Путешествие в зимний лес. Комплексное занятие для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лопатина Надежда Валентиновна

 

 

 

 

 

Путешествие в зимний лес

 

( СТАРШАЯ ГРУППА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

                                                                                Воспитатель: Лопатина Н.В.

 

                                                

Программное содержание

 

     Образовательные задачиспособствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни диких животных (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни).

 

    Развивающие задачи:   развивать у детей познавательный интерес к жизни обитателей леса, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать художественно – творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью  и клеем.

 

    Воспитательные задачи:  воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения растительного и животного мира, умение вести себя в лесу, желание использовать в работе по аппликации разные материалы.

 

    Коррекционные задачи:   развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

 

 

 Методические приемы

 

    Рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, поговорки, игровая мотивация, беседа, показ и объяснение, реанкарнация, фонетическая минута, физминутка, дидактические игры, продуктивная деятельность, счет, сравнение, театрализация, музыкальное сопровождение.

 

        Оборудование

 

     Силуэты лиственных деревьев и елей разной высоты, на самой маленькой елочке на липучке  глаза, нос и рот (грустное выражение), две мягкие игрушки белых зайцев, маска лисы, волк – игрушка из театра кукол, белая простыня, корзина, угощение (семена, зерно, кусочки сала на ниточке, морковь, орехи, горшочек меда), картинки животных – кабана, носорога, белого медведя, силуэты   ежа, слона, рыбы, кисточки для клея, белая бумага, вата, белая гуашь, карандаши.

 

 

Сюрпризный момент

 

   Морковка, кормушка для птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель:   Ребята, нам в садик пришло письмо. Хотите узнать что написано?

Дети: Да.

Воспитатель читает письмо: «Ребята, мне очень холодно в зимнем лесу. Замерзаю! Помогите!          Маленькая елочка».

 Хотите помочь елочке?

Дети:  Да.

Воспитатель: Для этого нам придется идти в лес. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, чтобы зверей не испугать, чтобы волка не встретить и медведя не разбудить…

Воспитатель: А что же можно делать в лесу?

Дети:  Наблюдать, смотреть, слушать, можно помочь кому-то…

 

Воспитатель:  Послушайте стихотворение.

 

                Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

                Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,

                Всем деревьям помогай.

 

Воспитатель: А на чем можно в лес отправиться?

Дети:  На лыжах, на машине или пешком.

Воспитатель:  Мы с вами пойдем пешком. И возьмем в корзинке угощения для лесных жителей. Вдруг кого встретим.

 

           (Дети идут в «лес». По команде воспитателя перешагивают низкие и высокие сугробы).

 

               Мы пришли в зимний лес.

               Сколько здесь вокруг чудес!

               Справа – березка в шубке стоит.

               Слева – елка на нас глядит.

               Снежинки в небе кружатся.

               На землю красиво ложатся.

 

Воспитатель: Сколько здесь елочек? Берез? Все они одинаковы по высоте? Покажите самое высокое дерево и самое низкое.

 

            (Дети выполняют задание).

 

Воспитатель:  Ребята, вы слышите в лесу пение птиц?

Дети:  Нет. Одни улетели, а другим сейчас холодно и голодно.

Воспитатель:  Да, ребята, птицам сейчас очень трудно. Я знаю, что из 10 синичек до конца зимы доживет только 1, а 9 погибнут. Мы с вами можем  им помочь. Как?

Дети:  Им можно повесить кормушки или просто насыпать корма на снег

             (Дети сыпят корм и вешают сало на веточку)

 

             (Воспитатель обращает внимание детей на зайку,  который спрятался за елкой, и просит детей тихо его позвать. Заяц не выходит. Воспитатель просит позвать громче. Появляется зайка. Дети замечают еще одного зайца.

            Дети делают физминутку для пальчиков.

 

            Под высокой сосной ( руку поднимают вверх, пальцы растопырены )

            Скачет зайка косой   ( показывают два пальца - ушки )

            Под другою сосной   ( другую руку поднимают вверх, пальцы

                                                   растопырены )

            Скачет зайка другой  ( показывают два пальца )

            Они встретились и поздоровались ушками ( оба пальца обеих рук

                                                   соприкасаются )

 

Воспитатель:  Ребята, расскажите какие зайчики?

Дети: маленькие, беленькие, пушистые, мягкие. У них ушки длинные, а хвостики короткие.

Воспитатель:  Чем мы зайцев можем угостить?

 

              ( Воспитатель достает много морковок и просит угостить зайцев так, чтобы каждому досталось по морковке ) .

 

Воспитатель:  Сколько морковок вы дали и почему?

Дети:  2, потому что два зайца.

Воспитатель:  Как по-другому можно сказать

Дети:  Сколько  зайцев столько морковок. Поровну.

Воспитатель:  А теперь  ответьте мне, что могут думать зайцы, когда будут есть угощение?

Дети:  Какая вкусная морковка, какая она крепкая, теперь у меня зубки болеть не будут. Молодцы ребята, что нам угощение принесли, спасибо вам .

 

             ( Воспитатель предлагает ребятам показать зайчикам как можно  греться, чтобы не замерзнуть. Дети делают физминутку ).

 

             Зайка беленький сидит ( показывают ладошками над головой как               

             И ушами шевелит.         зайка шевелит ушами )

             Вот так, вот так.

             Зайке холодно сидеть

             Надо лапочки погреть.  (хлопают )

             Хлоп-хлоп

             Надо лапочки погреть.

             Зайке холодно стоять

             Надо зайке поскакать.  ( прыгают )

             Прыг-прыг

             Надо зайке поскакать.

             Кто-то зайку напугал

             Зайка прыг – и убежал. ( убегает за елку )

 

             (Дети убегают и садятся на стулья).

 

Воспитатель:  Ребята, кого бы мог испугаться зайка?

Дети:  Волка или лису.

Воспитатель:  А мы сейчас это узнаем.

 

             ( Воспитатель уходит в другую комнату, где быстро одевает маску лисы  и выходит к детям ).

 

Лиса:  Ой!  Искала зайцев, а нашла детей. Я так рада, что вы пришли сюда. Так хочется с поговорить с кем-то. Можно с вами?

 

            ( Дети соглашаются  и лиса ведет беседу )

 

Лиса:   Вы знаете, как меня называют в сказках?

            Покажите, какая я хитрая выражением лица.

            Сможете показать, как я хожу?

            Скажите у кого хвост длиннее у меня или зайца?

            Я больше или медведь?

Хорошо вы отвечали, поэтому я спою вам песенку.

 

            ( Лиса поет )

         

             Я, лисичка, хвостик рыжий

             Сяду к елочке поближе.

