Методическая разработка "Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте"
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме

Биндю Ирина Петровна

Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_razvitie_rechi_v_ml.vz_.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития речи и мышления в раннемвозрасте


Ознакомление с окружающим

  

  Окружающий мир привлекает ребёнка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам.

На протяжении 2 - 3 года жизни совершается переход от внешней, эмоциональной стороны познания мира к приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

  К концу третьего года жизни ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Их начинает интересовать внутренняя, т.е. содержательная сторона предметов и явлений окружающего мира.

Задачи развития


  Ознакомление с окружающим в ранние годы носит ситуативный характер, а первые знания о нём являются элементарными, но перед детьми этого возраста все же разворачивается целостная картина мира, в котором они живут. Именно поэтому познавательное развитие маленького ребёнка при ознакомлении с окружающим не следует упрощать - всё, что раскрывается перед его взором, достоверно и сохраняет свою практическую и познавательную значимость на долгие годы.

  Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития детей. При этом ставится задача формирования достоверного и целостного восприятия окружающего. 

  С этой целью в системе ознакомления с окружающим следует выделить стержневое звено. Таким звеном являются сведения о человеке и гуманистической направленности его действий. Предметная среда, животный и растительный мир раскрываются детям в связи с человеком и его жизнью.

  При этом гуманизация процесса воспитания осуществляется целенаправленной организацией развивающей предметной среды, обеспечением познавательного общения со взрослым, активным и деятельностным участием самого ребёнка в процессе освоения первых знаний об окружающем.

Программное содержание


  
Расширять знания детей 3-го года жизни об окружающем мире.

О человеке:

·       Его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и т.д.);

·       Его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился; устал - отдохнул; заболел - вылечился; опечалился - обрадовался; заплакал - засмеялся и т.д.);

·       Деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носки»; «Сестра делает уроки»; «Дедушка читает газету»; «Брат рисует»; «Папа помогает маме» и т.д.).

О предметах, действиях с ними и их назначении:

·       Предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.);

·       Игрушки;

·       Орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.).

О живой природе:

·       Растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.);

·       Животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.); их детёныши (котёнок, щенок, телёнок, козлёнок, поросёнок, цыплёнок и т.д.); животные - обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.).

О неживой природе:

·       О воде (льётся, теплая - холодная; в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.);

·       О воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд).

О явлениях природы:

·       Времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой - холодно; летом - жарко; весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осенью - ветер, холодный дождь; зимой - метель, снег, лед);

·       Сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава. Зимой деревья без листьев. Весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы - подснежники; на деревьях появляются первые листья);

·       Погодные явления и отношение к ним людей (Дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом на жарком солнце надевают панаму; осенью, если идёт дождь, бывает радуга, теплой одежды не надевают, потому что жарко. Зимой холодно. Люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замёрзнуть и т.д.).

Развивать в детях гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.

Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофёр ведет машину, парикмахер стрижёт волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Роль картины в развитии речи и мышления детей раннего возраста

Занятие с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В  первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Оно играет стратегически важную роль в развитии вы...

Развитие речи и мышления детей раннего возраста

Развитие речи и мышления детей раннего возраста. Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития речи детей раннего возраста. Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка...

Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте

Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Адаптирована для детей раннего возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....