перспективное планирование по развитию речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) по теме

Осипова Оксана Николаевна

перспективное планирование по развитию речи второй группы раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pperspektivnyy_plan_po_r.r1.doc509.32 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-югры

«Урайский специализированный Дом Ребенка»

Перспективный план по

познавательно- коммуникативной деятельности  во второй группе раннего возраста                    

                       

                                                                                            Составила:

 Воспитатель второй квалификационной

категории Осипова.О.Н.

Познавательно-коммуникативная деятельность

Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного

развития ребенка.

Введение в предметный мир предполагает:

  • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке);
  • развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.

Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира,
  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир людей, животных, растений), места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
  • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
  • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.                                                 Речь играет важную роль в умственном развитии детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т. е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.
  • Возникнув в результате общения ребенка со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную

главную функцию.

Через слово в основном происходит формирование различных

взаимоотношений маленького человека с окружающим: выраба1ывае1ся

послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается

умение считаться с интересами других детей. С развитием понимания и

самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более

понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой функции коры головного мозга — деятельности второй сигнальной системы, так как только ей присущи свойства обобщения.

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть следующие факторы:

  1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
  2.  Установление частого эмоционально—положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения педагога с детьми и детей между собой.
  3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет строится в двух направлениях: развитие понимания речи и развитие активной речи.

Задача воспитателя в области развития речи детей — помочь им в освоении разговорной речи.

Эта главная задача предполагает воспитание умений:        понимать

обращенную речь с опорой или без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли и чувства, используя речевые средства.

Решение основной задачи — развития разговорной речи детей — предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является индивидуальное общение со взрослым.

Основные направления в развитии понимания речи:

  • У детей первой подгруппы (от 1 года до 1 года 6 месяцев) расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой плато, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.
  • У детей второй подгруппы (от 1 года 6 месяцев до 2 лет) закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их).

Основные направления в развитии активной речи:

  • Детей от 1 года до 1 года до 6 месяцев продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова (дай мне, на и др.).
  • Детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели. Отдельных действий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2 — 3 слов.

К концу года дети раннего возраста должны уметь:

  • по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды;
  • понимать слова обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик);
  • понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия;
  • подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;
  • пополнять активный словарь названиями известных действии (спи, иди, упал);
  • показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).

Сентябрь. Лексическая тема: «Игрушки» - кукла, собачка, мишка, машина и др.

Задачи развития

Формы организации

образовательного

процесса

Организация среды

Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами. Закрепить связь слова с предметом.Учить показывать, где у куклы глаза, нос, руки, ноги. Развивать способность подражания звукососочетанию «ля-ля». Учить облегченным названиям (кукла - ляля).

Учить внимательно, слушать, воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки. Развивать кисть руки; учить соотносить движения со словом. Развивать понимание речи.

«Занятие с куклой».

«Кукла Катя поет и пляшет»

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент, внезапное появление игрушки

2.Рассматривание        игрушки.

3.Выполнение        разнообразных действий с куклой.

3.Стимуляция        активной речи детей.

4.Игра« Кукла Катя»

(Новоселова с.65-66).

Чтение потешки «Пальчик - мальчик». (худ слово).

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

2.Потешка        читается напевно, с выражением, голосом выделяются вопросы и ответы.

3.Повторяя потешку взрослый

Кукла. Использование

тсо.

Для игры: куклы. Художественный текст

Продолжать знакомить детей с окружающими предметами (игрушками), их особенностями. Учить пользоваться облегченными (лепетными) словами «ля-ля», «ав-ав». Учить узнавать предмет на картинке.

Развивать понимание речи, продолжать соотносить слово с предметом. Побуждать детей повторять слова: иди, упала. Закреплять умение пользоваться облегченными словами: ля-ля, ай-ай.

Учить заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, воспроизводить междометия- ох! Производить несложные игровые движения.

Продолжать знакомить с окружающими предметами (игрушками). Их особенностями. Учить пользоваться облегченными,

играет пальчиками детей. Новоселова с.79

Занятие с предметной картинкой «Куклой» (Собачкой) и соответствующей ей игрушкой.

