Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1, 2 младшей группы
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) на тему

Мальцева Вера Александровна

Планирование работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возратса состоит из следующих разделов: изучаемый звук, развитие артикуляционной моторики, работа по формированию просодической стороны речи, развитие мелкой моторики, речевая  зарядка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Планирование 216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по профилактике звукопроизношения у воспитанников 1- 2-ой младшей группы (3-4 года)

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

[А]

Картинка символ «Девочка укачивает куклу»

Символ

  • А. Г. «Веселый язычок»
  • «Мама кормит птенчика»

Цель: выполнять игровое движение, имитирующее открывание клюва у птенчика; активизировать мышцы нижней челюсти.

Оборудование: игрушечная птичка с открывающимся клювом.

Ход игры:

Птенчик весело летал,

Птенчик клювик открывал.

Вот так, вот так

 Птенчик клювик открывал.

Выполнять движения в соответствии с текстом

  • Упр. «Птенчики»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет.

Открывайте шире рот. 

  • Игра «Веселый клубок»                                                                                                   Цель: произносить звук [А] на длительном выдохе.                      

Оснащение: клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки.  

Ход игры:

Отмотайте у клубка  с нитками для вязания длинную нитку, не отрывая от клубка.

-Какая нитка?» (Длинная.)

Затем таким же образом обследовать короткую ниточку, спросив  у детей  о ее длине.

-Нитка волшебная и она любит петь. Если мы проведем пальчиками по длинной нитке, то она будет долго петь: «А-А-А-А-А-А», а если по короткой ниточке — песенка будет коротенькой: «A-A»

  • Игра «Маня прыгает по дорожке»

Цель: произносить звук [А] в прямом слоге «ап»; попеременно двигать указательный и средний пальцы ведущей руки по горизонтальной плоскости (столу); понимать и употреблять существительные, обозначающие части тела: «Ноги», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени: «идет», «бежит»

Оснащение: стол.

Ход игры:

Маня  важно так шагает,  (указательный и средний пальцы шагают по столу)

Далеко? Сама не знает,     (шагают попеременно)

По  дорожке: «Топ-топ»,    (шагают)

Через кочки — ап.           (прыгают одновременное движение сразу двумя пальцами)

Стихи

Напоили мишку чаем,                         

А теперь его качаем,                               Бай-бай-бай-бай!                                  

Спать пора.                                              

К нам пришла собачка.

Умная собачка,

С детками играет,

Очень громко лает:

 -Ав-ав-ав

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

[У]

Картинка символ «Волк воет»

Символ.

  • Игра «Я на дудочке играю»

Цель: вытягивать губы вперед ,делать «дудочку»,

Оснащение: игрушечная дудочка; предметная картинка с ее изображением; сюжетная картинка (пастушок, играющий на дудочке).

Ход игры:

Я на дудочке играю:                  

«У-у-у, у-у»

Всех коровок собираю:                

«У-у-у! У-у-у!»

Вы идите все за мной:                            

 «У-у-у! У-у-у!»

Скоро мы придем домой:

«У-у-у-у»

  • Упр. «Дудочка»

Я на дудочке играю,

Всех детишек забавляю:

«У-у-у-у»..

  • Игра «Слоненок»

Цель: вытягивать губы вперед, «как хобот у слона»; удерживать губы в этом положении несколько секунд;

Оснащение: ширма, слон.

Ход игры:

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

  • Игра «Осенние листочки»

Цель: продолжает развитие правильного ротового (длительного и направленного) выдоха.

Оснащение: вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цветов.

Ход игры:

Стали листики кружиться,

Тихо на землю ложиться,

Покрывая покрывалом

Сквер у нашего окна.

Предложите детям  сдуть листочки со стола на пол.

  • Игра «Пароход»

Пароход гудит: ( У-У-У )
Скоро к берегу приду!

