Игра как средство развития фонематического восприятия
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Нагорная Ирина Геннадьевна

Мы хотим обратиться к проблеме развития фонематического восприятия с целью предупреждения речевого недоразвития воспитанников общеобразовательных групп, а также решения проблемы в изучении русского языка у будущего школьника. А развитие фонематического восприятия это один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников. Это фундамент, основа речевого развития.

Предлагаемые нами игры адресованы детям 3 – 4 лет. Разрабатывая игры,  мы постарались учесть физиологические и психические особенности детей этого возраста.

Мы считаем, что предложенная нами система работы над формированием фонематического восприятия более удобна для применения в ДОУ общеразвивающего вида.

В работе представлена диагностика, планирование и практичекий материал по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Проект

«Игра как средство развития фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста»

Нагорная И.Г.

Старший воспитатель

МБДОУ детского сада

комбинированного вида №14

села Марьино  муниципального образования Успенский район

Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития, главнейшая роль обучения заключается в развитии.

                                                       Л.С.Выготский

        Язык – это средство общения людей, орудие выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Родным языком каждый человек должен владеть в совершенстве.

        Однако, русский язык – один из самых трудных и нелюбимых школьных предметов (ни один школьный предмет не причиняет детям так много огорчений, как русский язык).

        Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Часто она не дает нужных результатов. Надо хорошо знать причины, которые лежат в основе испытываемых школьниками затруднений. Таких причин множество. Но,  где же истоки этих причин?

        Бурное речевое развитие протекает в раннем возрасте и далеко не у всех детей оно соответствует норме. Более того, таких малышей становится все больше. Любые неблагоприятные воздействия на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводят к речевому недоразвитию.

        Ребенок с любой, даже легкой патологией речевого развития встречается с большими трудностями в школе, при  обучении чтению и письму.

        В процессе освоения навыков письма ребенок должен усвоить понятия о звуках и буквах, научиться слышать и различать, определять последовательность и место каждого звука в слове, освоить разные варианты начертания букв.

        «Выпадение» любого из звеньев этой  сложной психофизиологической структуры затрудняет формирование навыков чтения и письма в норме, т.е. влечет за собой дисграфию и дислексию; пропуски, замены, перестановки, недописание букв и добавление лишней при  абсолютно сохраненном физиологическом слухе и зрении.

        Известный нейрофизиолог Л.Р. Лурия убедительно доказал, что нарушения фонематического слуха и звуко-буквенного анализа связаны  с нарушениями  в деятельности левой височной области коры головного мозга, «отвечающей» за аспект письма. Основная трудность при этом заключается в восприятии близких по звучанию звуков (с-ц, ч-щ, в-п, ж-ш идр.).

Проблеме развития фонематического слуха, восприятия и памяти большое внимание уделяет Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи». – М. 1959г.

Именно фонематический слух, по меткому выражению Н.И. Жинкина, осуществляет  «слежение за непрерывным потоком слогов».

Проблема развития фонематического восприятия достаточно освещена в специальной литературе, в трудах Т.Б. Филичевой, А.Н. Леонтьевой, но внимание обращено, главным образом, к работе с детьми коррекционных групп детских садов.

Нам же хотелось обратиться к проблеме развития фонематического восприятия с целью предупреждения речевого недоразвития воспитанников общеобразовательных групп, а также решения проблемы в изучении русского языка у будущего школьника. А развитие фонематического восприятия это один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников. Это фундамент, основа речевого развития.

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает практически все грамматические категории родного языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими, грамматически оформленными предложениями. Мы много внимания уделяем в этом возрасте расширению (обогащению) словаря; звуковой культуре речи, формированию грамматического строя речи, не задумываясь зачастую о том,  насколько ребенок понял нас, расслышал ли наш вопрос, обращенный к нему.

Как научить малыша слышать  и слушать, ориентироваться в сложном  и многозвучном мире? Когда обращать внимание на фонематическое восприятие, как не в этом возрасте, когда так сильна игровая мотивация и восприимчив ум.

Учитывая это и чувствуя нехватку игровых методик по развитию фонематического восприятия, мы решили разработать систему игр и игровых упражнений.

Нами была составлена диагностика на основе рекомендаций Т.Б. Филичевой, разработан перспективный план на полугодие, а также игры, которые мы предлагаем ниже.