Методические приемы:

  1. Показ предмета и непосредственный контакт с ним: «обследование».
  2. Показ картинки
  3. Сопоставление картинки и предмета
  4. Стимуляция активной речи детей.

Павлова с 126.

«Кукла Катя показывает детям свой наряд»

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент- появление куклы
  2. Рассматривание игрушки.
  3. Показ и выполнение разнообразных действий с куклой.
  4. Стимуляция активной речи детей.( Кто это? Вова, скажи ляле : иди)

Новоселова с.67-68

« Мишенька болен». ( Худ. слово)

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.Показ        игрушки с перечислением частей тела и лица, которые необходимо знать малышу в этом возрасте.

3Чтение художественного текста.

Борисенко с 16-17

Занятие с предметной картинкой „Мишка» («Машина») и соответствующей ей игрушкой.

Предметная картинка и соответствующая игрушка.

Кукла, кукольная одежда: платье, бант, туфельки.

Игрушечный мишка. Художественный текст

Игрушка и предметная картинка.

лепетными словами «би-би». Провести сопоставление игрушки и ее изображения на картинке. Учить узнавать предмет на картинке. Формировать понимание слова «картинка» на эмоционально- чувственной, ориентировочной основе как предмета несущего изображение.

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

  1. Показ картинки.
  2. Сопоставление картинки с предметом
  3. Стимуляция активной речи детей.

Павлова с 126.

Октябрь. Лексическая тема: «Кто как кричит» , «Игрушки» .

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

Продолжать знакомить детей с окружающими предметами ( игрушками) и их особенностями. Развивать речевой слух, учить подражать и самостоятельно употреблять звукосочетания и облегченные слова — ку-ка-ре-ку, ав- ав.

Учить внимательно, слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Установить с детьми эмоционально - положительный контакт и вызывать интерес к совместной с взрослым деятельности.

«Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка»

Методические приемы:

1 .Организовать игровую ситуацию.

2. Рассматривание игрушек и выполнение действий с игрушками.

3.Обеспечить личностно ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком.

  1. Самостоятельная деятельность ребенка с игрушками.
  2. Стимуляция активной речи.

Новоселова с68.

«Игрушки» (худ слово)

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

  1. Показ игрушек по одной с чтением соответствующей рифмовки.
  2. Стимуляция активной речи.

Игрушки - петушок, собачка.

Игрушки - петушок, кукла, кошка, собака.

Продолжать знакомить с окружающими предметами (игрушками), их особенностями. Учить пользоваться облегченными словами бом-бом, так-так, га-га. Провести сопоставление игрушки и ее изображения на картинке. Учить узнавать предмет на картинке и называть его. Понимать слово «картинка».

Выработать прочную связь между словом и предметом; проговаривать существительные, их обозначающие (облегченными словами); по просьбе взрослого выполнять различные действия с предметами. Развивать остроту слуха.

                                                         Учить внимательно слушать текст, воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, выполнять игровые движения в соответствии с текстом.

Продолжать знакомить с окружающими предметами (игрушками). Их особенностями. Учить пользоваться облегченными словами мяу-мяу, ко-ко. Провести

4. Создание игровой ситуации.

Борисенко с 17-18.

Занятие с двумя предметными картинками « Мяч, пирамидка» («уточка») и соответствующими игрушками.

Методические приемы:

  1. Создать игровую ситуацию.
  2. Показ предмета и непосредственный контакт с ним - обследование.
  3. Показ картинки.
  4. Сопоставление картинки и игрушки.
  5. выбор одной из двух картинок -Дай мне мяч. Где нарисована пирамидка? Павлова с 126-127.

«Кто кричит? Что делает?» Методические приемы:          1 Сюрпризный момент.    2.Показ предмета-игрушки и непосредственный контакт с ним ( возьми кошечку, покажи как она прыгает, лакает молочко и т.п.)    3Стимуляция активной речи детей.                                Новоселова с 69.