             На детишек посмотрю –

             Всех сейчас перехитрю.

 

Обожаю я детишек

И девчонок, и мальчишек.

С ними я люблю играть,

Песни петь и танцевать.

 

Лиса:  Будем играть?

 

           ( Играет с детьми в игру  с мячом «Чистоговорки» )

 

            Шубка красивая у лисы     сы-сы-сы.

            Повстречали мы лису         су-су-су.

            Всем нам нравится лиса     са-са-са.

            Улыбнемся мы лисе            се-се-се.

            Хвост красивый у лисы      сы-сы-сы.

            Это хитрая лиса                   са-са-са.

 

Лиса:  Что- то долго я с вами стою. Надо бежать. Мороз не велик, а стоять не велит. Да и корм добывать надо – я зимой мышек ловлю и ем.

 

          (Лиса выбегает в другую комнату. Воспитатель спрашивает у детей, что любит есть лиса, и объясняет понятие «мышкует»).

 

Воспитатель: Ой, там кто-то еще идет. Пойду, посмотрю.

 

(Заходит за ширму, надевает на руку куклу волка из кукольного театра, прячет руку за спину и выходит к детям).

 

Воспитатель:  Ребята, отгадайте, кого еще я встретила?

          

            Он зимой холодной

            Бродит злой, голодный?

 

Дети:  Волк

           ( Показывает волка и просит показать,  какой волк злой и как  он умеет петь).

 

Дети:  У-у-у.

Волк:  Я волчок, серый бочок! Отвечайте-ка, зачем пришли в лес?

 

            (Дети рассказывают  о том, что они получили письмо и пришли  лес, чтобы помочь елочке и помочь всем кому трудно).

 

Волк:  Хорошее дело задумали. Отпущу вас, если поиграете со мной.

 

             ( Волк проводит игру « Да и нет»: показывает силуэты, картинки животных  и спрашивает у детей, кого они могу встретить в зимнем лесу, а дети отвечают словами «да» и  «нет».)

 

Волк:  Правильно отвечали. Много вы знаете. Идите дальше – делайте свои добрые дела, а я побегу к себе греться в домик. А, кстати, вы знаете, как называется мой домик?

Дети: Логово.

 

             ( Воспитатель относит волка в другую комнату).

 

Воспитатель: Продолжим наше путешествие дальше.

 

              ( Дети  встают со стульев и идут по «лесу»).

 

Воспитатель:   Ребята, поглядите-ка, у меня орешки в корзине. Как вы думаете, для кого я их взяла?

Дети:  Для белки.

Воспитатель: А где она сейчас?

Дети:  Она в дупле спит.

 

              ( Воспитатель предлагает детям положить орехи под деревом).

 

Воспитатель:  А медведя мы можем встретить в лесу?

Дети:  Нет. Он спит в берлоге и сосет там лапу.

Воспитатель:   А я для него взяла горшочек меда. Что же мне тогда делать с ним?

              ( Дети предлагают свои варианты и приходят к выводу - можно оставить его возле берлоги, а  весной мишка проснется и съест его).

 

Воспитатель:  Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес?

Дети:   Нам надо елочку согреть.

 

               Воспитатель предлагает найти самую маленькую елочку и « накрыть ее снегом». Для этого одной группе детей предлагается пальчиками или трафаретом нарисовать белой гуашью снег на елке, а другой наклеить на елочку маленькие кусочки  ваты или белой бумаги (обрывом).

               Пока дети заняты работой, незаметно, при помощи липучей ленты, наклеиваю елочке улыбающийся рот.

 

Воспитатель:  Смотрите, елочка заулыбалась? Почему?

Дети:  Теперь ей тепло.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Теперь нам можно возвращаться домой. Там я вас угощу морковкой, которая у меня осталась в корзине, чтобы ваши зубки были крепкими, и подарю вам кормушку для птиц.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimniy_les.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в зимний лес

( СТАРШАЯ ГРУППА)

                                                             

                                                                                Воспитатель: Лопатина Н.В.

                                               

Программное содержание

     Образовательные задачи:  способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни диких животных (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни).

    Развивающие задачи:   развивать у детей познавательный интерес к жизни обитателей леса, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать художественно – творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью  и клеем.

    Воспитательные задачи:  воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения растительного и животного мира, умение вести себя в лесу, желание использовать в работе по аппликации разные материалы.

    Коррекционные задачи:   развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

 Методические приемы

    Рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, поговорки, игровая мотивация, беседа, показ и объяснение, реанкарнация, фонетическая минута, физминутка, дидактические игры, продуктивная деятельность, счет, сравнение, театрализация, музыкальное сопровождение.

        Оборудование

     Силуэты лиственных деревьев и елей разной высоты, на самой маленькой елочке на липучке  глаза, нос и рот (грустное выражение), две мягкие игрушки белых зайцев, маска лисы, волк – игрушка из театра кукол, белая простыня, корзина, угощение (семена, зерно, кусочки сала на ниточке, морковь, орехи, горшочек меда), картинки животных – кабана, носорога, белого медведя, силуэты   ежа, слона, рыбы, кисточки для клея, белая бумага, вата, белая гуашь, карандаши.

Сюрпризный момент

   Морковка, кормушка для птиц.

Ход занятия

Воспитатель:   Ребята, нам в садик пришло письмо. Хотите узнать что написано?

Дети: Да.

Воспитатель читает письмо: «Ребята, мне очень холодно в зимнем лесу. Замерзаю! Помогите!          Маленькая елочка».

 Хотите помочь елочке?

Дети:  Да.

Воспитатель: Для этого нам придется идти в лес. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, чтобы зверей не испугать, чтобы волка не встретить и медведя не разбудить…

Воспитатель: А что же можно делать в лесу?

Дети:  Наблюдать, смотреть, слушать, можно помочь кому-то…

Воспитатель:  Послушайте стихотворение.

                Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

                Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,

                Всем деревьям помогай.

 

Воспитатель: А на чем можно в лес отправиться?

Дети:  На лыжах, на машине или пешком.

Воспитатель:  Мы с вами пойдем пешком. И возьмем в корзинке угощения для лесных жителей. Вдруг кого встретим.

           (Дети идут в «лес». По команде воспитателя перешагивают низкие и высокие сугробы).

               Мы пришли в зимний лес.

               Сколько здесь вокруг чудес!

               Справа – березка в шубке стоит.

               Слева – елка на нас глядит.

               Снежинки в небе кружатся.

               На землю красиво ложатся.

 

Воспитатель: Сколько здесь елочек? Берез? Все они одинаковы по высоте? Покажите самое высокое дерево и самое низкое.

            (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Ребята, вы слышите в лесу пение птиц?