  • Игра «Поезд»

Цель: правильно и четко произносить звук [У] в звукоподражаниях, словах-восклицаниях.

Ход игры:

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Я стучу, стучу, стучу,

Всех на дачу докачу».

( дети идут друг за другом, положив обе руки на плечи впереди идущего).

  • Игра «Самолет»

Самолет летит, как птица,

В синем небе серебрится.

А мотор гудит: «У-у-у,

Я пилоту помогу

  • Игра «Злые волки»

(фланелеграф или кукольный театр.)

На полянке

Возле елки

Ходят-бродят злые волки

Морды задирают

Страшно завывают: «У-у-у».

  • Игра «Паровозик»

Цель: отчетливо и по возможности долго произносить звук [У]; активизировать в речи слова: «паровоз», «везу», «бегу», «тороплюсь»; следить за согласованием слов в предложении.

Оснащение: игрушечный паровозик.

Ход игры:

Паровозик: «У-у-у!

Я бегу к кому, к кому?

 К Ванечке да Манечке,

Я везу им яблочки!

У-у-у, у-у-у!

Тороплюсь, бегу, бегу

Задержаться не могу!»

Прочтите рифмовку еще раз, попросив детей  помочь вам гудеть, как паровозик

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

[О]

Картинка символ

«Зубы болят»

  • Упр. «Губки, как колесико»

Цель: выполнять движения по подражанию, активизирует мышцы губ.

Оснащение: игрушечная машинка, зеркало.

Ход игры: предложите ребенку покатать машинку. Обратите внимание на ее колеса.

-Какой  формы колеса? (Круглые.)

- Сделайте свои губки такими же круглыми как колеса у машинки.

Предложите детям шепотом произнести звук [О] и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглыми и очень похожими на колеса.

  • Игра «Задуй свечку»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Оснащение: картинка «Свечка с огоньком»

Ход.

Подуть на свечку так, чтобы огонек «затанцевал». При этом плечи не поднимаются, щеки не надуваются, дуть необходимо долго, вдох через нос, выдох через рот

  • Игра «Сапожки»                                                               

 Цель: четко произносить звук [О] в звукоподражании; сопровождать чтение стихотворения взрослым показом движений руками по тексту 

Оснащение:  предметная картинка (папа в сапожищах, мама в сапогах, ребенок в сапожках).                                                                                                                       

Ход игры:  Повторение рифмовки, сопровождая движениями

Папа в сапожищах:                                                     

ТОП-ТОП-ТОП!                                                     

Мамочка в сапожках:                                           

Шлеп-шлеп-шлеп. 

А я детка – крошка,

В маленьких сапожках

Быстро по дорожке:                        

Топ - топ-топ-топ!

  • Игра «Веселятся детки»

Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, закреплять правильное, четкое произнесение звука [О] в звукоподражаниях.

Ход игры: прочтите потешку, выполняя действия по ее содержанию                                                                   

Как у наших у ребят    

(дети стоят по кругу, топают ногами, приговаривают   четко, не торопясь) 

Ножки весело стучат:            

 «Топ, топ, топ».

Мы народ удаленький 

Хоть и очень маленький.                                           

А устанут ножки,                                                             

Хлопаем в ладошки: 

«Оп-оп-оп-оп

Хлопаем, стараемся

Вот как получается.

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

[И]

Картинка символ

«Ослик»

Символ

  • Игра «Заборчик»

Цель:   укреплять мышцы губ; улыбаться, показывая зубки и не напрягая губы.

Оснащение: счетные палочки, образец заборчика.

 Ход игры: предложите  детям выложить заборчик из палочек. Попросите ребенка «построить заборчик» — поставить верхние зубы на нижнюю губу.

Мы построили забор,

Чтобы не пробрался вор

Игра «Кукла Таня»

Цель: внятно, громко, протяжно произносить изолированно звук [И].

Оснащение: кукла Таня и картинка с ее изображением.

