занятие по познавательному развитию "Всякое дело - человеком славится"
методическая разработка по развитию речи на тему

некрасова наталья константиновна

Цель:  Закреплять знания  детей о изделиях  декоративно-прикладного           искусства. Воспитывать  у детей  интерес  к  народному творчеству, уважение к  труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию. Развивать  эстетическое восприятие  предметов народных  промыслов, учить видеть их красоту. Обратить  внимание детей  на тесную связь  декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного  творчества. Обогащать словарь детей словами по теме  занятия:  квасница, ставец, ковш, ендова, братина, прялка, кудель.

Оснащение:  Изделия народных промыслов- различная  посуда, предметы обихода, сувениры.  Иллюстрации  изделий декоративно-прикладного  искусства.

Ход занятия:  Группа оформлена в стиле народной избы.  В горнице  сидит хозяйка,

одетая  в  русский народный костюм, и поёт  русскую народную песню  «Ой, мороз, мороз…»

Воспитатель:  Что я вижу! Что за  диво! Сколько радости вокруг!

                           Правда,  дети, тут красиво?  Аж захватывает дух!

Здравствуй,  хозяюшка, встречай  гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу.  У меня изба просторная,

светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня игрушки да посуда собраны. Они не  простые. Их сделали русские-  мастера  умельцы.

Посмотрите!  Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб  поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб  ввести нас в мир России, мир преданий  и  добра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Всякое дело – человеком славится»

Цель:  Закреплять знания  детей о изделиях  декоративно-прикладного           искусства. Воспитывать  у детей  интерес  к  народному творчеству, уважение к  труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию. Развивать  эстетическое восприятие  предметов народных  промыслов, учить видеть их красоту. Обратить  внимание детей  на тесную связь  декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного  творчества. Обогащать словарь детей словами по теме  занятия:  квасница, ставец, ковш, ендова, братина, прялка, кудель.

Оснащение:  Изделия народных промыслов- различная  посуда, предметы обихода, сувениры.  Иллюстрации  изделий декоративно-прикладного  искусства.

Ход занятия:  Группа оформлена в стиле народной избы.  В горнице  сидит хозяйка,

одетая  в  русский народный костюм, и поёт  русскую народную песню  «Ой, мороз, мороз…»

Воспитатель:  Что я вижу! Что за  диво! Сколько радости вокруг!

                           Правда,  дети, тут красиво?  Аж захватывает дух!

Здравствуй,  хозяюшка, встречай  гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу.  У меня изба просторная,

светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня игрушки да посуда собраны. Они не  простые. Их сделали русские-  мастера  умельцы.

Посмотрите!  Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб  поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб  ввести нас в мир России, мир преданий  и  добра.

Чтоб сказать, что  есть в России чудо- люди – мастера!

(звучит  фонограмма русской народной песни  «Камаренская»)

Хозяюшка: Ребятки, вы  очень любите играть с игрушками?  Посмотрите, сколько

сказочных игрушек стоит  у меня  на полочке.  Здесь  собраны игрушки разных промыслов. Русский народ богат своей  любовью  - к родной  земле, к своим детям.  Вот для них и придумывали народные мастера  всякие игрушки да забавы. И  делали их из разных материалов: и из глины,  и из дерева, и из ткани женщины кукол мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали.  Больше всего любили делать забавные  фигурки  животных и птиц ( показ иллюстраций и  поделок). Фигурки птиц и  коней  имеют в русской культуре особое  значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в  славянском фольклоре – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от тёмных сил. Вот эти  игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берёт мастер липовую чурку, приглядывается  к ней внимательно, словно прикидывает  что-то. А потом вырезает острым ножом круглые  ушки и короткий нос, в середине  - мохнатый живот,  внизу –толстые медвежьи лапы.  Вот и  готов Михаил Потапыч  -людям на  забаву.  А вот  тут мишка с мужиком вместе дрова  пилят.  Такую хитрость  придумали Богородские мастера, что  игрушки их двигаться  умеют: потянешь за две планочки  - и вот  медведь дрова  рубит. Здесь мужик с медведем в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки,  правда?