Следует отметить, что принцип планирования, предложенный Т.Б. Филичевой,  не имеет возрастной адресованности. Автор раскрывает последовательность работы над развитием фонематического восприятия используя принцип усложнения, Игры, предлагаемые Т.Б. Филичевой не имеют конкретной возрастной направленности. Мы же попытались построить планирование по принципу возрастной направленности.

Предлагаемые нами игры адресованы детям 3 – 4 лет. Разрабатывая игры,  мы постарались учесть физиологические и психические особенности детей этого возраста.

Мы считаем, что предложенная нами система работы над формированием фонематического восприятия более удобна для применения в ДОУ общеразвивающего вида.

ДИАГНОСТИКА

Параметры

Критерии

Методы и приемы

Фонематическое восприятие

-реагирует на речь окружающих

- диалог с ребенком

- реагирует на вопрос

- диалог и наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в игре; задания и упражнения

- отвечает на вопрос:

- отраженный,

- неотраженный

- диалог и наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в игре; задания и упражнения

- различает неречевые звуки

Использование аудиозаписи (голоса животных, шум улицы ит.д.)

- различение коррелирующих фонем из группы свистящих и шипящих (на поставленные звуки)

Методика «Повторяй за мной» (если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, предложить ему поднять флажок (погремушку, карточку), услышав заданный слог);

- звонкие и глухие;

- сонорные (ра-ла, ри-ли и т.д.);

- мягкие и твердые (са-ся, ла-ля и т.д.);

- различает слова, близкие по звучанию , но разные по смыслу (жук – сук, том – дом ком, дом – сом, мишка –миска).

- предложить выбрать нужную картинку, рассказать о значении слова.

ПЛАНИРОВАНИЕ




Предлагаем проводить одно занятие в неделю, повторять по желанию детей




Игры на неречевые звуки

СЕНТЯБРЬ

     1. Игра-занятие «Путешествие на волшебном автобусе».

Цель: учить детей различать, узнавать различные неречевые звуки (шум деревьев, гул автомашин, крики детей, смех, разговор и т. д.)

     2. Игра-занятие «Колокольчик-невидимка».

Цель: учить определять нахождение предмета по звуку, воспитывать желание прислушиваться, развивать слуховое восприятие и внимание.

    3.  Игра «Кто в домике живет?»

Цель: узнавать и различать голоса животных в записи (аудио), отличать голос животного от голоса детеныша.

    4. Игра «В какой коробке мышка?»

Цель: различать шумы, издаваемые разными предметами.

ОКТЯБРЬ

    1. Игра-занятие «В гостях у трех медведей»

Цель: учить детей различать силу звука, соотносить с силой и  размерами животного. (Большой стучит, кричит, топает и т. д. громче, чем маленький).

    2. Игра-занятие «Чудесный сундучок домовенка Кузи».

Цель: учить прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами, различать их звучание (количество предметов постепенно увеличивается).

 

 

        3. Игра «Звучащие человечки» ( жестяные баночки, заполненные различными предметами: скрепки, горох, пшено и т.д., обклеенные бумагой, расписанные под человечков-гномиков (желательно разного цвета).

Цель: различать звучание  «человечков», называть цвета, определять силу звука (Кто громче звенит?).

      4. Игра «Как мы волка обманули»

Цель:  учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.







Игры на речевые звуки

НОЯБРЬ

   1. «Угадай, кто позвал?»

Цель: учить узнавать по голосу позвавшего ребенка ( в этом варианте водящего зовут по имени).

   2. «Кто в лесу заблудился?»

Цель:  узнавать детей по голосу, далеко или близко находится ребенок, определять по громкости.

   3. «Большие и маленькие»

Цель:  продолжать учить различать по тембру голоса взрослого  животного и его детеныша. (Дети,  ориентируясь на характер звукоподражания и высоту голоса. поднимают соответствующие картинки).

 

 4. «Поезд» (угадай: близко или далеко поезд).

Цель: развивать умение различать на слух силу звука, учить детей правильно определять силу голоса.

ДЕКАБРЬ

   1. «Шутки дедушки Ау»

Цель: учить детей различать слова близкие по звуковому составу (меняется только начальный звук).

   2. «Помоги гномику Гоше навести порядок в своем королевстве».

Цель: учить различать слова близкие по звучанию, но разные  по значению. (Большая картина, изображающая гнома, карточки с изображением предметов, названия которых близки по звучанию).

  3. «Смешные картинки»

Цель: продолжать учить различать слова близкие по звучанию (картинки в виде карточек домино; на одной половине изображен предмет в «смешном» - неправильном применении; на другой – нужно подобрать предмет, подходящий для представленной ситуации).