Дети:  Нет. Одни улетели, а другим сейчас холодно и голодно.

Воспитатель:  Да, ребята, птицам сейчас очень трудно. Я знаю, что из 10 синичек до конца зимы доживет только 1, а 9 погибнут. Мы с вами можем  им помочь. Как?

Дети:  Им можно повесить кормушки или просто насыпать корма на снег

             (Дети сыпят корм и вешают сало на веточку)

             (Воспитатель обращает внимание детей на зайку,  который спрятался за елкой, и просит детей тихо его позвать. Заяц не выходит. Воспитатель просит позвать громче. Появляется зайка. Дети замечают еще одного зайца.

            Дети делают физминутку для пальчиков.

            Под высокой сосной ( руку поднимают вверх, пальцы растопырены )

            Скачет зайка косой   ( показывают два пальца - ушки )

            Под другою сосной   ( другую руку поднимают вверх, пальцы

                                                   растопырены )

            Скачет зайка другой  ( показывают два пальца )

            Они встретились и поздоровались ушками ( оба пальца обеих рук

                                                   соприкасаются )

Воспитатель:  Ребята, расскажите какие зайчики?

Дети: маленькие, беленькие, пушистые, мягкие. У них ушки длинные, а хвостики короткие.

Воспитатель:  Чем мы зайцев можем угостить?

              ( Воспитатель достает много морковок и просит угостить зайцев так, чтобы каждому досталось по морковке ) .

Воспитатель:  Сколько морковок вы дали и почему?

Дети:  2, потому что два зайца.

Воспитатель:  Как по-другому можно сказать

Дети:  Сколько  зайцев столько морковок. Поровну.

Воспитатель:  А теперь  ответьте мне, что могут думать зайцы, когда будут есть угощение?

Дети:  Какая вкусная морковка, какая она крепкая, теперь у меня зубки болеть не будут. Молодцы ребята, что нам угощение принесли, спасибо вам .

             ( Воспитатель предлагает ребятам показать зайчикам как можно  греться, чтобы не замерзнуть. Дети делают физминутку ).

             Зайка беленький сидит ( показывают ладошками над головой как              

             И ушами шевелит.         зайка шевелит ушами )

             Вот так, вот так.

             Зайке холодно сидеть

             Надо лапочки погреть.  (хлопают )

             Хлоп-хлоп

             Надо лапочки погреть.

             Зайке холодно стоять

             Надо зайке поскакать.  ( прыгают )

             Прыг-прыг

             Надо зайке поскакать.

             Кто-то зайку напугал

             Зайка прыг – и убежал. ( убегает за елку )

             (Дети убегают и садятся на стулья).

Воспитатель:  Ребята, кого бы мог испугаться зайка?

Дети:  Волка или лису.

Воспитатель:  А мы сейчас это узнаем.

             ( Воспитатель уходит в другую комнату, где быстро одевает маску лисы  и выходит к детям ).

Лиса:  Ой!  Искала зайцев, а нашла детей. Я так рада, что вы пришли сюда. Так хочется с поговорить с кем-то. Можно с вами?

 

            ( Дети соглашаются  и лиса ведет беседу )

Лиса:   Вы знаете, как меня называют в сказках?

            Покажите, какая я хитрая выражением лица.

            Сможете показать, как я хожу?

            Скажите у кого хвост длиннее у меня или зайца?

            Я больше или медведь?

Хорошо вы отвечали, поэтому я спою вам песенку.

            ( Лиса поет )

         

             Я, лисичка, хвостик рыжий

             Сяду к елочке поближе.

             На детишек посмотрю –

             Всех сейчас перехитрю.

Обожаю я детишек

И девчонок, и мальчишек.

С ними я люблю играть,

Песни петь и танцевать.

Лиса:  Будем играть?

           ( Играет с детьми в игру  с мячом «Чистоговорки» )

            Шубка красивая у лисы     сы-сы-сы.

            Повстречали мы лису         су-су-су.

            Всем нам нравится лиса     са-са-са.

            Улыбнемся мы лисе            се-се-се.

            Хвост красивый у лисы      сы-сы-сы.

            Это хитрая лиса                   са-са-са.

Лиса:  Что- то долго я с вами стою. Надо бежать. Мороз не велик, а стоять не велит. Да и корм добывать надо – я зимой мышек ловлю и ем.

          (Лиса выбегает в другую комнату. Воспитатель спрашивает у детей, что любит есть лиса, и объясняет понятие «мышкует»).

Воспитатель: Ой, там кто-то еще идет. Пойду, посмотрю.

(Заходит за ширму, надевает на руку куклу волка из кукольного театра, прячет руку за спину и выходит к детям).

Воспитатель:  Ребята, отгадайте, кого еще я встретила?

           

            Он зимой холодной

            Бродит злой, голодный?

Дети:  Волк

           ( Показывает волка и просит показать,  какой волк злой и как  он умеет петь).

Дети:  У-у-у.

Волк:  Я волчок, серый бочок! Отвечайте-ка, зачем пришли в лес?

            (Дети рассказывают  о том, что они получили письмо и пришли  лес, чтобы помочь елочке и помочь всем кому трудно).

Волк:  Хорошее дело задумали. Отпущу вас, если поиграете со мной.

             ( Волк проводит игру « Да и нет»: показывает силуэты, картинки животных  и спрашивает у детей, кого они могу встретить в зимнем лесу, а дети отвечают словами «да» и  «нет».)

Волк:  Правильно отвечали. Много вы знаете. Идите дальше – делайте свои добрые дела, а я побегу к себе греться в домик. А, кстати, вы знаете, как называется мой домик?

Дети: Логово.

             ( Воспитатель относит волка в другую комнату).

Воспитатель: Продолжим наше путешествие дальше.

              ( Дети  встают со стульев и идут по «лесу»).

Воспитатель:   Ребята, поглядите-ка, у меня орешки в корзине. Как вы думаете, для кого я их взяла?

Дети:  Для белки.

Воспитатель: А где она сейчас?

Дети:  Она в дупле спит.

              ( Воспитатель предлагает детям положить орехи под деревом).

Воспитатель:  А медведя мы можем встретить в лесу?

Дети:  Нет. Он спит в берлоге и сосет там лапу.

Воспитатель:   А я для него взяла горшочек меда. Что же мне тогда делать с ним?

              ( Дети предлагают свои варианты и приходят к выводу - можно оставить его возле берлоги, а  весной мишка проснется и съест его).

Воспитатель:  Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес?

Дети:   Нам надо елочку согреть.

               Воспитатель предлагает найти самую маленькую елочку и « накрыть ее снегом». Для этого одной группе детей предлагается пальчиками или трафаретом нарисовать белой гуашью снег на елке, а другой наклеить на елочку маленькие кусочки  ваты или белой бумаги (обрывом).