Ход игры:

Солнышко проснулось,

Щечки коснулось.

Таня потянулась,

Солнцу улыбнулась: «И-И»

Обратите внимание на громкость и протяжность произнесения, следите за тем, чтобы ребенок произносил звукоподражание на одном выдохе.

  • Игра «Дует в поле ветерок...»

Цель: продолжать развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот.

Оснащение: травка, вырезанная из тонкой зеленой папиросной бумаги, ромашка, сделанная из нескольких материалов (серединка из пробки, листочки — из тонкой папиросной бумаги); букашка (сделана также из двух материалов — туловище из пробки, крылышки из тонкой бумаги). Ход игры:

Дует в поле ветерок,                 

 На крошечку букашку

На травку, на ромашку,             

 И на цветочек кашку.

Предложите детям  поиграть. Скажите, что они  будет ветерками  и полетят в поле. Поясните, что ветерки будут дуть не торопясь, сложив губки трубочкой, не надувая щек.

  • Игра «Ослик»

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса,

Закричал: «И-а, и-а!»

  • Игра «Ослик»

Цель: правильно произносить звук [И], активизировать в речи Оснащение: игрушки — ослик,  картинка

Ход игры:

Ослик наш такой  упрямый –

Не идет не в бок, не прямо.

Он решил, что может петь.

Хвост трубой и ну реветь:

 «И-и-а-а»

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук М

Картинки

символы

«Корова мычит»

«Теленок мычит»

Игра «Птенчики хотят   есть»

Цель: активизировать работу нижней челюсти, открывать и закрывать рот, закрывать губами зубы, не выпячивать вперед нижнюю челюсть.

Оснащение: игрушечная мама-птичка и маленькая игрушечная птичка — птенчик.

 Ход игры:

Мама птенчика любила,

Зернышки ему носила.

Мама детке говорила:

«Ротик шире открывай

Ешь скорей и закрывай

  • Упр.« Звук [М]»

М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,

Если нет – тогда молчанье

  • Игра «Угадай-ка»

Цель: развивать плавный длительный выдох; активизировать мышцы губ

Оснащение: карточки с картинками, спрятавшимися за тонкой, разрезанной на полоски бумагой.

Ход:

- Угадайте, кто спрятался?

-Подуйте

-Плечи не поднимайте, щеки не надувайте, воздух через носик набирайте, выдыхайте длительно, плавно, через рот

  • «Чудесный мешочек». Попросите ребенка  опустить в мешочек обе руки, нащупать находящуюся в нем игрушку и, не вынимая  из мешочка, сказать, кого он взял. Затем попросите ребенка вытащить эту игрушку позвать игрушку, оставшуюся в мешочке (ребенок производит звукоподражания,  протягивая звук [М] высоким или низким голосом).

 Усложнение: игру проведите еще раз, заменив игрушки на другие: на козу с козленком (звукоподражание «М-М-М-МЭ»), на кошку с котенком (звукоподражание  «М-М-М-Мяу!»).

  • Игра «Корова и теленок»

Цель: произносить звукоподражания правильно, четко и внятно, произносить звукоподражания громко и тихо, соотносить их с игрушкой.

Оснащение: игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением; «Чудесный мешочек».

Ход игры:

-Корова и теленок разговаривают на своем языке — мычат. Теленок маленький, и он мычит тоненьким голоском, вот так: «М-у-у-у». А мама-корова — большая, и она мычит грубым голосом, вот так: «М-У-У-У!»

Вот коровка: «МУ-У, МУ-У-У!»                                                    

Вторит ей теленок,

Маленький ребенок:                                                    

 «Му-у-у, му-у-у!»