  4. Игра-драматизация «Козлятки и волк».

Цель: закрепить умение различать голоса «животных» по силе голоса.

 

ЯНВАРЬ


 1. «Мишка-шалунишка»

Цель: закреплять умение узнавать голоса детей по названому ими слову; проговариваемому всеми одновременно стихотворению.

  2. «Занимательная история о кошке, мышке и мошке»

Цель: продолжать учить различать слова близкие по звучанию. (Дети слушают  историю о животных, и там, где воспитатель намеренно ошибается, хлопают в ладоши, а  затем исправляют ошибку, показав нужную картинку).

  3. « Игры дедушки Ау».

Цель: учить детей различать слоги с парными согласными по глухости и звонкости.

   4. Игра-занятие «История про девочку, птичку и волка».

Цель:  учить детей различать гласные фонемы а, у, и (на  заданный звук дети поднимают нужную картинку).







ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- научить детей различать неречевые звуки (шумы улицы, звуки, издаваемые различными предметами и т.д.);

- различать силу звука;

- различать звуки по высоте и тембру;

- различать речевые звуки;

- узнавать , различать голоса товарищей;

- различать слова близкие по звуковому составу;

- различать слова, близкие по звучанию, но разные по значению;

- научить детей различать слоги с парными согласными  по глухости и звонкости;

- научить детей различать гласные фонемы.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Нами предложен перспективный план на первое полугодие учебного года игр, игровых упражнений и игр-занятий по развитию фонематического восприятия у детей 3-4 лет. Во втором полугодии работу предлагаем вести с учетом усвояемости предыдущего материала, задания к играм постепенно усложняются за счет увеличения звучащих предметов; далее, учитывая уровень развития фонематического восприятия у детей группы, в ряд гласных а, у, и включаются  другие звуки,  постепенно подводя  детей к дифференциации согласных фонем.

ОПИСАНИЕ ИГР

«Путешествие на волшебном автобусе»

Цель: учить детей различать. узнавать различные неречевые звуки (шум деревьев, гул автомашин, крики детей, смех, разговор и т.д.);                                                        развивать желание участвовать в коллективной игре, помочь почувствовать радость от общения.

Оборудование: макет автобуса, выполненный из плиты ДВП, руль, флажки по количеству детей, аудиозапись шумов.

Ход игры.

Внести в группу макет автобуса. Предложить детям отправиться в путешествие на волшебном автобусе.    

- Мы сегодня поедем в волшебную страну, а волшебная она потому, что всех мы будем слышать, но не увидим. Но это ведь самое интересное! мы будем отгадывать, что услышим. Согласны? Тогда в путь! Но кто же поведет наш автобус? Пусть это будет Данила, он сегодня был очень вежлив и внимателен.

Дети занимают места в автобусе, воспитатель включает (незаметно для детей) магнитофон.

- Что вы слышите? Что бы это могло быть? (выслушать различные предположения детей).

- Конечно , это шумят деревья за окном нашего  автобуса.

- Ой ну а это что за гул? (гудки автомашин). Наверное. мы кому-то преградили путь, а ну-ка, водитель, поворачивай правее!

- Ну, а это что? (слышится смех).

- Как вы думаете, кто смеется девочка или мальчик?

- А это что? (звон колокола)

- Как вы думаете, а это что происходит? (запись детских криков и смеха)

(Игра продолжается, пока дети ею заинтересованы).

- Ну,  вот и кончилось наше путешествие по волшебной стране, пора домой. Водитель,  дай прощальный гудок! (Ребенок подражает гудку автобуса).

«В какой коробке мышка?»

Цель: различать шумы, издаваемые различными предметами.

Оборудование: коробки с различными предметами (пробки металлические от стеклянных бутылок, пробки от пластиковых бутылок, скрепки, газета, целлофан ит.д.), ширма, игрушечная мышка.

Ход игры

Детям предлагается рассмотреть, потрогать, пошуметь предметами, находящимися в коробках. Затем, спрятав коробки за ширму, и показав игрушечную мышку, предложить угадать в какой коробке она побывала.

«В гостях трех медведей»

Цель: учить детей различать силу звука, соотносить с силой и размерами животного. 

Оборудование: макет домика трех медведей ( по росту детей), шапочки-маски трех медведей, миски, ложки трех размеров, фланелеграф, силуэты медведей.

Ход игры.