« Дождик, доэдик»,

«Лужи» (худ слово).

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Показ последовательных действий.
  3. Стимуляция речевой активности.

Борисенко с 19.

Занятие с двумя предметными картинками «Курочка» и «Шарик» (кошечка и зайчик) и соответствующими

Картинки с изображением: мяч, пирамидка, уточка. Игрушки.

Игрушки - кошка, собачка и др.

                                                                                              Капли воды и солнышко, вырезанные из бумаги. Использование ТСО.

                                                     Предметные картинки и соответствующие игрушки.

сопоставление игрушки и ее изображения на картинке. Учить узнавать предмет на картинке и называть его. Понимать слово «картинка».

игрушками.

Методические приемы:

1 .Организрвать игровую ситуацию.

  1. Показ предмета и контакт с ним -обследование.
  2. Личностно ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком
  3. Показ картинки. Сопоставление картинки с предметом.
  4. выбор одной из двух картинок —Дай мне курочку. Где нарисована кошечка? Павлова с 129

Ноябрь. Лексическая тема: «Кто как кричит», Занятия с предметными картинками.

Задачи развития

Формы организации

образовательного

процесса

Организация среды

Развивать слухозрительное узнавание со зрительной основой; Соотносить звукоподражания с соответствующими животными.

«Кто как кричит?»

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.Показ        предмета- игрушки.

3.Стимуляция        активной речи.

Павлова с 124.

Игрушки - домашние животные, знакомые детям. Теремок. ТСО.

Учить понимать текст, выполнять игровые действия; воспроизводить звукоподражания и отдельные слова.

Продолжать учить называть знакомую игрушку (предмет) облегченным словом и находить соответствующее изображение на картинке. Находить нужное изображение среди двух знакомых картинок, предъявляемых одновременно. Соотносить с реальным предметом, называя тем же словом ( «Где матрешка «ба-ба», а на картинке?») Продолжать формировать понимание слова «картинка» и учить правильно на него реагировать.

Развивать понимание речи; учить выполнять простейшие игровые действия; правильно воспроизводить звукоподражание «Бай-бай». Развивать эмоциональную отзывчивость.

Продолжать учить детей внимательно слушать и понимать смысл потешки; воспроизводить отдельные слова. Развивать умение активно реагировать на содержание произведения.

«Звери обедают» (худ слово)

Методические приемы:

  1. Создать игровую ситуацию.
  2. Стимуляция активной деятельности
  3. Обогащать эмоциональные переживания детей. Борисенко с 18.

«Занятие с двумя знакомыми предметными картинками предъявляемыми одновременно»

Методические приемы:

  1. Показ и рассматривание игрушек, действия с ними.
  2. рассматривание картинок.
  3. Соотнесение картинок с игрушками.
  4. Стимуляция активной речи детей.

Павлова с 127.

«Укладывание куклы спать»

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.Показ        предмета - игрушки и непосредственный контакт с ней.

3.Стимуляция активной речи детей.

4.Художественное слово. Новоселова с 72.

«Зайчишка-трусишка»

(худ слово)

Методические приемы:

  1. Создать игровую ситуацию.
  2. Чтение потешки и игра с зайцем.
  3. Стимуляция активной речи.

Борисенко с 18-19.

Игрушечные животные, яблоко, морковка (муляжи или картинки).

Игрушки и соответствующие им картинки.

Кукла, кроватка, стульчик Предметы одежды.

Игрушечный заяц, морковка, кочан капусты - муляжи.

Побуждать детей называть изображение облегченным словом; показывать. Учить отвечать на простые вопросы: «Где?», «Это кто?».

Занятие с двумя предметными картинка, предъявляемыми последовательно, а затем порой в различных сочетаниях.

Методические приемы:

  1. Создать игровую ситуацию.
  2. Рассматривание картинок.

3.Вопросы.

4.Стимуляция        активной речи.

Павлова с 128

Картинки, знакомые детям, паровозик.

Декабрь. Лексическая тема: «Кукла». «Оденем куклу, кукла идет на прогулку».

