Пословицы и поговорки в работе с детьми.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мазур Татьяна Сергеевна

Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovici.doc612 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки

                    в работе с детьми.

Пословицы и поговорки в работе с детьми.

Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности к отечеству и т.д. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребенку знания не только о своем народе, но и в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражения человеком окружающей действительности и его отношение к ней.
         В народных пословицах и поговорках Л.Н. Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих "бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений". Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.
         Обладая мощным воспитывающим, эстетическими развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития детей.

Рассмотри сюжетный рисунок. Прослушай пословицы и поговорки.

    Ученье и труд все перетрут.

          Всему свое время.

    Слезами горю не поможешь.

Время,  как воробей: упустишь – не поймаешь.

Глупые ссорятся, а умные договариваются.

К кому из детей учитель может обратиться с такими пословицами? Выбери соответствующую пословицу или поговорку и закрась нужным цветом кружочки рядом с учениками.

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Рассмотри картинки. Какое время года на них изображено? С каким временем года связана каждая пословица? Нарисуй в квадратах рядом с пословицами значки, соответствующие временам года. О каких явлениях природы идет речь в пословицах?

Мороз не велик, а стоять не велит.

С сентября и лист на дереве не держится.

        

Апрельский цветок ломает снежок.

Солнце пригреет – все поспеет.

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Рассмотри картинки. Внимательно прослушай пословицы и поговорки. Подбери к каждой картинке два подходящих по смыслу высказывания. Чем они похожи? Соедини их с линией с картинки.

Трусливому зайке

и пенек - волк.

Береги платье снова,

А здоровье  смолоду.

Быстрого и ловкого

Болезнь не догонит.

После дела и гулять хорошо.

Сделал дело, гуляй смело.

Трус и таракана

Принимает за великана.

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Найди начало и конец пословиц. Соедини их между собой линией.

Запомни эти пословицы. Объясни, как ты их понимаешь.

К  какой пословице подходит рисунок?

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Прослушай пословицы и рассмотри рисунки. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди и отметь лишнюю пословицу. Объясни свой ответ.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каково дерево, таковы и ветви.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Кошки нет дома – мышам воля.

Вспомни случай, когда можно было бы употребить одну из лишних пословиц

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Прослушай текст.  Придумай  название.

Слава очень любил побеждать. Во дворе он часто уговаривал малышей посоревноваться в беге или в прыжках. И, конечно, всегда выигрывал.

Слава очень гордился своими победами, и все время хвастался перед друзьями. Но почему – то никто из них не считал его хорошим спортсменом.

А ты как считаешь, Слава – хороший спортсмен? Объясни, почему ты так думаешь.

Прослушай  пословицы и поговорки и выбери те, которые характеризуют поведение Славы. Объясни свой выбор. Приведи свои примеры к этим пословицам и поговоркам.

Хвались, да не поленись.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Не спеши языком, спеши делом.

Видом сокол, а голосом ворона.

Видом ежик, а сердцем орел.

Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

Собери слова на карточках пословицы и поговорки.  Объясни, как ты их понимаешь.

Мороз______________  ___________, а______  __________  _______.

Не ___________   ___________   ____________, а _________  _______________  ______________.

Поспешишь- _______  __________.

Правда ____________   ________________.

не вынешь  рыбку из пруда.

Любишь кататься,

людей насмешишь

Семь раз отмерь,

люби и саночки возить.

Поспешишь -

Без труда

 а один раз отрежь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

Пословицы и поговорки для работы с детьми по образовательной области "Речевое развитие"

Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости,...

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке....

Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».

Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки русского народа".

Представлен материал для беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки"....

Использование фольклора (пословицы и поговорки) в работе с детьми по программе «Социокультурные истоки»

Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и физической....