Семинар-практикум для воспитателей "Как играть в стихи"
материал по развитию речи по теме

Губайдуллина Елена Витальевна

Представленный материал поможет рассказать воспитателям

о значении поэтического слова в развитии детей, познакомит  с программой 

Е. М. Кузьменковой "Воспитатние будущего читателя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_igrat_v_stihi.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Как играть в стихи»

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. Знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы – взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, тоже должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.

Поэтические строки оказывает большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребенка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову – один из величайших даров, который могут дать своему ребенку родители и педагоги вне занятий.

 Понятие художественно–речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ, чтение сказок и конечно, стихотворений. Чтение наизусть стихов, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, формируемая в детском саду, становится еще более разнообразной, если она находит закрепление и развитие в семье. Использование литературы в домашних условиях – наиболее доступное средство художественного воспитания. Ребенок с удовольствием рассказывает товарищам в детском саду о том, что узнал из книги, прослушанной дома, а то, что он усвоил в детском саду – дома. Так, в результате взаимного переноса знаний совершенствуются умения пересказа, выразительного чтения, развивается мысль ребенка. Фантазия, обогащается речь, формируется художественно – речевая деятельность. Роль взрослых особенно значительна и важна в тот период, когда ребенок еще зритель ислушатель. Чтение малышу художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций вызывают необходимый для последующего художественного развития интерес и любовь к книге.

Таким образом, литература способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств: любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей; воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка; способствует формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Сегодня  мы познакомимся с программой  приобщения дошколят к чтению, которая называется «Воспитание будущего читателя». Автором программы является талантливый педагог и библиотекарь Елена Михайловна Кузьменкова.

Главная задача цикла занятий – знакомство с поэтическими текстами и развитиие у детей способности к восприятию поэзии.

Текстовый материал цикла и описанные игровые методические приёмы можно использовать на занятиях по развитию речи, познанию, изобразительному искусству, музыкальному воспитанию.

 Методические принципы и приемы.

Стержнем каждого занятия являются поэтические тексты. Они объединены единым сюжетом и представляют маленький поэтический спектакль-импровизацию, который педагог разыгрывает вместе с детьми.

Сюжетно-ролевая основа занятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием будут включаться в него.

В занятии должно присутствовать множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию,  и «имитации речи» персонажей. Это будет способствовать развитию воображения детей, общей моторики, а так же поможет в отработке произнесения звуков и усвоения ритмической организации речи.

Поэзия вообще является уникальным средством развития фонематического слуха, если мы решимся взглянуть на нее приземлено, например, с точки зрения пользы предшкольной подготовки.

 В отличие от привычных занятий по развитию речи в предложенных сценариях звучит значительно больше текстов.

Задача состоит не в том, чтобы дети обязательно запоминали все стихи, а в том, чтобы они их услышали. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» - вот главная задача педагога в ходе таких занятий.

Конечно, в идеале педагог должен читать стихи наизусть. Но это трудно. Поэтому чтение с листа допускается. Но какая-то часть текстов обязательно должна звучать «без бумажки».

Из-за обилия речевого материала занятия можно повторять – два или даже три раза. Достаточно заменить один-два текста, ввести новую игру и предложить детям новый вид продуктивной деятельности в конце занятия.

Тогда на последующих занятиях дети уже смогут поддерживать чтение  стихов. Возможно, некоторые несложные тексты они смогут воспроизводить самостоятельно наизусть.

 После занятия воспитатель должен спросить, хотят ли дети выучить какое-нибудь из услышанных стихотворений дома, с родителями.

 Если дети выразят такое желание, можно выдать им карточки с текстом стихотворения.

 Родителям нужно объяснить: не следует специально, путем многократного повторения заучивать текст наизусть. Нужно просто читать его перед сном в течение двух-трех дней в добавление к вечерней сказке.

О начале занятия.

Все занятия цикла должны иметь «узнаваемое» начало с ритмическими движениями и хоровыми репликами. Это поможет настроиться на совместную работу в группе и на восприятие материала.

 Если занятие проводится утром, хорошо использовать «утренние» стихи» Можно сделать специального утреннего персонажа – например, Солнышко. У Солнышка должно быть улыбающееся личико. Лучше укрепить его на палочке, как тростевую куклу. Тогда оно эффектно сможет «всходить» и общаться с детьми.

Здравствуйте, ребятки!

Здравствуйте!

Сделали зарядку?

Да!

Потянулись?

Да!

Улыбнулись?

Да!

И хотите заниматься?

Да!

Можно в сказку отправляться!

Если занятие проводится после дневного сна,  рекомендуется использовать другие стихи:

Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили

 Всех зайчат, всех ежат, всех ленивых медвежат.

Расскажи скорее мне, что увидел ты во сне?

 Сон смешной, хороший был, только я его забыл!

Как можно заканчивать занятие.

Конец занятия тоже лучше делать традиционным. Во второй части каждого занятия дети обычно рисуют или занимаются другой продуктивной деятельностью.

 Детскими работами в конце занятия нужно обязательно «полюбоваться». Работы не оцениваются и не «разбираются», а просто выставляются для коллективного обозрения без всякого сравнения. Затем все берутся за руки и произносят слова, означающие завершение занятия.

Мы ссорились, мирились и спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

А дружба не кончается – ура, ура, ура!!!

Занятия с использованием поэтического материала.

Каждое занятие состоит из двух частей: одна направлена на развитие речи и знакомство с окружающим миром, другая включает предметную, продуктивную  деятельность – рисование, лепку, аппликацию. Такая структура позволяет ребенку почувствовать тему, разрабатываемую на занятии, с разных сторон, и  выразить свои чувства и эмоции через самостоятельно создаваемый художественный образ.

В зависимости от заинтересованности детей, их включенности в происходящее и утомляемости педагог определяет необходимость перерывов между частями занятий.

Инсценируем стихи.

Многие игровые стихотворения при желании можно превратить в маленькие спектакли. Инсценировки не требуют большой предварительной подготовки и множества репетиций.

 Они основаны на игре, поэтому дети легко и с удовольствием в них включаются.

Некоторые стихи можно инсценировать с предметами. Так дети лучше запоминают тексты и понимают «куда девать руки» во время чтения.

 Практическая часть:

Деловая игра: «Играем  в стихи»

Инсценировка стихотворений В. Берестова «Дракон»,  «Непослушная кукла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

семинар - практикум для педагогов и родителей "Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники"

Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»Актуальность проекта:Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является...

Семинар - практикум для родителей и педагогов: " Учим стихи с детьми"

Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по вопросу заучиванию стихов в условиях семейного воспитания....