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

Учить понимать слова, обозначающие предметы одежды. Побуждать показывать одежду на кукле и свою. Учить понимать слова — встань, сядь; побуждать к употреблению слова - иди, к названию имени куклы- Катя, воспитывать бережное отношение к вещам.

Учить внимательно слушать, запоминать названия предметов одежды, чувствовать ритм произносимых слов; выполнять нужные действия.

Расширение представления детей о предметах одежды и их изображении на картинках.

Учить называть предметы общеупотребительными словами. Понимать назначение отдельных предметов и их изображений на картинках. (одежда девочки и мальчика в последовательном предъявлении) понимать слово «картинка» и правильно на него реагировать.

Учить запоминать названия игрушек-животных, воспроизводить звукоподражания.

«Одевание куклы после сна»

Методические приемы:

  1. Игровая ситуация.
  2. выполнение действий с куклой.
  3. Художественное слово.

4.. Активация речи детей . Новоселова с 72.

«Сборы на прогулку» (худ слово)

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

2.Создание        необходимой ситуации (сборы на прогулку)

3.Показ последовательных действий.

4.Чтение произведения.

5.Активизировать словарь. Борисенко с 19-20.

Занятие с картинками, относящимися к предметам одежды и личного пользования «Оденем куклу Катю», «Кукла Катя идет на прогулку».

Методические приемы:

1 .Показ и рассматривание картинок.

  1. Художественное слово.
  2. соотнесение картинок с предметами одежды кукол.
  3. Активизация речи.

Павлова с 128.

«В гости».

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

  1. Показ предмета с названием.
  2. Художественное слово.
  3. Стимуляция активной речи. Борисенко с 20-21.

Кукла, одежда для куклы, кроватка.

Предметы одежды. Кукла.

Картинки с

изображением одежды, куклы. Использование ТСО.

Игрушечные животные.

Учить внимательно, слушать и понимать содержание стихотворения; интересоваться елкой; рассматривать игрушки на елке.

Знакомить с изображениями известных детям предметов на картинках. Учить запоминать их названия, повторять за взрослым. При повторном рассматривании учить узнавать знакомые картинки. Называть их. Развивать функции сравнения и обобщения.

«Елочка» (худ слово)

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.Показ        предмета - игрушки и непосредственный контакт с ней.

3.Словарь:        колючая, иголочки, зеленая.

4.Игра        «Где это?»

5.Почитать стихотворение «Елочка, елочка...»

Занятие с картинками «Магазин игрушек».

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.«Покупка»- совершение игровых действий.

3.Рассматривание «купленных » картинок.

2.Стимуляция активной речи.

Павлова с 79-80.

Наряженная елка (количество игрушек должно быть ограничено для простоты распознавания).

Картинки знакомых предметов и соответствующие игрушки

Январь.

Лексическая тема: «Зима», «Животные».

Задачи развития

Формы организации

образовательного

процесса

Организация среды

Учить узнавать. Как «говорят » животные; внимательно слушать и в нужный момент издавать соответствующие звуки. Узнавать и называть части тела животного, выполнять инструкцию «покажи».

Воспринимать ритм, правильно произносить отдельные слова : «баю-бай, собачка, лай». Акцентировать внимание детей на заботе о других.

Учить узнавать на картинках знакомых животных и птиц. Активизировать речь детей, используя облегченные слова и звукоподражания. Продолжать учить рассматривать изображения, обращая внимание на характерные особенности животного( птицы). Замечать некоторые детали (например: состояние животного-стоит, лежит и т.п.). Формировать умение сравнивать изображения при парном предъявлении.

Познакомить детей с содержанием потешки. Учить воспринимать интонацию строгости, чувствовать ритм,

«Киска и собачка»

Методические приемы:

1.Сюрпризный момент.

2.Показ игрушек.

3.Стимуляция        активной речи детей.

4.Чтение стихотворений.      М.Г.Борисенко с 20

«Баю- бай» (худ слово).

Методические приемы:

1 .Организовать игровую ситуацию.

2.Обеспечить личностно ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком.

