Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт на тему :»Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

                                                                                                                                 Джордано Бруно

     В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

      Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.                                                                                                                                                                                                                  

     По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».                                                                

     В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».                                                                                                                                      

     Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).                                                                

     Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.                                            

      В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.         Учеными-физиологами доказано,что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции,от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.Как отмечает М.М.Кольцова,есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же,как и  артикуляционный аппарат.С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.Так, на основе проведенных опытов  и обследования большего   количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы / Л.В. Фомина, 1971 /. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И.Исениной   / 1981 /.Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?                                              Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. "                                                                                                                                                                                                                            Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.                                                                                                                     Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.                                                                                                    

     Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.                                                                                                            

      Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту  работу по развитию мелкой моторики пальцев рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Влияние мануальных ,т. ручных действий на развитие мозга человека было известно  ещё в 11 веке до нашей эры в Китае,Японии и Индии.Древние специалисты утверждали,что игры с участием рук и пальцев(типа нашей"Сороки-белобоки"и других)приводят в гармоничные отношения тело и разум,поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.                                                                                                                            Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздаравливающую методику воздействия на руки.Он утверждал,чко пальцы наделены большим количеством рецепторов,посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.На кистях рук  расположенно множество акупунктурных точек,массируя которые можно воздействовать на внутренние органы,рефлекторно с ним связанные.                                                                                                                             По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили,что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга,массаж указательного-положительно воздействует на состояние желудка,безымянного-на печень,мизинца-на сердце.                                                                    

        В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.Регулярные упражнения с шарами улучшают память,умственнные способности,устраняют эмоциональное напряжение,улучшают дятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем,развивают координацию движений,силу и ловкость рук,поддерживают жизненный тонус.                                                                                                    В Японии для  достижения этих же целей широко используются   упражнения с грецкими орехами и шестигригранными карандашами.                                                                                        В Индии  существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук-это хасты и мудры(сложение пальцев рук определённым образом для замыкания опредлённы энергетических каналов для оздоровления организма).                                                            

   Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры"Ладушки","Сорока-белобока","Коза рогатая"и другие.Их значение до сих пор дстаточно не осмыслено взрослыми.Многие родители и педагоги видят в них развлекательное,а не развивающее воздейсивие.Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности,развитие речи.                                                    Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

        Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук .                                                                                                                                             Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

    Исходя из этого, я определила цель своей работы:развитие мелкой моторики пальцев и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.                                                                                                                                                   В своей работе я ставлю следующие задачи:                                                                                                            -улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;                                                                                                  

   -улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;                                                                                     -улучшить общую двигательную активность;                                                                                                            -   развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;                                                                                                                                  -создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.                                                                                                                                                                                   -содействовать нормализации речевой функции.                                                                                             Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:                                                                                                                  - совместная деятельность воспитателя с детьми;                                                                                   -индивидальная работа с детьми;                                                                                                                                               -самостоятельная деятельность самих детей;                                                                                                                              -работа с родителями.                                                                                                                                                         Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:                                                                                                                           -пальчиковый игротренинг;                                                                                                                        -массаж кистей рук ;                                                                                                                                               -пальчиковая гимнастика, физкультминутки;                                                                                       -пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;                                                                          -пальчиковый театр ;                                                                                                                                             -театр теней;                                                                                                                                                       -лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.);                                                                                                                                                                    -нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой,  и т. д.;                                                                                                                                  -конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО ;                                                                                                  -различные виды аппликаций;                                                                                                                    - развитие графической моторики;                                                                                                                   -рисование по трафаретам;                                                                                                                                  -штриховка ;                                                                                                                                                         -дорисовка (по принципу симметрии);                                                                                                     -лабиринты ;                                                                                                                                                               -графические диктанты;                                                                                                                                        -дидактические игры:шнуровка,игры с мелкими предметами,пазлы,мозаика;                                                                        Описание собственного опыта работы

Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.  При подборе игровых упражнений следует  таким принципам:

игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности( ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);

постепенное усложнение игрового материала, упражнений,идет от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр учитываются индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они усложняются.

