Игры и упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования
план-конспект урока по развитию речи по теме

Савчук Лариса Константиновна

Игры и упражнения для детей разных возрастных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на формирование навыков словообразования

Программная задача

Игры и упражнения (краткое содержание)





Образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности

 ( мл. гр.)



















Соотносить название животного и его детёныша.







Учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию



Употребление названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.



Образование форм родительного падежа множественного числа существительных








Образование форм глаголов.




Образование глаголов приставочным способом.









Упражнять в образовании глаголов от имени существительного.




Учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок



Соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы.



Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.





Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов



Соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол









Обогащать речь однокоренными наименованиями









Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа







Формирование способов образования видовых пар глаголов





Образование слов суффиксальным способом

(ср. возр





Образовывать формы глаголов настоящего времени














Образовывать притяжательные местоимения




Образовывать наименования предметов посуды









Активизировать производные глаголы










Образовывать степени сравнения наречий





Образовывать наименования детёнышей животных


















Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных





Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных






Образовывать названия музыкальных специальностей от

наименований музыкальных инструментов




Соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей


Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол





Образовывать существительные способом основосложения


Младший дошкольный возраст


Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.


Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.


Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т.п.


Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т.п.


Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т.п.




Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

- А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом.


Игровое упражнение «Чей голос?»

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.


Игра «Кто у кого?»

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

- У кошки – котята.

- У ежа – ежата, у коровы – телята.




Игра «Где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т.п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)


Игра «Мишка, поезжай!»

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке?  Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т.п.


Подвижная игра «Молчанка»

Дети произносят слова: Первенчики, червенчики

                                         Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т.д.  


Игра «Молчок»

Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т.д.

Игра «Всё наоборот»

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается  про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т.д.  


Игра «Кто больше скажет о профессии»

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т.д.)  

- Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.  


Игра «Кто как голос подаёт?»

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

- Вот…. (Кошка), вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку!?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку!).

- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.  



 Игра «Оркестр»

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.  

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.

 


«Вечер загадок»

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,                                   Видали вы его не раз-

То куда-то удирает,                                           Он скачет в двух шагах

Убегает далеко.                                                 От нас, чирикает:

А когда придёт обратно,                                   «Чирик – чирик!»

То мурлыкает и с блюдца                                  Кто к этой песне не привык?

Пьёт сырое молоко. (Кот)                                                              (Воробей)


Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

     

Игра «Гуси»

Рассматриваются картинки:

- Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один –гусёнок, а когда их много,  это – гусята. Много у гусыни гусят.

- Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.    











Средний дошкольный возраст


Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т.д.  


Игровое упражнение «Два брата»    

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

- Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только ….

- Встаёт, - добавляют дети.

- Шустрик оделся, а Мямлик…

далее дети отвечают: оделся - одевается, заправил – заправляет, умылся - умывается, позавтракал - завтракает, почистил – чистит и т.д.

можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т.д.   


Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Воспитатель говорит:

- К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

- Для хлеба есть что? (Хлебница).

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).

- Как называется посуда для конфет? И т.п.    


Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»

Почтальон принёс открытки на которых изображены животные выполняющие различные действия.

Каждому ребёнку адресована своя открытка. Ребёнок запоминает свою открытку. Затем воспитатель называет действия животных  «Снеговики танцуют», «Мишка барабанит, «Кошка мяукает (лакает).и т.п. (рисует, танцует, бежит, гладит, лает, поливает) , а ребёнок должен сказать чья это открытка.


Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками  и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место. 


Игровое упражнение «Чаепитие»  

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай. 

«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол»    

(хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)

Упражнение «Магазин посуды»

(сахарница, хлебница, салфетница, сухарница, солонка, маслёнка) 


Русская народная игра «Заинька»

Дети становятся в круг (хоровод),  заинька в центр круга. Хоровод ходит вокруг и напевает:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, хлопай,

Заинька, ногами потопай….

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выбежать….

 

Игра «Холодно – тепло»

Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно. 




Игра «Разбуди кота»

Ребёнок – кот сидит на стуле (спит). Остальные дети взяв на себя роли детёнышей животных, наряжаются, образуют круг. Воспитатель указывает на ребёнка и тот откликается соответствующе персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т.д. Кот называет кто его разбудил  (петушок,


утёнок, лягушонок, цыплёнок и т.д.). Затем водящим выбирается другой ребёнок.   











Старший возраст


Игровое упражнение «Где я был?»

Воспитатель:

- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)

- а теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т.д.

главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.         



Игровое упражнение «Пиф считает»

В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.

- Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.

- Пиф, сколько у тебя хвостов?

- У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).

- Пиф, сколько у тебя носов?

- У меня один нос. А теперь спросите про уши ( про брови, глаза, рот, щёки, лапы . т.д.)

Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.     


Игровое упражнение «Мишка музыкант»

В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.

- Это…. (пианино, это…(балалайка), а вот это …(барабан).


- А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист), на барабане..и т.д.

- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне?

(горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист) 


Аналогичным образом проводится игра « Киоск открыток»

На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т.д.) 



Народная игра «Кузовок»

Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок,

                                                                                                                   Клади в него что на – ок,

                                                                                                                   Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

- Я положу в кузовок клубок ( замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т.д.). В конце игры  разыгрываются залоги.

- Чей залог вынется (из корзины), что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т.д.                                                                                           


Игровое упражнение «Назови машину одним словом»

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).


Аналогично упражнение «Для чего нужна такая машина?» 

(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).

                                                                                                       

.   Игры и упражнения на формирование навыков словообразования

Излучинское МБДОУ ДСКВ «Сказка»

Савчук Лариса Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...

"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.  Хара...

Игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей дошкольного с нарушениями интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность- игровая. Именно через игру и упражнения дети могут усваивать те или инные умения и навыки. С помощью игр, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллект...

Курс занятий с детьми: «Человек среди людей» (Игры и упражнения по формированию у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ)

Группа формируется  по результатам диагностики. Оптимальное число участников группы — 7—9 человек. Продолжительность одного занятия 15-20 минут.Занятия с 1 по10 направлены на формиров...

Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....