  1. Выполнение действий по тексту.
  2. Стимуляция речи.

Занятие с картинками « Кто с нами рядом живет».

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Чтение худ текстов.

3.Сравнивание картинок друг с другом при парном предъявлении.

4.Стимуляция активной речи.

Павлова с 82-83, 129.

«Уходи с дороги кот!»

Методические приемы:

1 .Организовать игровую ситуацию.

2. Чтение потешки.

Картинки знакомых предметов. Игрушки.

Игрушки: собачка и кукла

Картинки с изображением животных и птиц.

Игрушки - кукла и кошка, дорожка.

произносить отдельные слова. Выполнять игровые действия. Непроизвольно запоминать потешку.

Побуждать всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. Учить произносить отдельные слова, ощущать ритм стихотворения; подражать игровым действиям.

Учить узнавать на картинках животных, называть их. Прибегая к звукоподражаниям. Запоминать

общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц.

».

3.Выполнение        действий по тексту. Инсценировка потешки.

4.Стимуляция речевой активности.

Борисенко с 20.

«Снежок порхает, кружится» (худ слово)

Методические приемы:

  1. Игровая ситуация.
  2. Рассматривание картин.
  3. Чтение стихотворения.
  4. Игра «Снежок порхает, кружится».

Борисенко с 22.

Занятие с картинками « Кто с нами рядом живет?» «Кто как кричит»

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание картинок, игрушек
  3. Выполнение действий с игрушками.

4.Различие        звукоподражания. Павлова с 130-131

Сюжетные картинки, изображающие зиму. Использование ТСО

Картинки. Игрушки. Использование ТСО

самостоятельно употреблять звукосочетания и слова.

Учить детей сосредоточенно, внимательно слушать; понимать содержание потешки. Развивать моторику рук, выполняя определенные игровые действия.

Учить детей понимать слова, обозначающие предметы одежды, побуждать показывать одежду на кукле и свою, учить слова встань, сядь; побуждать к употреблению слова иди, к названию куклы (Катя).

  1. Стимуляция активной речи детей.
  2. Игра «Лиса знакомится с игрушками Новоселова с 69-70.

«Сидит белка» ( худ слово).

Методические приемы:

1 .Организовать игровую ситуацию.

  1. Чтение потешки.

3..Выполнение        действий по тексту.

4..Рассматривание картинок.

5.Стимуляция речевой активности.

Рассматривание картин из серии «Времена года» (зима) «Санки».

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.

2.Рассматривание        картинок.

3.Стимуляция активной речи детей.

Худ слово.

4.Действия с игрушкой. Павлова с 137-138; Борисенко с 22-23.

Для игры: игрушка - лиса.

Предметно-игровая среда, позволяющая активизировать все компоненты взаимодействия.

Картинки к потешке.

                                                         Картинки из серии «Времена года», санки, кукла.

Март. Лексические темы«Транспорт»,« Кукла» «Весна»

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

Дать общее представление об автомобиле, учить понимать слова и словосочетания: машина, машина едет, машина останавливается, у машины колеса, в машине сидит шофер. Учить называть игрушку облегченным словом, знать общеупотребительное (машина - би-би). Развивать творческое воображение.

Приучать ребенка заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать; чувствовать ритмический характер; воспроизводить отдельные слова. Развивать устойчивое внимание.

Учить выбирать изображения по показу и слову с ориентировкой на цвет: зеленая лопатка для куклы в зеленом платье, красная - в красном и т.п. развивать цветовое восприятие,

«Быстро еду на машине» - наблюдение за автомобилем.

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

2.Наблюдение ( предварительное)

3.Показ        игровых действий.

4.Активизация речи.

5.Ситуация общения «Поехали, поехали»

Новоселова с 52-53, Борисенко с 27.

«Машина» (худ слово)

Методические приемы.

Игровая        ситуация.

  1. Беседа с детьми.
  2. Словарь: «би - би», едет, колесики, руль, кабина, кузов.

3 Стимуляция        речевой активности.

«Поезд» (худ слово) Методические приемы.

