ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи на тему

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teatr.igram_.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                  Воспитатель

Халяпина Ирина Александровна

Первомайский  2012

         Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития, по словам О.В. Акуловой, «…рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей».

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

        Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Своевременное и полноценное овладение речью  является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

        Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций:

- коммуникативную;

-  познавательную;

- экспрессивную;

- исследовательскую;

- планирующую.

        Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

        Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:

 - развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи ;

- ознакомление с художественной литературой;

 - подготовка детей к обучению грамоте.

        Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

        Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную  с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

        Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи;

        Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

 -исполнение от лица персонажа;

         Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

        В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер»).
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

        В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

         В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

        Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома -  частокол

Тук-тук  - дверь открой

Заходите, я не злой

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.        Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

        При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

        Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

         При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

        При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «гуси – гуси», «Два мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией.  Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть.  Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые  воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.  

Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников

Развитие речи дошкольника-одна изосновных задач воспитателя. Вот как я это использую в своей работе....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

«Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников»

Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, по...