               Пока дети заняты работой, незаметно, при помощи липучей ленты, наклеиваю елочке улыбающийся рот.

Воспитатель:  Смотрите, елочка заулыбалась? Почему?

Дети:  Теперь ей тепло.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Теперь нам можно возвращаться домой. Там я вас угощу морковкой, которая у меня осталась в корзине, чтобы ваши зубки были крепкими, и подарю вам кормушку для птиц.

У пап нет времени на своих детей

     

         Современные родители слишком заняты, чтобы заниматься своими детьми, и не могут даже прочитать книжку ребенку на ночь. Исследования показывают.  Что лишь 3 процента пап уделяют свое свободное время ребенку.

         А вот мамам, наоборот, удается совмещать и работу по дому, и занятия детьми. Примерно 90%  женщин читают своим малышам сказки на ночь, несмотря на то, что половина мам признались, что много времени уделяют уборке и 49% тратят большое количество времени на приготовление пищи.

          95% родителей все же находят свободную минутку для чтения, но не каждый день. Лишь 5%  пап и мам могут посвятить ребенку практически все свое свободное время.    Основная причина занятости – работа, утверждают 87% родителей. А вот 34%  опрошенных говорят, что слишком устают после трудового дня.

          Исследователи обратили внимание на то, что многие дети до 16 лет проводят время в одиночестве. Примерно каждый третий ребенок проводит от 2 часов и больше за компьютером, а 57% - перед телевизором.

          Специалисты считают, что отсутствие общения со взрослыми негативно сказывается на психическом, эмоциональном и социальном развитии. Поэтому они настоятельно советуют родителям, в особенности папам, как можно больше времени проводить с детьми.

       

         

 

       


  Опять  помощничек !

        «Мама, давай, я помою посуду», - просит маленький Алеша и бежит к мойке. Секунда, и скользкая тарелка подает на пол, разлетаются во все стороны осколки, вода из крана хлещет вовсю, и  довершение ко всему неустойчивая табуретка падает вместе с Алешей. Мама сердито выговаривает: «Опять от тебя одни неприятности».

        Конечно, от маленьких помощников гораздо больше хлопот, чем пользы: возьмут чашку – обязательно разобьют, полезут стирать – с ног до головы мокрые…Но никогда не отказывайте детям. Или отказывайте как можно реже.

        Помощь маме, даже самая простая, в отличие от обычных детских игр, требует осторожности и концентрации внимания. Поэтому, когда ребенок занимается  простым домашним трудом, развиваются его интеллектуальные и двигательные способности. Как бы не казалась проста работа, малышу обязательно надо показать,  как  ее делать. Научить этому не так-то просто.  Но родители, которые для облегчения собственной жизни полагают, что все проще сделать самим, обделяют и себя, и карапуза. Так что позвольте вам помочь – пусть малыш трудится сколько ему угодно.

         Но есть одно условие – для вас  не важен результат его работы. Взрослые считают: всякая работа должна быть доедена до конца. Но для ребенка пока не важен результат его деятельности, а сам процесс.

         И кроме всего прочего, когда сорванец  вызвался к вам в помощники, воспользуйтесь этим временем для разговоров с ним: ведь вы часто сами сетуете, что из-за повседневной суеты и проблем вам не хватает времени для общения. А тут как раз прекрасная возможность поговорить по душам, узнать последние детские тайны и секреты, догадаться, что беспокоит вашего непоседу.

В конце концов, доверительные отношения с ребенком стоят того, чтобы лишний раз вымыть залитый водой пол или купить несколько новых тарелок!

       

Память надо развивать

         

            Если у  ребенка плохая память, ее надо развивать. Хотя вряд ли она действительно плохая. Скорее невостребованная.

            Больше общения. Чем чаще вы расспрашиваете сына или дочь о каких-т событиях, вместе анализируете, сопоставляете, вспоминаете детали, тем лучше дети будут запоминать подробности и свои ощущения.

            Учите ребенка обращать внимание на подробности, детали – именно они могут стать кодом к цепочке воспоминаний. Цвет, запах, предмет. Оттенок - все эти частности обычно производят впечатление более сильное, нежели целостное  событие.

            Может быть, у вашего чада образная память превалирует над текстовой и цифровой?  Это  говорит только о творческом типе его мышления. Если сделать обучение ярким и наглядным, первые успехи не замедлят сказаться.

            Используйте упражнения для памяти. Например, очень эффективным считается такое: каждый ребенок, помимо обычных уроков, учит одну фразу на иностранном языке – лучше перед сном. Также полезно заучивать одно небольшое стихотворение, желательно  не детское.

            Ну и самое главное, для развития памяти научитесь выслушивать своего ребенка. Дети, которых слушают, обычно не страдают отсутствием памяти.

 

Ваш ребенок плохо ест

Почему иногда дети плохо едят?  Ведь даже если они вредничают, то где-то кроется проблема. А если проблема – то должно быть и решение.

Режим питания

        Ребенок может плохо кушать, если взрослые кормят его без всякого режима. В таких условиях организму трудно настроиться на прем пищи, если строго соблюдать режим дня – малыш быстро к нему привыкнет, и аппетит будет приходить в определенное время.

         Сладости и перекусы

            Если ребенок будет постоянно жевать сладости до обеда или ужина – к еде он может и не притронуться. Все угощенья – после основного приема пищи, как бы вам не хотелось побаловать малыша. Так что спрячьте подальше конфеты, печенье, плюшки и прочие детские сладости.

Сильные впечатления

            У очень впечатлительного ребенка аппетит может пропасть после услышанной  им  «страшилки». Не позволяйте  ему смотреть по  телевизору агрессивные фильмы и мультфильмы, не рассказывайте при нем леденящих кровь историй.

Дурной пример

           Иногда малыши, которые начинают ходить  детский сад, подражают сверстникам из своей группы. Ни с того ни с чего начинают ковыряться в еде, вредничать, требовать «чего-нибудь другого». Если вы понимаете, откуда ветер дует, - можете смело убрать тарелку и оставить чадо без обеда. Скажите, что на приготовление «чего-нибудь другого» у вас уйдет часа два, поэтому придется подождать. Ребенок оценит новую ситуацию и, скорее всего, исправит свою ошибку.

Плохое самочувствие

             Это уже другое дело. Снижение или отсутствие аппетита часто бывает первым признаком какого-либо заболевания. Если во время болезней ваш ребенок отказывается от пищи – не заставляйте его есть как обычно, лучше давайте как можно больше пить. В начале болезни организм усиленно борется, и чем меньше сил будет потрачено на пищеварение, тем больше – на борьбу с недугом. Конечно, совсем без еды нельзя, но она должна быть легкой, нежирной, а порции должны быть небольшими.