1 .Игровая ситуация.

2.Показ предмета - игрушки и непосредственный контакт с ней.

3. Словарь: «у - у - у, чах - чах, чах - чах, ту - ту -у...»

4 Стимуляция        речевой активности Борисенко с 26-27.

Занятие с картинками «Картинки для кукол Любы и Люды».

Методические приемы.

1 .Сюрпризный момент.

2.Стимуляция        активной речи детей.

3.Подбор предметов по цвету.

4.Действия с предметами.

Картинки с изображением машин, игрушки - машинки по количеству детей.

Игрушка - машина, кубики Игрушечный поезд.

Куклы в одежде по цвету. Картинки с предметами соответствующего цвета.

функцию сравнения по цвету и обобщения по

функциональному назначению (лопатка, чтобы копать и др.)

                                                                         Дать детям представления о некоторых трудовых действиях и предметах. Упражнять в назывании предметов одежды, белья, воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

                                                                   

Учить внимательно, слушать и понимать содержание стихотворения.

Развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить воспроизводить звукосочетания га-га, да-да.

Учить более детальному рассматриванию и обозначению словом того, что изображено на картинке. Учить строить фразу из двух -трех слов, побуждать к диалогу. Развивать воображение и память.

Павлова с 113 № 26

«Постираем кукле платье», «Погладим кукле платье».

Методические приемы.

  1. Сюрпризный момент.

2.Рассматривание        кукольной одежды.

3.Показ трудовых действий с использованием необходимых предметов.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Стимуляция        активной речи детей.

Новоселова с 50

«Сапожки», Игра «Гуси-гуси», (худ слово)

(с использованием литературного текста)

(2. 1с. 78)

Методические приемы.

1 .Сюрпризный момент.

  1. Показ предмета.

3.Подражание        слышимому образцу и при этом показ соответствующей игрушки. Борисенко с 28-29.

Занятие с картинками из серии «Времена года»- «Весна».

Методические приемы.

1 .Сюрпризный момент.

2.Беседа.

3.Рассматривание        картин

4Стимуляция активной речи. Павлова с 139 №43.

                                                                                                     

Кукла, кукольная одежда, вода, мыло, таз, утюг, гладильная доска.

Два игрушечных гуся. Картинки

                                                                         Картинки из серии «Времена года» Использование ТСО

Апрель. Лексические темы: « Весна» «Посуда»

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию предметов, расширить представления о предметах посуды и мебели, дать представление об их функциональном назначении, упражнять в назывании предметов посуды, мебели. Учить совершать целевые действия. Обогащать опыт детей игровыми сюжетами.

Развивать эмоциональную выразительность речи, формировать умение слушать стихотворение с опорой на мнемокарту, произносить отдельные слова из текста. Воспитывать доброжелательность.

Обогащать опыт детей игровыми сюжетами, отражающими знакомые бытовые ситуации, связанные с приемом пищи и необходимой для этого посуды. Учить находить нужную картинку по слову взрослого; пользоваться доступными речевыми средствами.

Расширять представления об окружающем, акцентировать внимание на изменения в природе. Развивать умение внимательно слушать

«Накормим куклу Катю»

Методические приемы:

  1. 1 .Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание        предметов.
  3. Вопросы.
  4. Выполнение        игровых действий.
  5. Стимуляция активной речи. Новоселова с 73.

«Семейка» (худ слово)

Методические приемы.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Художественное слово.
  3. Работа        с мнемокартой.
  4. Стимуляция речи детей.
  5. Борисенко с 54.

Занятие с картинками «Посуда для куклы Кати».

Методические приемы.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание картинок.
  3. Стимуляция        активной речи.
  4. Обыгрывание.
  5. Павлова с 130 №19.

«Весна пришла»

Методические приемы:

1 .Сюрпризный момент.

2.Беседа        о весне.

3.Рассматривание картин.

Кукла, кукольная посуда, мебель.

Игрушка - мышка, мнемокарта.

Кукла, кукольная посуда, картинки с изображением посуды

Картины из серии «Времена года» (весна), вырезанные из картона силуэты птиц, скворечник.