           А  теперь угадайте,  только эту загадку до конца дослушайте  она  вам о  многом расскажет:

Ростом  разные подружки, не похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,  а  всего  одна игрушка.

Правильно,  самыми любимыми  игрушками в народе,  у детей были матрёшки. Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части,  а в ней оказывается ещё одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Посмотрите,  какие  яркие и нарядные игрушки, как они называются? Это дымковские игрушки,  их делают в селе Дымково  рядом с русским городом вяткой.  Игрушки эти керамические, они сделаны из глины. Превращали мастера глину в  весёлые игрушки.  Сначала  лепили  они фигурку. Потом подсушивали её и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.  Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается от того,  что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Посмотрите,  сколько здесь разной посуды. Какую посуду  вы видите? Да, здесь  есть и чашки с блюдцами, и  вазы для фруктов и  цветов, и подносы,  и чайники. А  вот красивая квасница.  В старину в них хранили квас, поэтому и название такое «квасница». А сделана она из  глины. Также в старину из глины лепили и другую посуду. Например- чашки. Большую называли – «ставец».  Но есть и другие  красивые предметы,  которые  вырезали из  дерева и расписывали яркими красками.  Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.

«Братина» - русский шаровидный сосуд из меди, дерева, серебра, золота. Из неё  на братчинных пирах (на всю братию) разливали напитки  по чашам для питья  вкруговую. Также  она использовалась  как большая общая чаша  для питья и еды.

«Ендова»  -  деревянный  или  металлический древнерусский сосуд ладьевидной  формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употребляющийся  для разлива напитков на пирах.

«Ковш» - широкий открытый сосуд с  ручкой для зачерпывания жидкости.

(звучит фонограмма  мелодии р.н.  песни «Колокольчики мои»)

А теперь посмотрите сюда.  Какие красивые, яркие подносы. А попали они к нам  из  Жостова. Интересное какое название. А  что  оно означает, вы не скажите мне, дети?  «Жесть», «железо». Ведь подносы эти сделаны  из железа.  Посмотрите, ребята, среди этих подносов нет одинаковых.  Все они расписаны по-разному.  Как вы  думаете, почему?  Правильно, потому что мастера, пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по-разному их сочетают.

А здесь, ребята, вы можете  увидеть старинную прялку. Раньше  такие прялки стояли в каждой избе. Долгими  зимними вечерами русские женщины пряли с их  помощью  шерсть. Шерсть, ребятки, сворачивали (называли «куделя») и привязывали к прялке. А вот в маленьком старинном городке Городец умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их  тонкой резьбой, чтобы весело  было прясть,  чтобы спорилась  работа прях.   Когда спрос на прялки упал. Городецкие мастера стали делать  детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписанные панно, блюда, тарелки.  

                Есть на Волге город  древний, по названью  - Городец.        

Славится  на всю  Россию своей  росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко  красками горя.

Чудо-  птицы там  порхают, будто  в сказку нас  зовя.

Воспитатель: Милая, хозяюшка,  очень красиво у  тебя в горнице. Нам пора возвращаться, но обещаем что  скоро мы тебя навестим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Делаем дождик»

Эксперементирование - это интересно,особенно с разнообразными видами материала.Пена необычна в использовании, но очень привлекательна детям....

Конспект занятия по познавательному развитию: «Жизнь дана на добрые дела! Поможем бездомным животным»

В нашем детском саду проходил благотворительный сбор в помощь бездомным животным. Данный конспект занятия проводился с детьми на ознакомительном этапе....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «ДЕЛАЕМ ДОЖДИК»

Одна из плошадок "Часа творчеста", предназначенная для расширения представлений детей о погодных явлениях посредством экспериментирования....

Занятие по познавательному развитию «Кузнечное дело на Руси»

Цель: познакомить детей с кузнечным делом на Руси, дать понятие о металле, как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами металла; показать связь металла с его назн...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Как Таня боялась делать прививки»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группеТема: «Как Таня боялась делать прививки» Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни, осуществлять коррекци...

Занятие по познавательному развитию в средней группе "Из чего делают шерсть, мех"

Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получается шерстяные вещи; показать, как вяжут на спицах....