Для достижения желаемого результата работа по развитию пальцевой моторики ведётся регулярно, выделив для этого время на занятиях  и в процессе режимных моментов.др.                                                                                                                                                                                                                                Одним из основных методов моей работы являются пальчиковые игры. Начиная с младшего возраста в  совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев рук. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.                                                                                                                Также детям предлагается массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков,бросового материала(ручкой,катушек из под ниток).                                               Оптимальным является использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.                                                                                                                      

        Для  формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки,пальчиковые игры,такие как:"Сорока-сорока...","Ладушки-ладушки...","Идет коза рогатая...","Пальчик-мальчик,где ты был?..","Этот пальчик дедушка..."и другие.                                                                                          Успехом пользуются и разнообразные упражнения без речевого сопроводения: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца. "Поздороваться" пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках.                                                                             «Человечек» -  указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает"  по столу.                                                                                                                                                «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а           указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.                                                                                                                   «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы").                                                                                                                         «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.                                                                                        «Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.                                                                                                                                                                   Также используются пальчиковые игры с речевым сопровождением.В них как бы отображается реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песено.                                                                                          Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые я разучиваю с детьми:

      Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Собака                                                                                                                                                                                  У собачки острый носик,                                                                                                                              Есть и шейка, есть и хвостик.                                                                                                                          Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе.Мизинец попеременно опускается и подимается.                                                                                                      Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».                                                                        Во время совместной и самостоятельной деятельности детей  используется пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа.Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Заяц и лиса» и др.                                                                                                                  Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики пальцев. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек,пластилинографию. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.                                                                                                              

    Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.                                                                                                                                                                                     Дети с удовольствием конструируют из бумаги различные поделки. Этот комплекс игр помогает дошкольнику узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Детикомкают листы белой бумаги, а затем обматывают их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: можно кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или простосвязав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

        Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос(«Волшебные полоски»), складывание корабликов, самолетиков и других фигурок («Оригами»).        Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, дошкольник начнет и сам мастерить игрушки.Благодаря этим играм развивается устойчивость внимания, особенно когда ребенок подражает взрослому: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали и воспроизвести их. Пальцы ребенка при выполнении работ с бумагой (например: сложи бумагу «гармошкой»)становятся гибкими, сильными.                                                                                                                                                            Обрывание бумаги по заранее проведенному контуру с удовольствие используется в аппликации.  Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.                                                                                        Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.фото

        В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки, с помощью кисти, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.                                                                                                                                              Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого испольуются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.                                                                                В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.Например,«Дорожки».Задание: проведи линию по центру дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие, прямые).Затем занятие можно усложнить («дорожки» узкие, извилистые). «Дорожки» могут быть горизонтальными и вертикальными.

 «Дождик». Задание: проведи прямые линии от каждой капельки до земли. С усложнением: проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

 «Штриховка».Задание: заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за ее контуры.         Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали,волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т. д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

 «Обведи рисунок».                                                                                                                       Задание: обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

«Клубочки».Задание: обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против нее. С усложнением:нарисуй клубочки самостоятельно.                                                                                      В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей  используется методика плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность.                                                                                                                              Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание паззл, нанизывание "бусинок"(крышка из под фломастеров) на шнурок.                                                                                                                  Еще один из приемов, который  используется в мвоей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.                                                                                                                                                                                   Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью прищепок), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).                                                                                                                                           Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.       В конце каждого года я проводила  итоговую диагностику                                          развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.                                                                                                                Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

После проведенной консультативной работы родители все были вовлечены в процесс работы с детьми.У каждого дома появились дидактические игры по развитию мелкой моторики пальцев рук.Заинтересовались изготовлением самодельных игр из бросового материала(киндер-сюрприз,крышки,пробки),с бельевыми пришепками,с пуговицами.Были придуманны"вкусные игры"смесь изюма разных сортов орехов разных по форме, цвету. Приобрели трафареты.                                 

                                   Заключение

Работая над развитием мелкой моторики пальцев рук у детей,я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась мелкая моторика пальцев  рук,а тем самым:внимание, мышление, наблюдательность. Совершенствовалась координация и точность движений руки и глаза, общая двигательная активность.                                                                                                  Таким образом, в результате проделанной  работы я пришла к такому выводу,что целенаправленная,систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речи,интеллектуальных способностей а самое главное-способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.И всё это готовит ребенка- дошкольника к успешному обучению в школе.

Используемая литература

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - N1.

Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста

        Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, набл...

Презентация "Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста"

Подборка простых и увлекательных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук  дошкольника. Разнообразные игры и пособия , используемые мною в работе , а также изготовленные свои...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....

Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Консультация для воспитателей на тему: «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...