"Мы гостей встречаем,хлебом величаем"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Спиридонова Светлана Германовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Образовательные области:"Социализация","Труд","Познание" ."Коммуникация."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_dlya_sayta.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

ГБДОУ №120 Фрунзенского района г. Санкт- Петербург.

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности

                    Тема «Мы гостей встречаем, хлебом величаем»

Воспитатель: Спиридонова Светлана Германовна

Задачи:

1.Воспитание  у детей интереса к народным традициям.

2.Закрепление знаний о правилах приёма гостей, умение использовать различные формы приветствия: словом, жестом, мимикой, употребление различных форм приглашения.

3.Закрепление  у детей знаний и навыков культуры поведения, общения с людьми.

4.Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения  поддерживать беседу, рассуждать.

5.Активизация и обогащение словаря детей за счёт использования пословиц, новых слов: исстари, метать, милости просим, любезности.

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим;  учить детей добру, дружбе, уважать старших.

Предварительная работа:

Беседы с детьми, чтение художественной литературы «Хорошие манеры», разыгрывание этюдов: «Дружная семья», «Возьми и передай», «Золотой дождь», «Ласка», изучение правил поведения «Уроки этикета».

Материалы:

Рушник с хлебом, солью.

Посуда к чаю, самовар.

Одежда для хозяйки и хозяина.

Конверты с индивидуальными заданиями.

Картонки, скатерть на стол, салфетки.

Жетоны, расположенные на столе и полу (полукругом).

Магнитофон, кассеты.

Ход:

Воспитатель: Дети возьмите жетончики  под музыку подойдите к стульям, возьмите их и поставьте его около жетона того же цвета, что и в руке. Сами  встаньте за спинкой стула. Помните наш девиз: «Ловкость - бесшумна».

Дети выполняют.

Воспитатель: - Молодцы! А у нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

Дети: - Здравствуйте.

 Воспитатель: - А как мы ещё можем поздороваться, но не словами?

Мальчики делают кивок головой, а девочки реверанс.

Воспитатель: - Наши гости – это наши друзья, как мы приветствуем, друг друга, если он находится далеко?

Дети машут руками.

Воспитатель: - Молодцы, спасибо, садитесь. А теперь поприветствуем дуг друга

Дети улыбаются друг другу, берут соседа за руки, пожимают руки друг друга.

Воспитатель: - Очень хорошо, вот какая у нас дружная семья.

Воспитатель: - Вы знаете  ребята, что  хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничной, черный - из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи. Показ детям колосьев ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки — колоски, а рядом — изображения пакетов с мукой).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Сюрпризный момент: Стук в дверь.

Воспитатель: - Ой, кто-то ещё к нам стучится. Кто же это может быть?

Дети делают предположение.

 Воспитатель: - Давайте пригласим войти.

Дети: - Входите, пожалуйста, добро пожаловать, будьте любезны, входите, милости просим .

В группу входит девочка – Вежливинка (из другой группы).

Вежливинка: Здравствуйте ребята, я слышала, что вы сегодня здесь интересно играете, мне дома стало скучно, вот я и пришла к вам в гости.

Извините, что без приглашения.

Выходит хозяин и хозяйка, с хлебом – солью подходят к Вежливинке.

Хозяин и хозяйка:

- «Хлебом солью, мы гостей встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём…»

Вежливинка принимает хлеб – солью.

Вежливинка: - «Спасибо хозяюшка» ставит хлеб соль на стол.

- А почему вы так встречаете гостей?

Хозяин: - « Так исстари русские люди  встречали гостей – это традиция»

 Вежливинка: - А почему хлеб солью?.

Хозяюшка: - Хлеб соль на Руси считалась главной едой, они были на  любом столе. И в русском языке есть много пословиц о хлебе с солью

Воспитатель: - Дети, а вы знаете эти пословицы?

  1. «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

  1. «Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой».
  2. «На хлебе, на соли, да на добром слове».
  3. «Без соли, без хлеба — худа беседа».
  4. «Соли не жалей, так и есть веселей».
  5. «Без хлеба не сытно, без соли не сладко».
  6. «Соли нету, так и слова нету».
  7. «В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью».
  8. «Хлеб-соль разбойника побеждает».  

  Вежливинка: А я и не слышала такие пословицы. Вы молодцы много знаете пословиц. Знаете, ребята, пока я к вам ехала я столкнулась вот с какой

ситуацией. Мальчик школьник сидел около окна, в автобус вошла старушка, она встала рядом с мальчиком потому, что свободных мест не было. Мальчик продолжал сидеть, как ни в чём не бывало. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Дети:  -«Я уступлю место, ведь бабушка старенькая и у неё больные ноги».

Ответы других детей.

 Воспитатель: Как вам понравилось стихотворение? Какие здесь слова волшебные? Ответы детей: Извините, разрешите, спасибо. Не забывайте их говорить, тогда  у вас не будет неприятностей ни в автобусе, ни дома, ни на улице.

Хозяин: - «Ну, что? Соловья баснями не кормят. Эй,  хозяйка, что в печи, то на стол мечи».

Звучит музыка. Физкультминутка.

Воспитатель: - Выходите, вставайте в круг, Это наш стол. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Дети: Мы  на стол поставим чайник        

  Самовар, тарелки, чашки

   Будем всех мы угощать

   Дорогих гостей встречать».

Имитационные движения:

«Чайник»- одна рука на поясе, другая в стороны вверх.

«Самовар» - обе руки на поясе, щёки надуты

«Чашки» - ноги в стороны, руки в стороны вверх

«Тарелки» - кружатся вокруг себя, руки в стороны.

Воспитатель:- Молодцы! А теперь подойдите к нашему волшебному дереву, возьмите свой конвертик, сядьте за столы и выполните задание, которое вам приготовила Вежливинка.

Дети выполняют задание, а хозяин с хозяйкой накрывают на столы.

Вежливинка наблюдает за детьми, поочерёдно подходит к детям вместе с воспитателем, задаёт вопросы.

Воспитатель:- Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь подойдите к гостям покажите им, что у вас получилось.

 Хозяюшка: « Милости просим к столу, чем богаты, тем и рады».Тогда дети подходят к столу и замечают неполадки, которые тут же исправляют.

Мальчики помогают девочкам сесть, садятся сами.

Хозяюшка: « Сверху пар, снизу пар, кипит наш русский самовар. Милости просим на чашечку чая!»

Вот так мы живём, пряники жуём, чаем запиваем, гостей угощаем.

Хозяин с хозяйкой обходят гостей и угощают.

Воспитатель:- Ну, что вам понравилась наша встреча, давайте скажем всем спасибо, попрощаемся с нашими гостями.

Дети говорят «До свидания».

В дальнейшем закрепляем полученные  знания и умения в сюжетно – ролевых играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Масленницу величаем!"

Знакомство с русским-народным обрядовым творчеством....

Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"

Выступление-презентация  педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....

Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.

Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания.  Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей...

Опыт семейного воспитания "Ваше величие,здоровье"

В статье описан опыт работы по теме: здоровье....

Памятка для родителей "Величие небольших различий"

Из опыты работы по гендерному воспитанию дошкольников....

Величие небольших различий

Величие небольших различий  (мальчик, девочка)(памятка для родителей) ·       Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.·...