«Развитие фонематического слуха: звуковой анализ слова.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тухватуллина Вера Петровна

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

               

Конспект занятия

«Развитие фонематического слуха:

           звуковой анализ слова.»

                       Подготовительная группа

                                                                                 Подготовила воспитатель:                

                                                                              Тухватуллина Вера Петровна                          

 

                                                                                           

                                                                           

                                           Февраль 2011 год

Цель: Совершенствовать у детей умение составлять  предложение, анализировать словесный состав , определять количество слов и их последовательность ; закрепить выделять звуки в словах , познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков ; определять последовательность звуков и их количество , делить слова на части ; воспитывать интерес к живой речи , к слову и к звуку .

 Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.                                                

                                                  Ход занятия

  Загадка : зимой спит , летом – ульи ворошит .

  Кто это ?

   -Медведь .

  -Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите , кто на ней изображен .

  -Медведи .

  -Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных .

(Дети составляют предложения о медведях , затем выбираем одно предложение для анализа ).

Например: Медведи живут дружно .

 -Дети , у вас на столе лежат полоски , это слова и мы сейчас их будем откладывать . Какое первое слово ?

  -Медведи .

  -Правильно медведи , отложите одну полоску . Какое второе слово ?

  -Живут .

  -Правильно . Отложите еще одну полоску . Какое третье слово ?

  -Дружно.

  -Отложите еще одну полоску . А сейчас скажите сколько слов в предложении ?

  -Три слова .

  -Ребята , а сейчас послушайте моё предложение : «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его . Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении . Регина сколько ты отложила игрушек ?

 -Четыре .

-Почему?

-Потому что в предложении четыре слова .

-А какое первое слово ?

-Медведи .

-А сейчас скажите , какое второе слово ?

-Очень .

-Какое третье слово ?

-Умные.

-И какое четвертое слово ?

-Животные.

-Дети , сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения , делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова ?

-Из звуков .

-Правильно. А давайте вспомним сказку : «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась . Как Маша звала подружек?

-А-у.

-Юля , вот ты будешь Машей , скажи , как ты звала подружек ?

-А-у.

-А теперь все вместе скажем .

-А-у.

-Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся ?

-А-у.

-А какой звук Маша произнесла вначале ?

-Звук  А.

-Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним ?

-Звук У.

-Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой ).

Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах , познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».

Ребята , а еще слова можно произносить по частям . Послушайте , как подружки в лесу звали Машу , когда она заблудилась .Они громко ей кричали : Ма-ша, Ма-ша ! Повторите , как они звали девочку ?

(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова , деля их на части ).

-Ребята , вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша , Ма-ша ! Как вы думаете , какая первая часть ?

-Ма.

-А какая следует за ней ?

-Ша.

-А сейчас ребята , все подложим  ладошки к подбородку , сколько раз подбородок коснется ладошки , столько частей в слове .

(Дети подкладывают ладошки к подбородку , произносят –Ма-ша ).

-Две части .

-Ребята , а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных , которые состоят из двух частей .

(Дети называют слова , некоторые из них анализируются ).

-Дети, а вот на поляне стоит дом , давайте разберем это слово по частям .

(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).

-Одна часть .

-А скажите слово «дом» короткое или длинное ?

-Короткое .

-Почему ?

-Потому что в слове «дом» всего одна часть .

-А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям .Де-ре-во. Какая часть слышится в начале ?

-Де.

-Какая следует за ней ?

-Ре.

-И какая последняя часть ?

-Во.

-Сколько в слове частей ?

(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).

-Три части .

-Ребята , а слово «дерево» длинное или короткое ?

-Длинное .

-Почему ?

- Потому что в слове «дерево» три части .

-Ребята , а слово еще можно измерить по длине не только частями , но и шагами .Все встали , я произнесу слово , а вы должны сделать столько шагов , сколько частей в этом слове . («Мёд»-Дети делают один шаг , «мед-ведь»-два шага , «По-ля-на»-три шага и т.д .).Ребята посмотрите  рядом с медведем жили еще звери . Посмотрите на этот дом с одним окном , здесь живёт братец Лис .А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса .

-Ли-са .

-Правильно Лиса .(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).

-А теперь скажите , кто же живет в доме с тремя окнами , это их мама .

-Ли-си-ца.

(Также водя указкой от одного окна к другому , от другого к третьему произносим слово «Лисица»).

-Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части . Познакомились со схемой слогового состава слова .

Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»

        Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной                

        рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.

                                               «Ознакомление дошкольника со                  

        звучащим словом» (Раздел усвоения слогового

        состава слова) Г.А. Тумакова. Г. Москва 3-й

        проезд Марьиной рощи, 41.Издательство

        «Просвещение» 1991 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Современные методы в развитии  фонематического слуха, звукового анализа и синтезаУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и...

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...

Презентация "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ."

quot;РАЗВИТИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ."...

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.  Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава....