Главные вкладки

    Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Войнова Наталья Николаевна

    Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskiy_material.docx23.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практический материал.

    Речевые игры и упражнения.

    1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

    Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

    «На болоте стоит пень,

    Шевелиться ему лень.

    Шея не ворочается.

    А посмеяться хочется!»

    « -Был сапожник? - Был!

    - Шил сапожник? – Шил!

    - Для кого сапожки?

    - Для соседской кошки!»

     

    «- Кошка, как тебя зовут?

    - Мяу!

    - Стережёшь ты мышку тут?

    - Мяу!

    - Мяу! Хочешь молока?

    - Мяу!

    - А в товарищи щенка?

    - Фрр!!!»

    2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).                                                        

    Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

       Ход: «Мы бродили тёмным бором,

                 Мы спросили дружно хором:

                - Дома ль бабушка Яга?

                  Лес ответил нам:

                 - Ага!»

    Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –  

    «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»    

                                            

    3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

           Ход: «Едем, едем на тележке,

                   Собирать в лесу орешки,

                   Скрип, скрип, скрип,

                   Скрип, скрип, скрип.

                   Листья шуршат - ш-ш-ш,

                   Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

                   Белка на ветке

                   Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

                   Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

                   Долго-долго ехали,

                  Наконец, приехали!»

    4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

    Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

    С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

    До краёв наполнил большую глубокую лужу

    («бульканье» низкими звуками).

    Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

    И дальше побежал («бульканье»)

    Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

    И букашки (з-з-з)

    Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

    И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

    Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

    Вот и пришла весна!»

    Этюды на выражение основных эмоций.

    1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

    Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

    2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

    Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

    Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

    3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

    Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

    4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

    Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

     - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.

       

           Этюды на воспроизведение черт характера.

    1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

    Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

    «Жил на свете старичок

    Маленького роста,

    И смеялся старичок

    Чрезвычайно просто:

    Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

    Хи-хи-хи, да бух-бух!

    Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

    Динь-динь-динь,

    Да трюх-трюх!

    Раз, увидев паучка,

    Страшно испугался

    Но, схватившись за бока,

    Громко рассмеялся:

    Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

    Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

    Ги-ги-ги, да га-га-га,

    Го-го-го, да буль-буль!

     

    А увидев стрекозу,

    Страшно рассердился,

    Но от смеха на траву

    Так и повалился:

     

    Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

    Го-го-го, да бах-бах,

    Ой, ребята! Не могу!

    Ой, ребята! Ах, ах!  

                    

    2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

    Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

    «Жадный пёс дрова принёс,

    Воды наносил, тесто замесил,

    Пирогов напёк, спрятал в уголок,

    И съел сам – гам, гам, гам!»

    Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

    3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

    Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

    «Прямо в комнатную дверь,

    Проникает хищный зверь!

    У него торчат клыки

    И усы топорщатся-

    У него горят зрачки-

    Испугаться хочется!

    Может это львица?

    Может выть волчица?

    Глупый мальчик крикнул:

    - Рысь!!

    Храбрый мальчик крикнул:

    - Брысь!»

    4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

    Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

    Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

    Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

                        Игры на развитие внимания.

    1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

    2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

    Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

    3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Развивать активное внимание.

     Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

     Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

    Ход: Водящий:

    Тише, мыши,

    Кот на крыше,

    А котята ещё выше!

    Раз, два, три, четыре, пять,-

    С этих пор пора молчать!

    Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.

                               Игры на развитие памяти.

    1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Развивать моторно-слуховую память.

    Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

    Каждый должен запомнить своё место.

    Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек  и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.                           

    2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Развивать моторно-слуховую память.

    Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

    Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

    3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать внимание и память.

    Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

    4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).               

    Цель: Развивать наблюдательность и память.

    Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

    Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

     

                      Этюды на выразительность жестов.

    1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

    Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

    Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

    Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

    2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

    3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

    Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

    4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

    Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

    1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

    Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. 

    Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

    2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

    Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

    Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

    1) «Таня собирает грибы в лесу».

     Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

     2) «Олег плавает под водой».

    Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

    3) «Катя попала под дождь».

    Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

    3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

    Игра продолжается.

    4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

    Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

    Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

    Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

             Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

    Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....

    Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

    Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста.

    Внимание- это психическая деятельность, которая направлена и сосредоточена на определенный объект, что предполагает повышение уровня интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности.Внимание- оче...

    Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

    Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....