художественный текст. Учить видеть красоту природы и любоваться ею. Формировать словарь.

Учить слушать стихотворение с опорой на наглядность. Называть части тела, понимать значение существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Закрепить и расширить знания детей о транспорте. Учить выбирать знакомые картинки ( по просьбе взрослого) - автомобиль, автобус, поезд. Учить называть знакомые изображения. Ввести новые картинки - самолет, грузовая машина.

4.Художественное        слово.

5.Стимуляция активной речи.

Борисенко с 53.

« Как у нашей дочки» ( худ слово)

Методические приемы:

1.Сюрпризный момент.

2.Художественное        слово.

3.Вопросы.

4.Повторное чтение стихотворения с показом.

5.Стимуляция        речи.

Борисенко с 43-44.

Занятие с картинками «На чем ты поедешь?»

Методические приемы.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание картинок.
  3. Выбор нужной картинки из 3- 4 картинок.

 4.0быгрывание.

5. Стимуляция активной речи. Павлова с 112-113, 136-137.

« Репка» (2. 5с. 102) Методические приемы.

1.Игровая ситуация.

2.Показ        игрушек по одной с чтением. Рассказывание сказки.

3.Стимуляция речевой активности детей.

Кукла.

Игрушки - машина, автобус, паровоз грузовая машина, самолет. Картинки . Игрушка - Петрушка.

Фигурки настольного театра « Репка».

Май. Лексические темы: «Цветы», « Животные»

Задачи развития

Формы организации

образовательного

процесса

Организация среды

Продолжать чувство ритма, развивать слуховую память, активно воспринимать содержание стихотворения

Учить производить несложные игровые действия, произносить отдельные слова.

Учить внимательно, слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи. Активизировать словарь существительными множественного числа: цветы, малыши.

Закрепить знания о домашних животных, расширить представление о них. Познакомить детей с животными и их детенышами. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. Ввести в понимаемую речь существительное с обобщающим значением «детеныш» и «детеныши». Учить строить предложения из 3 слов. Побуждать к диалогу.

Расширять представления детей о домашних животных (птицах). Развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да». Закреплять звукосочетания, имитирующие голоса животных,

« Самолет»

Методические приемы:

  1. 1 .Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание        картинок.
  3. Чтение стихотворения.
  4. Стимуляция активной речи.

Новоселова с 78.

«Ай, люли, ай люли».(худ слово)

Методические приемы:

1. Игровая ситуация 2.Чтение стихотворения сопровождая несложными игровыми действиями.

3.Стимуляция активной речи.

Борисенко с 54-55.

Занятие с картинками «Домашние животные», «Животные и их детеныши».

Методические приемы

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание картинок.

3.Беседа.

4.Художественное слово.

5Стимуляция активной речи.

Павлова с 99-100.

« Гуси»

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание картинки, беседа.
  3. Обыгрывание.
  4. Стимуляция активной речи.

Игрушечный самолет, картинки, ТСО.

Кукла, букеты цветов, ваза. ТСО.

Картинки из серии «Домашние животные» - кошка, собака, лошадь, корова.

Картинки из серии «Животные и их детеныши» кошка с котенком, собака с щенком.

Картинка, Игрушка - гусь, мисочки.


Литература

  1. М.Г.Борисенко. «Начинаем говорить»
  2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста  Под редакцией С.Л.Новоселовой.
  3. От рождения до школы  Под редакцией М.А.Васильевой,Т.С.Комаровой
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями  Под редакцией Стребелевой Е.А.
  5. Раннее детство: Развитие речи и мышления   Л.Н.Павлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Перспективное планирование по развитию речи...

Перспективное планирование по развитию речи с детьми 2-3 лет

Данный план поможет воспитателям, по недельно, организовывать работу с детьми 2-3 лет....

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"...

Перспективное планирование по развитию речи у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, посредством словесных, дидактических игр, логоритмики, пальчиковой гимнастики""

Актуальность:«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»К.С АксаковСложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста на...