Анорексия

             Нервная анорексия – это полный отказ от пищи на длительное время. Даже если вы убеждаете ребенка поесть, он всеми силами старается избавиться от съеденного. Со временем даже упоминание о еде может вызвать бурную отрицательную реакцию. Анорексия – серьезное заболевание, поэтому ребенка нужно срочно показать врачу.

Все по полочкам

          Зачастую у ребенка не просто много игрушек – у него горы игрушек! Надо сказать,  что прибирать игрушки можно и родителям и по сто раз в день, но если  ребенок не умеет или не хочет этого делать самостоятельно (или хоты бы существенно помогать – толку будет мало.

       Первое железное правило: поиграл – прибери за собой. Конечно, взрослые могут помогать. И чтобы убирать игрушки было не так скучно, включайте веселую музыку или придумывайте несложную игру, целью которой является порядок в комнате.

       

  Взрослые всегда должны предлагать свою помощь. Здесь выручает игра  «Кто быстрее» - предлагайте ребенку посоревноваться, кто быстрее – например,  вы помоете посуду или он соберет игрушки.

          Хорошо когда  детской выделена  игровая зона (где ребенок играет и хранятся все его игрушки).  Привычные коробки можно заменить на этажерку для обуви и одну большую книжную полку, она должна стоять на полу и быть закреплена. Так значительно экономится место, учитывая что,  как правило, детская – небольшая. А еще можно сэкономить место, разместив мягкие игрушки следующим образом: купить пластмассовые вешалки- крючки и приклеить  их к краям этажерок и полки, а на игрушки (на макушки)  пришить петельки. Вот они и не разбросаны, и мало места занимают, и ребенок мелкую моторику развивает, развешивая их.

            Когда вы дарите ребенку новую игрушку, сразу определяйте (вместе!), где она будет лежать, а если ребенок ей не играет, - ее «место». На полке и этажерках наклейте вырезанные из журналов изображения кукол, мягких игрушек, кубиков, конструкторов и т.д. Теперь малышу легко ориентироваться, куда какую игрушку поставить или положить, и не нужно долго искать нужную игрушку, так как все они прекрасно видны и легко достаются.

            Книжки ставьте на верхних «этажах». Для фломастеров, ручек, карандашей и мелких игрушек, чтобы они не стояли и не встречались на каждом шагу на полу, можно пришить на небольшой кусок ткани много карманов и повесить это сооружение на стену. Такое саше можно купить и в магазине. На каждый карман пришейте изображение того, что  в нем должно лежать.

            Игрушки, которыми ребенок  уже не играет, сложите в коробку, и поставьте повыше, где их трудно достать. Так они не  занимают место, а ждут своего часа в укромном месте.

Будьте родителями

             Несмотря на все тяготы, связанные с родительскими обязанностями, наличие детей продлевает папам и мамам  жизнь.

             К такому выводу пришли английские и норвежские ученые в совместном исследовании. Они проанализировали биографии 1,5 млн. норвежцев в возрасте от 45 до 68 лет. Рассмотрев более 60 тысяч смертных случаев, демографы установили связь между семейным положением и количеством детей, с одной стороны, и продолжительностью жизни – с другой.

             Примечательно, что ученые занялись изучением зависимости продолжительности жизни о т отцовства, ведь до сих пор светила науки проявляли интерес только к проблемам материнства и смертности.

             В ходе исследования выяснилось, что эффект «родительства» схож для обоих полов. Так, риск преждевременной смерти  у матери двоих детей на 50% меньше, чем у бездетной женщины. А риск распрощаться с жизнью раньше времени  у отцов на 35% ниже, чем у бездетных мужчин.

              То, что матери живут дольше, чем бездетные женщины, имеет физиологические  причины – роды омолаживают организм. Кроме того,  и на женщин и на мужчин оказывают сильное влияние и социальные факторы. Так,  родители  в течение своей жизни реже идут на риски, чем люди, не имеющие детей. А в старости подавляющее большинство мам и пап получают психологическую и материальную поддержку от своих детей, поясняют ученые.

А подарок принесла?

             Если каждый вечер в вашей семье начинается с вопроса любимого чада: «Что ты мне купила?», не пора ли разобраться, в чем причина такого поведения.

             Даришь – значит, любишь!

             Шоколадка или очередной плюшевый мишка становятся для ребенка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. Малыш неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, папа и мама не забыли обо мне, значит, я им нужен. Дольно часто это поддерживают сами родители, считая своим долгом ежедневно приходить домой не с пустыми руками. Постепенно ребенку начинает казаться, что чем больше ему дарят, тем больше любят.

              Совет.    Возможно, вы испытываете чувство вины перед ребенком за то, что вечно заняты. Подарок в этом случае – способ успокоить собственную совесть, загладить вину. Найдите совместное занятие, которое понравится малышу. Если выкроить  свободное время не удается, побольше обнимайте и целуйте ребенка, не бойтесь «телячьих нежностей» - они лучше игрушек покажут вашу любовь.

             В подобной ситуации родители могут руководствоваться и иными мотивами: они стремятся подарить ребенку те радости, которых были лишены сами. Но не стоит забывать: если подарок превратится во что-то повседневное, радости он будет приносить гораздо меньше.

             Ты – мне, я – тебе!

             Подарки могут использоваться родителями в качестве «кнута и пряника». Родители  манипулируют ребенком, а он начинает понимать, что абсолютно все, даже хорошие поступки, могут быть предметом торговли. Если он заслужил подарок, то ждет его как должное… а иногда даже и требует. И через некоторое время уже родители могут услышать от любимого чада: «Если я уберу игрушки, ты купишь мне мороженое?»

             Совет.  Не делайте подарок средством поощрения, а тем более – наказания.

             Хороших вещей много не бывает.

             Если разговоры в семейном кругу в основном касаются заработной платы, основные радости связаны с покупкой новых вещей, а больше всего малыша ругают за потерю игрушки или разбитую чашку, то у ребенка появляется потребительская мораль. Он требует подарков не потому, что плохо воспитан, а потому что так принято в его семье.

             Совет.   Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам. Например, на вопрос: «Что ты мне принесла?» - ответьте с интригующей таинственностью: «Я принесла совершенно новую, потрясающую… сказку!» Завтра это может быть ужасно сложная загадка, послезавтра – идея новой игры.

Как «приручить» живую душу

Рекомендации для установления союза  «Взрослый  + ребенок»:

1.   Будем считать: он и я – величины равнозначные.

2. Приучись выслушивать маленького, не перебивай человека – это первоисточник  доверия.

