Главные вкладки

    Пословицы и поговорки в работе с детьми.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Мазур Татьяна Сергеевна

    Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poslovici.doc612 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пословицы и поговорки

                        в работе с детьми.

    Пословицы и поговорки в работе с детьми.

    Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности к отечеству и т.д. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребенку знания не только о своем народе, но и в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражения человеком окружающей действительности и его отношение к ней.
             В народных пословицах и поговорках Л.Н. Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих "бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений". Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.
             Обладая мощным воспитывающим, эстетическими развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития детей.

    Рассмотри сюжетный рисунок. Прослушай пословицы и поговорки.

        Ученье и труд все перетрут.

              Всему свое время.

        Слезами горю не поможешь.

    Время,  как воробей: упустишь – не поймаешь.

    Глупые ссорятся, а умные договариваются.

    К кому из детей учитель может обратиться с такими пословицами? Выбери соответствующую пословицу или поговорку и закрась нужным цветом кружочки рядом с учениками.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Рассмотри картинки. Какое время года на них изображено? С каким временем года связана каждая пословица? Нарисуй в квадратах рядом с пословицами значки, соответствующие временам года. О каких явлениях природы идет речь в пословицах?

    Мороз не велик, а стоять не велит.

    С сентября и лист на дереве не держится.

            

    Апрельский цветок ломает снежок.

    Солнце пригреет – все поспеет.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Рассмотри картинки. Внимательно прослушай пословицы и поговорки. Подбери к каждой картинке два подходящих по смыслу высказывания. Чем они похожи? Соедини их с линией с картинки.

    Трусливому зайке

    и пенек - волк.

    Береги платье снова,

    А здоровье  смолоду.

    Быстрого и ловкого

    Болезнь не догонит.

    После дела и гулять хорошо.

    Сделал дело, гуляй смело.

    Трус и таракана

    Принимает за великана.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Найди начало и конец пословиц. Соедини их между собой линией.

    Запомни эти пословицы. Объясни, как ты их понимаешь.

    К  какой пословице подходит рисунок?

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Прослушай пословицы и рассмотри рисунки. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди и отметь лишнюю пословицу. Объясни свой ответ.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Каково дерево, таковы и ветви.

    Криво дерево, да яблоки сладки.

    Без труда не выловишь рыбку из пруда.

    Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

    Кошки нет дома – мышам воля.

    Вспомни случай, когда можно было бы употребить одну из лишних пословиц

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Прослушай текст.  Придумай  название.

    Слава очень любил побеждать. Во дворе он часто уговаривал малышей посоревноваться в беге или в прыжках. И, конечно, всегда выигрывал.

    Слава очень гордился своими победами, и все время хвастался перед друзьями. Но почему – то никто из них не считал его хорошим спортсменом.

    А ты как считаешь, Слава – хороший спортсмен? Объясни, почему ты так думаешь.

    Прослушай  пословицы и поговорки и выбери те, которые характеризуют поведение Славы. Объясни свой выбор. Приведи свои примеры к этим пословицам и поговоркам.

    Хвались, да не поленись.

    Все хорошо, что хорошо кончается.

    Не спеши языком, спеши делом.

    Видом сокол, а голосом ворона.

    Видом ежик, а сердцем орел.

    Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки

    Собери слова на карточках пословицы и поговорки.  Объясни, как ты их понимаешь.

    Мороз______________  ___________, а______  __________  _______.

    Не ___________   ___________   ____________, а _________  _______________  ______________.

    Поспешишь- _______  __________.

    Правда ____________   ________________.

    не вынешь  рыбку из пруда.

    Любишь кататься,

    людей насмешишь

    Семь раз отмерь,

    люби и саночки возить.

    Поспешишь -

    Без труда

     а один раз отрежь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самооборазование " Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи"

    Дипломная работа по окончанию курсов повышения квалификации "Современные технологии предупреждения и преодоления речевых расстройств". В работе представлена теоретическая часть по развитию связной реч...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

    Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

    Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»

    Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова                      ...

    Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

    Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

    Презентация "Система и модель работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению с ПДД"

    Воспитание у детей навыков поведения на улицах, дорогах, транспорте. Повышение квалификации педагогов, отвечающих за социальное воспитание дошкольников. Активизация совместной деятельности учреждения ...

    Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

    Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...