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук П

Игра «Двери хлопают во тьме»

Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их  размыкать выходящей струей воздуха.                                                                             

Ход игры: вспомните с детьми , что на улице холодно и часто завывает вьюга, вот  так: «У-у-у». Когда ветер дует, в домах могут хлопать двери вот так: «П-п-п».                                                                                                         

Ветер сильно задувает,                                                         

Тучи в небе разгоняет.                                                         

Двери хлопают во тьме.                                                       

Вам не страшно в темноте?                                                   

«Ну, я хоть и маленький,                                                     

Но зато удаленький!»                                                           

«Липкие губки»

«Мышка»

Игра «Пароход»

Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха.

Оснащение: налитая в таз вода, бумажный пароходик.

 Ход игры:

Пароход плывет по речке,

В небо выпустив колечки.

Предложите ребенку дуть на пароход, произнося звук [П].

  • Упр. «Каша на плите пыхтит: пых-пых-пых!» - развитие речевого дыхания, учить детей произносить на одном выдохе 3-4 слога.

Игра «Баба шла, шла, шла»

Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать выделенные слова, четко, правильно выговаривая звук [П].

Ход игры:

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела

И опять пошла.

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, вот сяк,

И вот этак, и вот так!

Вот как ножки хороши!

Попляши, попляши!

Игра «Загудел паровоз и вагончики повез»

Цель: при помощи взрослого, вызывающего звук [П], внятно произнести этот звук.

Оснащение: игрушечный паровоз с вагончиками.

Ход игры:

Вот стоит паровоз.

Он стоит и гудит 

«У-у-у, я тебя прокачу.                              

Ты садись, милый мой,

Мы поедем с тобой»                                       

 «П-п-п, п-п-п» —

 Так колеса стучат,

Прокатить тебя хотят.

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Б

[Б,Б']

Картинки

символы

«Большой барабан»

«Маленький барабан

  • «Липкие губки»
  • «Бурчалка»

«Б-бу-бу!»-

Бурчалка кричит

Целый день она ворчит

  • Игра «Бу-бу-бу, бе-бе-бе — я играю на трубе...»

Цель: укреплять арт.и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Б] в слоге

Оснащение: две дудочки — большая и маленькая.

Ход игры:

- Это дудочки. Голоса у дудочек разные — у большой дудки голос грубый, вот такой: «БУ-БУ », а у маленькой дудочки тоненький — вот такой: «Бу-бу».

-Закройте глаза.(убрать обе дудки).

-Откроет глаза

К нам мышка прибегала, 

Обе дудочки украла.                                   Нужно мышку обмануть.

Чтобы дудочки вернуть,               

Нужно дудочки позвать,

И придут они опять.

-Большую дудочку нужно звать так: „БУ-БУ" (громко)».

-Когда будете звать маленькую дудочку, произносите тихо.

  • Игра «Моя машина»

Цель: правильно и четко произносить звук [Б] в отдельных звукоподражаниях; произносить звукоподражание громко и тихо.

Оснащение: две игрушечные машины — большая и маленькая; картинки с их изображением.

Ход игры:

-Это машины. Машины едут по дороге (Поставьте перед едущей по дороге машиной игрушечную корову )

-Что же теперь делать?» (Нужно посигналить «БИ-И-И-И, БИ-И-И-И».)

игналы у машин разные  (у большой машины — сигнал грубый, вот такой: «БИ-И-И-И, БИ-И-И-И», а у маленькой машинки голосок-сигнал тоненький, вот такой: «Б-и-и-и, б-и-и-и»).

Машина по дороге

Бежит, бежит, бежит.

Машина очень громко                                                                Сигналит, как кричит:

 «БИ-БИ-БИ! Ой-ой-ой!

На дороге ты не стой!»

  • Игра «Кукла»                                                                                                         

Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять правильное произношение звука [Б] в звукоподражании.                                               

Оснащение: кукла.                                                                                                         

Ход игры:

-Поиграем  с куклой.

