов.

Ежедневно

Торощина И.Ю.

Практический этап

-  привлечь внимание родителей к значению пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности, мышления и речи детей.

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1.

Материал в родительский уголок «Ловкие пальчики», «Пальчиковые игры» (папка- раскладушка)

Февраль (2013 г.)

Торощина И.Ю.

2.

Консультация для родителей «С пальчиками играем- речь развиваем»

Февраль

Торощина И.Ю.

3.

Цикл пальчиковых игр

В течение года

Торощина И.Ю.

4.

Цикл «Рисуем пальчиками»

     В течение года

Торощина И.Ю.

5.

Цикл «Рисуем ладошкой»

     В течение года

Торощина И.Ю.

6.

Цикл «Рисуем манной крупой и песком»

     В течение года

Торощина И.Ю.

7.

Практикум для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»

март

Торощина И.Ю.

8.

Консультация для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего возраста»

сентябрь

Торощина И.Ю.

9.

Практикум для воспитателей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

октябрь

Торощина И.Ю.

10.

Открытое занятие по МО

февраль

Торощина И.Ю.

11.

Выступление на педсовете с проектом

Торощина И.Ю.

12.

Материал в родительский уголок «Рисуем пальчиками и ладошкой»

апрель

Торощина И.Ю.

13.

Выставка детских рисунков «Рисуем без кисточки»

май

Торощина И.Ю.

14.

Составление перспективного плана по изодеятельности на среднюю группу

июнь

Торощина И.Ю.

15.

Составление перспективного плана по проведению пальчиковых игр

июль

Торощина И.Ю.

16.

Обогащение предметно- развивающей среды (столик для рисования песком и манной крупой, зона песка и воды)

август

Торощина И.Ю. родители

17.

Материал в родительский уголок «Нетрадиционное рисование в развитии речи детей»

сентябрь

Торощина И.Ю.

18.

Консультация для родителей «Пальчики ладошки»

октябрь

Торощина И.Ю.

19.

Практикум для родителей с детьми «Солнышко и дождик»

ноябрь

Торощина И.Ю.

20.

Применять в работе разнообразные нетрадиционные методы рисования

В течение года

Торощина И.Ю.

21.

Родительское собрание «Нетрадиционные приемы рисования в развитии речи детей младшего возраста»

декабрь

Торощина И.Ю.

22.

Конкурс рисунков «Пальчики, ладошки и ножки»

Январь (2014 г.)

Торощина И.Ю. родители

23.

Разработка памяток для родителей

февраль

Торощина И.Ю.

24.

Консультация для родителей «Как организовать домашнее рисование»

март

Торощина И.Ю.

Ожидаемые результаты:

- расширен диапазон игр с пробками, прищепками и липучками.

- найдены эффективные подходы и активные формы взаимодействия с родителями.

- сформированы игровые навыки с пальчиками.

- сформирован устойчивый интерес к изодеятельности.

- дети имеют навык использования изо материалов, смело и уверенно выполняют действия с ними.

Диагностический этап.

- Определение результата практической деятельности с детьми.

- Обобщение опыта.

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1.

Диагностика детей и анализ результативности

май

Торощина И.Ю.

2.

Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые ручки»

апрель

Торощина И.Ю. родители

3.

Обобщение опыта

май

Торощина И.Ю.

Результативность проекта:

- Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике.

- Разработана система по развитию речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр и нетрадиционных приемов рисования.

- Родители взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей, совершенствуют в домашних условиях навыки пальчиковых игр и изобразительных действий.

Финансирование.

Смета на расходование денежных средств на реализацию проекта

№ №п/п

Наименование статьи расходов

Расшифровка расходов

Бюджетные средства

(тыс.рублей)

Внебюджетные средства

(тыс.рублей)

1

340

 Приобретение материалов для изготовления игр

       

5000

2.

310

Приобретение аудио - и видеоаппаратуры для просмотра фильмов и дисков

7000

5.

310

Приобретение методической  литературы

4500

6.

310

Приобретение наглядного материала

2500

8.

340

Печать фотографий

1000

Итого:

20 000

Информационные ресурсы:

Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»    Москва 2008г.

С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей »   Москва 2008г.

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»   Просвещение 2009г.

А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»      Ярославль 2004г.

Т. Давыдова «Рисуем пальчиками и ладошкой»    

И.А. Лыкова « Рисуем пальчиками»

Л.Е. Осипова «Работа детского сада с семьей»    Скрипторий 2011г.

Г.Н. Давыдов «Пластелинография для малышей»     Москва 2008г.

А.Н. Ионова «Играем, гуляем, развиваем»        Москва 2011г.

Н.Н. Беляковская  «Учим ребенка говорить»         Москва 2010г.

Н. Баринова «Песок - вода - ладошки»       Ребенок в детском саду №2   2010г.

Проект рассмотрен на педагогическом совете

Протокол №1

«05» сентября 2012 г.

Проект утвержден:

Приказом № 71

от «01» октября 2012 г.

Заведующая _________/Исупова Т.В./

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 города Орлова

 ПРОЕКТ

Срок реализации проекта 2012-2014 г.г

Разработан проект:

воспитателем Торощиной И.Ю.

                                                                 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....