3.    Многословие, вредит: ребенок приучается слушать, не слыша.

4.  Вместе можно убирать квартиру, возиться на кухне, ходить на лыжах, строгать и пилить, играть в шахматы…Важно одно: маленький должен чувствовать – он нужен большому. Он и я – мы.

5.   Не откладывайте разумные начинания из-за соображения «А не рано ли еще ребенку обращаться с ножом или приближаться к плите?» Ничего не бывает рано, если вы держите ситуацию под контролем, если готовы помочь человеку. А вот поздно, увы, бывает…

6.   Не спешите ругать ребенка, торопитесь замечать его успехи (даже самые маленькие) и поощряйте, похваливайте.

7.   Случилось ошибиться – признайтесь. Авторитет взрослого от искренности пострадать не может, только – от лукавства, ханжества, двоедушия, обмана.

8.   Он понимает действительно еще не все, но чувствует куда больше, чем взрослые предполагают.

9.   Чаще улыбайтесь человеку! Доброжелательность порождает встречную улыбку и снижает любую напряженность, рассеивает недоверие. Улыбайтесь!

10.   Учитесь у детей непосредственности, чаще всматривайтесь в их лица и непременно припоминайте, какими вы были в их возрасте.

Дела семейные

Завтра у вашего малыша день рождения

           Осторожно положите куклу рядом с дочерью, поставьте автомобиль или конструктор на стул возле кроватки сына. Так день праздника начнется с радости. Объясните ребенку, что это не только его праздник, но еще и мамин , папин, бабушкин… Ребенок постарается не капризничать, не огорчать своих близких.          

Учтите, дети не любят засиживаться за столом; угощение для них: бутерброды, салат, фрукты, чай, сладости. Продумайте заранее. Чем занять маленьких гостей. Они обязательно будут много двигаться, шуметь. Минут за 30 – 40 до конца праздника усадите детей, чтобы они  «остыли». Поставьте пластинку с их любимой песенкой, пусть они подпоют, расскажут стишки: малыши так любят  «выступать». Обязательно примите участие в концерте, не отвлекаясь на мытье посуды или на разговор с пришедшим взрослым. Перед уходом домой подарите детям пустячные сувениры .

Ты же хороший

           Разговоре с ребенком – меньше негативного, особенно с частицей «не», - какой ты Непослушный, Нехороший, Нескладный, Некрасивый. Маленькому человеку так нужны похвала и оптимизм. Даже если он не сделал ничего хорошего, все равно доброе слово – авансом: «Сейчас не вышло, обязательно получится завтра. Ты же можешь, ты хороший, ты умный!»

           Каждый вечер, перед сном, посвятите маленькому ребенку 15 – 20 минут. Принадлежите ребенку безраздельно. Пусть это время будет островком счастья. Для вас обоих. Уметь любить маленького человека – это значит много думать, переживать, отказываться от привычек, предрассудков. Учиться любить и уважать своего ребенка – значит учиться любить и уважать самого себя.

Дела семейные

Песня на ночь

        Успокаивающий, мелодичный ритм колыбельных песен действует умиротворяющее и укрепляет единое пространство малыша и мамы.

         Раньше колыбельные пелись не только для того, чтобы ребенок уснул, но и для того, чтобы передать ему  историю всей семьи или рода. Колыбельные песни защищают, укрепляют внутренний хрупкий мир малыша и мамы.

         Нынешний ребенок чувствует себя очень беззащитным, поскольку от внешних атак – телевизор, громкая музыка, посещение магазина, раздраженные родители – получает только отрицательную энергию. Следует помнить, что душа ребенка – пустой сосуд, и только от нас зависит, чем он будет наполнен. Сегодняшнему ребенку надо помогать.

          Ведь главное для малыша – любовь, радость, связь с мамой, что формирует доверие к миру.  В метком русском языке есть пословица:  «Не от еды  дитя растет, а от радости».

          Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте. А мы добавим: и языкового развития в самом раннем возрасте.

          Для исполнения колыбельной маме совершенно не обязательно иметь хороший вокал. Звук материнского голоса для малыша – это проводник, связь с остальным миром  (а что же он слышал, пока жил внутри мамы?).

Дела семейные

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

           Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать

             

          Часто мы, родители и воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. Я  знаю девочку, которая уходила в глухой уголок сада и тихо плакала, когда отец приходил с работы угрюмый и неразговорчивый, а мать каждым словом пыталась угодить ему. Сердце ребенка разрывалось от обиды на отца и чувства сострадания к матери…

          Но это лишь первые, поверхностные черточки человеческих отношений, которые познает ребенок. А что происходит в детском сердце в тот момент,

когда из случайно брошенного слова, из спора между матерью и отцом маленький человек узнает, что отец и мать не любят друг друга и разошлись бы, но их связывает  ребенок?

*  *  *

            Охраняя детей от огорчений, нелегких и грустных событий взрослого мира, мы говорим: мальчику это еще рано знать, это еще не его ума дело. Но, «выкованная» нами броня постепенно может превратить детское сердце в кусок льда.

             Дети наши все более наполняются ироничностью к нам, к делам, которыми мы заняты, к нашей манере говорить, одеваться. Мы вкусно их кормили и поили, хорошо одевали, но сердце их не воспитывали и не заметили, когда оно стало обрастать оттенком снисходительного самодовольства.

             Конечно. Подростку необходимо идти в ногу со временим, знать вычислительную технику, основы наук, но прежде всего надо научиться жалеть мать, бабушку за нелегкость будничной круговерти, школьного товарища за нелепость и нескладность натуры, и так вот, постепенно, приготовлять сердце к сочувствию уже большим. Общим заботам и проблемам.

             Никакие компьютеры не приучат маленького человека любить Родину, если мы не будем воспитывать это благородное чувство. А воспитывать можно только приобщением к трудностям, к серьезным и сложным проявлениям жизни.

Раскаяние отца

                Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем думал я , сын: ты подошел ко мне, я продолжал читать, ты робко, с болью во взгляде стоял возле меня с болью во взгляде, ожидая, когда я уделю тебе минуты внимания. Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты отошел и в нерешительности остановился у двери… «Что тебе нужно?» - резко спросил я.

                Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в тое сердце и, которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками.

                Так  вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужас, тошнотворных страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал от тебя слишком многого и мерил тебя меркой своих собственных лет.

                А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ну что другое имеет  сегодня значение, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

«А я хочу!..»

              Наверное, с такой проблемой сталкивались почти все мамы – это раздражающие любого родителя слова: «А я хочу!» или «А я не хочу!»