Спрячем куклу нашу,             (взрослый идет и прячет куклу за спину)                  

Спрячем куклу Машу.                                                                                                 

Ваня (Таня...) куклу найдет                                                                                         

И укачивать начнет:                (покачивать куклу, имитируя укладывание              

«Бай-бай-бай».                          ее спать)

Игра «Вместе  с нами  повторяй»

Цель: правильно и четко произносить звук [Б] ([БЬ]), дифференцировать громкость произношения

Оснащение: игрушечный барабан, машина, барашек, ширма.

Ход игры:  «Угадай-ка»

Что же это, угадай?

Вместе с нами повторяй:

По дороге едет,

Едет и гудит:

— Ты с дороги, мишка,

Быстро уходи,

БИ-БИ-БИ!

С рожками баран,

Он тебя пугает,

Песни распевает: —

 БЕ да БЕ

Не хочу идти к теБЕ!

Это круглый ба-ра-БАН,

Он не вреден, но упрям.

И твердит упрямо он: —

БОМ-БОМ-БОМ и БОМ-БОМ-БОМ!

  • Побубним!

Ба, ба, ба, ба, ба, ба ,ба !
А в лесу стоит изба!
Бе, бе, бе, бе, бе, бе, бе !
Сидят кошки на трубе!
Бо, бо, бо, бо, бо, бо, бо,!
Спрыгнуть, кисонька, сла-бо?!

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Х

  • Игра «Слоненок заболел»

Слоненок кашляет:«Кха-кха»

Простудился вчера.

  • Игра «Смешинка»

Веселится детвора

И смеется : ха-ха-ха

  • Игра «Погреем ручки»

Цель: продолжит развивать умение сочетать произнесение звука: началом выдоха, разовьет умение многократно произносить звук «Х-х-х» на одном выдохе.

Оснащение: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки).

Ход игры:

Рассматривание картинки

-Будем учиться согревать ручки на морозе.

1.Дуй на ручки и произноси Х_-Х-Х

2.  Попросите ребенка повторить звук несколько раз на одном выдохе.

3.  Покажите ребенку, как нужно это делать.

4.  Прочтите рифмовку:

Ох как холодно зимой!

Не хочу идти домой!

Нужно ручки мне согреть.

Подышать: «Х-Х-Х!» —

И отогреть.

Игру повторите 2-3 раза.

Игра «Зайка умывается»

Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука [X].

Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с  детьми действия в соответствии с текстом:

Белый зайка умывается, (потираем одну ручку о другую)

Видно, в гости собирается,                                                                                       

Вытер носик, вымыл хвостик, (моем «лапкой» перечисляемые части тела)             

Вымыл ухо, вытер сухо. 

  • Игра «Хома»

Цель: имитировать все движения Хомы, повторять выделенные слова в тексте вместе со взрослым.

Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с детьми  действия в соответствии с текстом:                                                                                                                           

Хома рано просыпается,                                                     

Чистит мех и умывается.                                                     

Ходит гордо он по хатке                                           

У Хомы  -  все в порядке.

  • Потешки

Хохотушки

Жили-были две подружки

Хохотушки, веселушки:

 «Хи-хи-хи да ха-ха-ха» —

Как увидят петуха!

Ох, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста,

 Сел задом наперед

И поехал в огород.

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук К

Картинки

символы

«Сильный дождик»

«Мелкий дождик»

  • Игра «Непослушный язычок»

Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию.

Ход игры:

Язычок, который живет  во рту-домике, был  ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте  и посмотрите.                                                  Непослушный язычок, 

В домике он прыг да скок,

В потолочек он стучит,

Шалит, деток  веселит!

Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте  вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г-Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы).

  •  «У мамы болит горлышко»

Мама кашляет: «К-К-К»

  • «Ку-ку»

  А кукушка на суку

   Целый день кричит: «ку-ку!»

  • Игpa «Сдуй снежинку с рукавички»

Цель: выдувать воздух толчком, проверять правильность выполнения дыхания, прикладывая ладонь тыльной стороной к губам для ощущения выдыхаемой струи воздуха.