Вначале педагог на фланелеграфе показывает трех медведей, озвучивает их в различных ситуациях. Затем предлагает детям поиграть в трех медведей. Троим детям поиграть в трех медведей. Троим детям одевают шапочки медведей  и они уходят  в домик, издают поочередно шумы( топают, хлопают, стучат, рычат и т.д.). Остальные дети угадывают, если  угадали правильно, герой показывается в окошке домика.

«Чудесный сундучок домовенка Кузи».

Цель: учить прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами, различать их звучание.

Оборудование: игрушка-самоделка типа би-ба-бо, домовенок Кузя, сундучок, карандаш, колокольчик, погремушка, стакан и металлический шарик и т.п.

Ход игры.

К детям приходит домовёнок Кузя с чудо-сундучком. Он достает свои сокровища из сундучка и сообщает детям, что все они звучат, демонстрируя как. Затем предлагает закрыть глаза и угадать, какой предмет он берет. (Можно использовать ширму).

«Звучащие человечки»

Цель: учить различать по звучанию «человечков», называть цвета, определять силу звука.

Оборудование: жестяные баночки, заполненные различными предметами: скрепки, горох, пшено и т.д., обклеенные бумагой разных цветов (знакомых детям), расписанных под человечков-гномиков.

Ход игры.

Детей знакомят с веселыми гномиками «звучащими человечками». Предлагают послушать как они звучат. Определить какой гномик звенит громче, а какой тише. Предлагают поиграть с гномиками в прятки. Гномик только тогда «выходит» из своего  «укрытия», когда дети его правильно назовут.

«Как мы волка обманули»

Цель: учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.

Оборудование: шапочка волки, ширма.

Ход игры.

Выбирается водящий – волк, дети – зверюшки прячутся за ширмой ( по примеру воспитателя). волк отгадывает и называет, кто отозвался – животное или детеныш, если волк ошибается, водящий меняется.

«Шутки дедушки Ау»

Цель:  учить детей различать слова близкие по звуковому составу.

Оборудование: игрушка би-ба-бо, дедушка Ау, картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

Ход игры

К детям в группу приходит дедушка Ау и приносит различные предметные картинки. Предлагает детям назвать предмет. Например, собака. Дети называют правильно. Дедушка Ау начинает повторять за детьми и постоянно ошибается, меняя начальный звук. Кобака, робака, шобака; затем называет правильно. ( дети, естественно, стараются исправить старика). Воспитатель предлагает детям в следующий раз хлопать в ладоши, когда дедушка ошибается.

«Помогите гномику Гоше навести порядок в своем королевстве»

Цель: учить различать слова близкие по звучанию, но разные по значению.

Оборудование: большая картина, изображающая королевство гномика, карточка с изображением предметов, названия которых близки по звучанию (ком, сом, лом, дом,; бак, рак. мак, лак,; жук, лук, сук), игрушка-гном.

Ход игры.

В гости к детям приходит гном Гоша. Расстилает на ковре «карту» своего королевства. И рассказывает историю о том, как злой волшебник все перевернул вверх дном в его королевстве и бедный гном никак не может там разобраться. (У дерева там большой лук, а в огороде вырос жук, и на цветок уселся сук...)

Воспитатель предлагает детям помочь гному разложить все по местам.

«История про девочку, птичку и волка»

Цель: учить детей различать гласные фонемы а, у, и.

Оборудование: на каждого ребенка картинки с изображением девочки, птички и волка.

Ход игры.

        -Сегодня я вам расскажу историю про девочку, которая пошла одна в лес и заблудилась, ей стало страшно одной в лесу и она заплакала: «а-а-а-а». Она еще не знала, что в лесу живет волк, который всегда грустит и поет «у-у-у-у». А еще там живет птичка, которая весело поет «и-и-и-и».

- Дальше я буду рассказывать историю, а вы мне  будете помогать, как только я скажу «а-а-а-а» - это значит девочка, вы поднимете карточку с девочкой, как только я скажу «у-у-у-у» - вы поднимете карточку  с волком , как только я скажу «и-и-и-« _ поднимайте карточку с изображением птички. (Воспитатель предлагает детям потренироваться).

        Затем продолжает развивать сюжет о девочке, птичке и волке ( со счастливым концом).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1989. – стр.72.

2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1959. – стр. 63.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989 – стр. 42-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха"

Представлена дидактическая игра "Найди два слова на один звук". Дети учатся выполнять задания по инструкции. Совершенствуются их фонематический слух и звукопроизношение....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Мастер-класс "Игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....