              Однако, если быть до конца честным с собой, то именно  «я хочу» и «я не хочу» управляет жизнью каждого человека, просто не каждый сможет в этом признаться. Дети же, особенно маленькие, очень непосредственны и намного откровеннее взрослых. Вспомните сое детство и постарайтесь не рассматривать желание вашего малыша с бытовых позиций.

              Чаще всего взрослые сами провоцируют конфликтные ситуации. Вот самая обычная: мама идет в магазин вместе со своим чадом. Действительно, порой с крохой некому побыть. Но, если есть возможность оставить ребенка с бабушкой, папой, старшим братиком или сестричкой, воспользуйтесь ею, и вы избежите не совсем приятных для ас моментов.

              Ну, если все же идете вы вместе, то попробуйте по дороге рассказать вашему маленькому спутнику, что конкретно надо купить, и попросите его помочь вам. Увидите, как старательно малыш будет выбирать яблоки или с удовольствием поможет донести до кассы буханку хлеба. Главное, общайтесь и попробуйте заинтересовать ребенка самим процессом покупки.

               Конечно, дети с большим удовольствием будут выбирать конфеты в ярких обертках, чем морковку или свеклу. И если все-таки внимание полностью поглотили сладости, то не будьте столь категоричны, разрешите малышу выбрать конфетку, причем не только себе, но и маме. Папе, дедушке. Бабушке, братику или сестричке, и пусть эти подарки он сам несет домой. Не многие смогут отказаться от такого предложения.

              В неудобное положение можно попасть и не по своей воле. Например, в общественном транспорте какая-нибудь молодая мама начинает угощать своего сынишку яблоком и  ваш малыш тянется за тем, что ему не предназначено. В этом случае конфликт спровоцирован извне. Хорошо если у вас найдется достойный заменитель.  Перед тем, как отправляться с ребенком на улицу, положите в карман любимую конфету или печенье – и будете готовы к таким ситуациям.

              Все, конечно, предусмотреть невозможно. В таком случае не оставляйте ребенка без внимания! Можно поиграть с ним в простые развивающие игры. Чем младше, тем проще, конечно. Например, называйте по очереди, что может быть круглым (часы, колесо, бублик…) или какие знаете деревья, овощи, животных.

              Помните, конфликт можно предотвратить, но от вас потребуются мудрость, терпение и понимание.

     

Семь «НЕ» родителям

               К негативным советам типа «не стой под грузом» или «не влезай – убьет» мы дано привыкли и на них не реагируем. И все же, прекрасно понимая это, мы ловим себя на слове «не». Дело в том, что заочные рекомендации обычно носят слишком общий характер, чтобы восприниматься как руководство к действию. А вполне конкретные советы можно лишь дать, лишь познакомившись с детьми, родителями и ситуацией.

              Итак, ребенок увлекся каким-то делом. Вам очень хочется , чтобы так и продолжалось. Что делать?

1.     НЕ К РИТИКОВАТЬ.

         Во-первых, дать грамотную, профессиональную критику не так просто, как вам  кажется (не говоря уж о том, что критика вообще самый дешевый способ самоутверждения).

         Во-вторых, дети ждут от вас другого – понимания, участия, одобрения – и, право, не стоит обманывать их ожиданий. Сейчас вы критикуете их, а через несколько лет они начнут критиковать Вас, и плохи будут дела у тех, кому нечего этой критике противопоставить. Если уж так хочется покритиковать, сделайте это в неявной форме: «Мне твоя предыдущая работа нравится больше».

2.      НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ

         Любовь к труду, как и всякая любовь, несовместима с насилием. Никогда ни один ребенок не делает ни одного дела до конца на первоначальном энтузиазме. Взлеты и падения интереса к делу неизбежны. Имейте терпение их хотя бы не замечать, если не можете вмешаться тактично: принести литературу по теме, купить новый инструмент, материал и т.д.

3.       НЕ УКОРЯТЬ

          Наверняка кто-то из друзей и знакомых вашего ребенка делает что-то лучше, быстрее, красивее. Ну и что? Вы же не очень переживаете по поводу таких людей в вашем окружении?

          Кстати, этот совет «с точностью до наоборот» применим в обратной ситуации: вам нужно отвадить от дома нежелательного приятеля. Найдите в нем какую-нибудь хорошую черту, нехарактерную для вашего ребенка, и все время приводите ее в пример. Нет такой черты - придумайте. Если ваш сын будет регулярно слышать: «Юра-то, наверное, руки лучше моет» или «Юра-то обувь, наверное,  не швыряет» и т. д.

4.       НЕ УПРЕКАТЬ

          Воспитание посредством упреков, в том числе и в неблагодарности, всегда было показателем родительской беспомощности и имело обратный результат. Бабушка, слишком часто вспоминающая, как она в войну лебеду ела, рискует однажды нарваться на слова: «Ну, давай сюда свою вонючую лебеду и отвали-и»

5.      НЕ ФОРСИРОВАТЬ

         В творчестве у каждого свой путь и скорость передвижения. Если дочь спрашивает: «Мама, что тебе связать в подарок?», отвечайте лучше: «Что хочешь». Придумывая задание, вы можете не рассчитать ее силы.

6.      НЕ БОРОТЬСЯ

         Ребенок мечется: начинает – бросает, начинает другое – и опять бросает. Это не всегда плохо. Так же как стабильность – не всегда хорошо. Метания могут говорить о высоком творческом потенциале, а стабильность – о пассивности натуры. Ситуацию можно немного прояснить в разговорах с преподавателями. Если вы от многих услышите6 «Жаль, что бросил, у него очень хорошо получалось», -с очень большой вероятностью вас ждет тяжкий крест родителя молодого дарования.

  1. НЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ

Никогда ни при каких обстоятельствах не употреблять выражений « с твоими – то способностями», как и «с твоей-то внешностью» или « таким-то ростом».

Это удар ниже пояса. Даже одна случайно брошенная фраза может надолго сделать ребенка морально калекой. Если бы это было не так, « комплекс полноценности» встречался бы столь же часто, как и комплекс неполноценности.

            В фильме «Чародеи» Виторган учил Абдулова проходить сквозь стены! Напоминаю:

      Видеть цель.

      Верить в себя.

      Не бояться трудности!

Совет хорош соей универсальностью. Годится он и для нас с вами.

Готовим ребенка к школе

          Для того, чтобы помочь  ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу подготовки к школе и не полениться позаниматься с ребенком.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание:

-  развитие общего кругозора (лучший способ расширить горизонт познаний  (беседы «о жизни», чтение книг и их осуждение);

-   изучение букв цифр, геометрических фигур и цветов. Понятий право – лево, большой – маленький, широкий – узкий и т.д.;

-    по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);

-   обязательное развитие мелкой моторики, т.е. занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо для развития умения писать, как и для развития речи (побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек. Зубочисток. Из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;

-    тренировка памяти (заучивание стишков и песен);

-  тренировка умения анализировать, классифицировать (попросите ребенка структурировать историю,  выявить, что случилось сначала, что потом это умение устанавливать причинно - следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому – либо признаку).

             Помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:

-   обладать коммуникативными и социальными навыками (уметь общаться, понимать и, главное, применять в повседневной жизни морально – нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет);

-     не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;  

-     уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии или, напротив, излишней  боязливости и робости;

-     осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;

-     уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина, и понимать ее необходимость;

-     иметь положительную мотивацию, желание учиться;

-  уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно  собирать свой портфель и следить за выполнением своих домашних заданий: если вы с первого класса возьмете эти обязанности на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);

-      иметь позитивное отношение к самому себе.

            Помимо готовности головы не менее важна и готовность тела:   нагрузка на иммунитет первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением  1-й класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения, свежий воздух, полноценное питание.

           

            И помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, чтобы ни происходило в школе.

           

Учимся  читать

          Возможности детского интеллекта поразительны. В полтора – два года ребенок начинает говорить и способен запоминать в день до десятка слов.

          Хорошо к этому времени иметь рассыпную азбуку из объемных букв, а лучше – два набора азбуки и цифры. Различные по цвету и виду буквы нужны для того, чтобы быстрее происходило абстрагирование от формы и цвета. По одной – две буквы будете показывать ребенку, правильно называя, и дать ему  руки.

          В свободное время с малышом можно поиграть. Показывайте ему предметы или игрушки   вперемешку с буквами, а он будет их называть. Потом он показывает игрушки и буквы, а вы называете их. Иногда вы говорите «не знаю», «забыл», называете неправильно. Малыш с великим удовольствием поможет вам. Он беспредельно рад тому, что сам знает и вас научит.

         К трем годам человек может уже знать все буквы и даже цифры. Но этот срок не жесткий: плюс – минус год. Здесь искусственное форсирование, и тем более насилие или натаскивание недопустимы. Тут приемлема только игра, причем интересная.

         В это время карапуз начинает сознательно знакомиться с иллюстрированными книжками, рассматривает рисунки, буквы, сам пытается рисовать буквы, учится их называть. Теперь можно учить его складывать из букв слоги и читать их: МА, БА и так далее. Можно «собирать» из слогов и простейшие слова6 МА-МА,ПА-ПА, БА-БА.

         Дети могут составлять и читать слова вверх ногами. Но, это лишняя «переинформированность», и ее надо вовремя заметить и избежать. При чтении от этого особого вреда нет, но при письме такое умение ни к чему.  Поиграйте в игру «поставь правильно букву» или «покажи ее личико». Тогда буквы – перевертыши быстро исчезнут.

         Ребята могут играть с буквами и словами не только со взрослыми. Но и друг с другом, это для них тоже интересно.

         Главное, помните, что с начала мы учим звуки: «КЭ, СЭ РЭ», а не названия букв (КА,ЭС,ЭР и т.д.). Если вы будете учить ребенка названиям, ему будет трудно складывать буквы в слоги и учить читать. И еще. Связывайте буквы с картинками, например: «Какая буква у котенка? – Буква КЭ».

Учитесь, играя.

Анкета для родителей

Фамилия И.О.__________________________________________

Есть ли у вас дома животные и с какой целью приобретены?_________

Просит ли ребенок  приобрести животное?________________________

Что мешает Вам сделать это? (трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите обременять себя лишними заботами?__________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Проявляет ли интерес к животным на улице?______________________

Если ребенок принесет бездомное животное домой, как Вы поступите?

_____________________________________________________________

Если при вас ребенок поступит с животным жестоко, Ваша реакция?

_____________________________________________________________

Позволяете Вы смотреть фильмы ужасов? Какая реакция на них у реб.?

_____________________________________________________________

Какие человеческие качества для Вас выступают наиболее ценными и важными?_________________________________________________________________________________________________________________

Какие личностные качества Вы хотели бы видеть у своего ребенка, когда  он вырастет?____________________________________________

_____________________________________________________________

ТВОРЧЕСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человек, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Основные условия успешного развития творческих способностей:

*     Представление ребенку свободы в выборе деятельности.

*     Создание обстановки, опережающей развитие детей.

*     Умная, доброжелательная помощь взрослых.

*     Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми.

*   Самостоятельное решение ребенком задач без предварительного         обучения

*     Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

Методы и приемы 

развития творческих способностей:

-  методы работы в условиях сенсорной комнаты, где специальное техническое оборудование стимулирует развитие ведущих анализаторов – слуховой. Зрительной, обонятельной, тактильной; создает световые, звуковые, тактильные эффекты для работы с различными игровыми и визуальными образами.

СКЛЕИВАНИЕ – детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

АНАЛОГИИ – разнообразные предметы, не имеющие строго заданной  формы (облака, каракули), которые ассоциируются со сходными реальными предметами.

ПРЕУВЕПИЧЕНИЕ И ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ – рассказ о каком-то событии, с преувеличением одного и уменьшением другого.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ – умение подметить и выделить главное.

ТИПИЗАЦИЯ (в художественном творчестве) сходных предметов – определить типичные по какому-либо признаку.

СКАЗКОТЕРАПИЯ – метод работы с метафорой, использующий  сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

АРТТЕХНОЛОГИИ

           В.Т.Кудрявцева и В.Синельникова выделили следующие универсальные креативные способности:

Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта. До того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать ее в систему строгих логических категорий.

 Умение видеть целое раньше частей.

Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создать условия, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности  «поведения» предметов в этих условиях.

Воображение

Воображение – это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.

               

Виды воображений

Воссоздающее – это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют вспоминающим или репродуктивным.

Творческое – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».

Неуправляемое – это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в осенний лес»

Это занятие поможет воспитателю совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии....

Конспект комплексного занятия в старшей группе.Тема «Прогулка в зимний лес».

Занятие затрагивает такие образовательные обасти как развитие речи, математику, конструирование  и ознакомление с окружающим миром....

Комплексное занятие в старшей группе "Прогулка в зимний лес"

Комплексное занятие "Прогулка в зимний лес" в старшей группе....

Конспект комплексного занятия в старшей группе "Зимние виды спорта"

Конспект комплексного занятия в старшей группе "Зимние виды спорта"...

Комплексное занятие в старшей группе. Тема «Зимняя прогулка».

Цель:Развивать слуховое и речевое внимание, артикуляцию, фонематическое восприятие.Задачи: Закреплять чувство ритма и темпа, пространственную ориентацию, умение согласовывать движения с музыкой и слов...