Оснащение: вырезанная из цветного картона рукавичка, снежинка, вырезанная из тонкой белой бумаги и прикрепленная на тонкой нитке.

 Ход игры:

Прямо на снежинку                   

Дует, дует ветер.                           

Падает снежинка                         

В беленький сугроб

Ей в сугробе скучно 

Маленькой одной.

Вот сейчас подуем —

И летят — Ой, ой

Ведь лежать в сугробе

 Веселей вдвоем!

Предложите ребенку сдуть снежинку с рукавички, произнося звук [К].

  • Игра «Куры и петух»

Цель: закреплять правильное и четкое произношение звука в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки.

Оснащение: шапочки петуха и курицы. Ход игры:

Ку-ка-ре-ку!

Выходите, курочки,

Собирайте крошки,

Много здесь есть мушек,  

На моей дорожке.

(курочки машут крыльями, произносят «ко-ко-ко»,, ходят и клюют крошки)

  • Пальчиковая игра

Котик точит коготки

Очень острые они   (пальцы скребут по коленям)

А потом играет-

Мячик догоняет ( стучать ладонями по бедрам)

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

 — Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

 — Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши курочки в окно

 — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

 А наш Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

  • Потешки 

Коленька хороший,

Коленька пригожий

На коня садился,

Конь под ним бодрился

  • Упр. «Дождик»

Цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому).

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва

Кап, кап, кап,кап.(дети медленно хлопают)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять -

Кап, кап, кап,кап.(хлопки учащаются)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.(дети «держат» зонтик).

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Г

Картинки

символы

«Гусь гогочет»

«Гусята гогочут»

  • Игра «Непослушный язычок»

Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию.

Ход игры:

Язычок, который живет  во рту-домике, был  ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте  и посмотрите.                                                  Непослушный язычок, 

В домике он прыг да скок,

В потолочек он стучит,

Шалит, деток  веселит!

Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте  вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г-Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы).

Игра «Мы на пруд пойдем»

Цель: продолжать развивать речевое дыхание, произносить 3-4 слога на одном выдохе.

Оснащение: игрушки гусь, гусенок.

Ход игры:

ак гогочет гусь, гусенок.

Уберите игрушки

-Позовите  маму-гусыню, громко произнося: «Га-га-га».

Появившаяся мама-гусыня  громко произносит: «ГА-ГА-ГА».

-Почему мама-гусыня так рассердилась?

-Потому что гусенок потерялся».

-Повторяйте на одном выдохе звукоподражания: «Га-га-га»:

Мы на пруд сейчас пойдем.

Плавать вместе там начнем.

Буду я гусенка звать:

— Га-га-га!

Чтоб не смел он уплывать:

— Га-га-га!

Игра «Гуси»

Цель: выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко и правильно произносить в словах звук [Г].

Оснащение: шапочки гусей и лисы.

Ход игры: Выберете ведущего. На ведущего наденьте шапочку лисы. Предложите детям встать к нему лицом. Выполняйте движения, соответствующие тексту игры-потешки:

—  Гуси, гуси, я вас съем!

—  Подожди, лиса, не кушай. Нашу песенку послушай!

—  Га-га-га! Га-га-га!

—  Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас!                 

Игра «Утром»

Цель: продолжать закреплять умение правильного произношения звука [Г] в слогах.

Оснащение: игрушечные (или нарисованные) животные.

 Ход игры:

 Показ игрушек: лошадь, курица, голубь, рыбка.

-Как «говорят»  животные.

 Вот лошадка на лугу:                 

И-го-го, и-го-го!                             

Курочка-несушка:                     

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Голуби под крышей:

Гуль-гуль-гуль

Ну а рыбка в море –

Ни гу-гу

При повторном чтении попросите детей договаривать выделенные звукоподражания. 

Га-га-га!

Гогочет гусь —

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу Не нагляжусь!  (Н. Костырев)

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Ф

«Греем замерзшие ладошки»

«Дети смеются»

  • Игра «Посмотри скорей во двор...»                                                                                  Цель: уточнять движения органов артикуляционного аппарата при

произнесении звука [Ф] — показывать верхние зубки, приподнимая верхнюю губу.  

Оснащение: картинка с изображенным ровным и высоким забором.                        

Ход игры:

Посмотри скорей во двор —                                              

Появился там забор.                                                          

Наш забор не простой,                                                      

Ровный он и большой.                                                       

-Постройте забор и спрячьте за ним язычок.  Показ:

1)  открой рот;                                                                                                            

2)  поставь зубки вот так (верхние зубы на нижнюю губу. Ребенок не должен закусывать и втягивать губу в рот).                                                                              

Обязательно полюбуйтесь в зеркало на красивый заборчик, сделанный из зубок.

  • «Кусака»

Прикусывание нижней губы верхними зубами.

Грозная собака-

Настоящая кусака.

 

Игра «Кораблик»                                                                                    Цель: продолжать развивать умение сочетать произнесение звук с началом выдоха, произносить многократно звук [Ф]; активизировать губы.            

Оснащение: бумажный кораблик (или пароход).                                                      

Ход игры:

Налейте в небольшой таз теплую воду.

Ветер по морю гуляет                                                    

И кораблик подгоняет.                                                  

Он бежит себе в волнах                                                

На раздутых парусах...

Попросите ребенка так подуть на кораблик, чтобы он поплыл плавно. Скажите, что дуть он должен не торопясь, долго, губы сложить вот так — покажите, как при произнесении звука [Ф]. Скажите: «А теперь ветер стал дуть порывами и корабль поплыл по-другому» (дуем, многократно произнося звук [Ф-Ф-Ф]). Упражнение повторите 2-3 раза.

«Ветер»

Ветер по лесу летал- ф-ф-ф-ф

(качать поднятыми вверх руками)

И с деревьями играл  - ф-ф-ф       

Потешка

В чистом поле  дуб стоит

(руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит

(руки на пояс, качать головой направо, налево)

У него такой вот нос

(показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на пояс, поднять и опустить плечи)

  • Игра «Пузырь»

Цель: понимать и выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, произносить изолированно звук [Ф].

Оснащение: сюжетная картинка

Ход игры: возьмитесь за руки

 Раздувайся, пузырь,

 Раздувайся большой

 Оставайся такой.

Пузырь лопнул,

Дети отходят друг от друга, произнося звук [Ф].

  • Игра «Сердитый еж»

Цель: четко и правильно произносить изолированно звук [Ф].

Оснащение: игрушечный еж.

Ход игры: покажите ребенку ежа. Рассмотрите его, выделите части тела и назовите их. Скажите, что еж умеет фыркать. Произнесите звук [Ф] изолированно. Прочтите рифмовку. Попросите детей  договаривать в рифмовке выделенные звукоподражания (сопряженно, отраженно).

К нам пришел сердитый еж — «Ф-ф-ф».

На кого он так похож — «Ф-ф-ф»?

Словно чайник он кипит — «Ф-ф-ф».

Уходить нам всем велит— «Ф-ф-ф»!

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Д

«Воздушный шар лопнул»

«Мяч лопнул»

Игра «Вкусное варенье»                                                                                               Цель: уточнять движения органов арт. аппарата,

поднимать широкий язык на верхнюю губу, облизывать губу  широким языком

производя движения вверх-вниз.                                                                                  

Оснащение: варенье, игрушечный медвежонок.                    

Ход игры:

Я веселый медвежонок,                                                

С детства я сластена.                                                    

Я варенье обожаю,                                                        

Язычком его лакаю!

-Оближем губку, как будто на ней вкусное варенье                                                      

Делайте движения широким языком по верхней губе вверх-вниз. Следите, чтоб ребенок не втягивал губу внутрь рта, не помогал нижней челюстью, а слизывал все языком.

  • Упр. «Строим дом»

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем,

«Д» - легко произнеси.

Голосочек  подключи 

Игра «Дятел»

Цель: развивать целенаправленный выдох, проговаривание звуков на одном выдохе.

Оснащение: картинка – дятел.

Ход.

Дятел на суку сидит,

Домик он  себе долбит: д-д-д

Дятел.

Он на дереве сидит,

Клювом кору он долбит.

(имитация движений)

В красной шапке

С цепкими лапками

(имитация движений)

Звукоподражание

Заиграла дудочка –

Ду-ду-ду

Дудочка – погудочка-

Ду-ду-ду

Весело играет –

 Ду-ду-ду

Деток созывает –

 Ду-ду-ду!

Чистоговорки

Да-да-да, в ручейке бежит вода.

Ду-ду-ду, за водой сейчас пойду

Ды-ды-ды, принесу домой воды

Стихи.

Вдоль по улице иду я  

И в большую дудку дую:

 — Ду-ду-ду да ду-ду-ду!

 Я по улице иду!  (В. Митейкин)

Потешки

Аи, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Ладушки, лады,

Не политы сады.

Недосуг нам поливать:

Надо в ладушки играть.

Звуки

Развитие артикуляционной моторики

Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)

Развитие общей и мелкой моторики

Речевая зарядка

Стихи. Потешки.

Звук Т

  • «Вкусное варенье»
  • Игра «Таня спит»

Цель: делать плавный и длительный выдох, произносить на одном выдохе звукоподражание «так-тук».

Оснащение: кукла Таня, молоточек, снежинка.

 Ход игры:

-Кукла Таня спит. Ей пора просыпаться. Давай потихоньку постучим молоточком и скажем: „Тук-тук!"»

-Таня просыпается и говорит:

 Кто так тихо тут стучал?

Кто Танюшке спать не дал?                                                

Неужели молоток,

Тихо так стучать он смог?

  • «Язык – болтушка»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот,  производить движения  кончиком языка по верхней губе  вперед и назад.

Наш язык – игрушка.

Веселая болтушка.

  • «Пулемётик»

- на выдохе произнести:т-т-т-т.

-Т-т-т –стучит пулемет,

Неприятель не пройдет

  • Игра «Тома»

Цель: активизирует произвольное внимание, выполоть движения по тексту, по инструкции, совершенствует моторику; проговаривать выделенные слова со звуком [Т].

Ход игры: прочтите рифмовку. Предложите детям выполнять движения по тексту.

Тома хлопать так умеет, 

Своих ножек не жалеет,

Так-так-так-так,                            Топ-топ-топ-топ!

Своих ручек не жалеет,                 Ручками хлопает,

Так-так-так-так!                            Так-так-так-так!

Тома топать так умеет,                  Ножками топает —

Топ-топ-топ-топ!         

Топ-топ-топ-топ!     

  • Потешки

Тили-тили-тили-бом,

Воробей идет пешком,

Мастерит он дудочку,

Дудочку-погудочку.

Пошел кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

 То ли съесть по пути,

То ли Оленьке снести?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей второй младшей группы

Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей второй младшей группы...

Перспективное планирование работы с родителями на год во второй младшей группе

Представлено перспективное планирование работы с родителями на год (включая летние месяцы) во второй младшей группе. Данный материал может помочь коллегам при составлении своего перспективного планиро...

Перспективное планирование работ по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе

Перспективное планированиеработ по нравственно-патриотическомувоспитанию во второй младшей группе...

Планирование работы по организации элементарного экспериментирования во 2 младшей группе «Капельки»

Совместное и индивидуальное элементарноеэкспериментирование по месяцам на год....

Примерный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников Вторая младшая группа (3 - 4 года)

В каждом детском саду ведется работа по взаимодействю с родителями (законными представителями).Предлагаю примерный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы....