«Развитие фонематического слуха: звуковой анализ слова.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан
Конспект занятия
«Развитие фонематического слуха:
звуковой анализ слова.»
Подготовительная группа
Тухватуллина Вера Петровна
Февраль 2011 год
Цель: Совершенствовать у детей умение составлять предложение, анализировать словесный состав , определять количество слов и их последовательность ; закрепить выделять звуки в словах , познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков ; определять последовательность звуков и их количество , делить слова на части ; воспитывать интерес к живой речи , к слову и к звуку .
Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.
Ход занятия
Загадка : зимой спит , летом – ульи ворошит .
Кто это ?
-Медведь .
-Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите , кто на ней изображен .
-Медведи .
-Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных .
(Дети составляют предложения о медведях , затем выбираем одно предложение для анализа ).
Например: Медведи живут дружно .
-Дети , у вас на столе лежат полоски , это слова и мы сейчас их будем откладывать . Какое первое слово ?
-Медведи .
-Правильно медведи , отложите одну полоску . Какое второе слово ?
-Живут .
-Правильно . Отложите еще одну полоску . Какое третье слово ?
-Дружно.
-Отложите еще одну полоску . А сейчас скажите сколько слов в предложении ?
-Три слова .
-Ребята , а сейчас послушайте моё предложение : «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его . Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении . Регина сколько ты отложила игрушек ?
-Четыре .
-Почему?
-Потому что в предложении четыре слова .
-А какое первое слово ?
-Медведи .
-А сейчас скажите , какое второе слово ?
-Очень .
-Какое третье слово ?
-Умные.
-И какое четвертое слово ?
-Животные.
-Дети , сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения , делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова ?
-Из звуков .
-Правильно. А давайте вспомним сказку : «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась . Как Маша звала подружек?
-А-у.
-Юля , вот ты будешь Машей , скажи , как ты звала подружек ?
-А-у.
-А теперь все вместе скажем .
-А-у.
-Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся ?
-А-у.
-А какой звук Маша произнесла вначале ?
-Звук А.
-Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним ?
-Звук У.
-Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой ).
Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах , познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».
Ребята , а еще слова можно произносить по частям . Послушайте , как подружки в лесу звали Машу , когда она заблудилась .Они громко ей кричали : Ма-ша, Ма-ша ! Повторите , как они звали девочку ?
(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова , деля их на части ).
-Ребята , вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша , Ма-ша ! Как вы думаете , какая первая часть ?
-Ма.
-А какая следует за ней ?
-Ша.
-А сейчас ребята , все подложим ладошки к подбородку , сколько раз подбородок коснется ладошки , столько частей в слове .
(Дети подкладывают ладошки к подбородку , произносят –Ма-ша ).
-Две части .
-Ребята , а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных , которые состоят из двух частей .
(Дети называют слова , некоторые из них анализируются ).
-Дети, а вот на поляне стоит дом , давайте разберем это слово по частям .
(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).
-Одна часть .
-А скажите слово «дом» короткое или длинное ?
-Короткое .
-Почему ?
-Потому что в слове «дом» всего одна часть .
-А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям .Де-ре-во. Какая часть слышится в начале ?
-Де.
-Какая следует за ней ?
-Ре.
-И какая последняя часть ?
-Во.
-Сколько в слове частей ?
(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).
-Три части .
-Ребята , а слово «дерево» длинное или короткое ?
-Длинное .
-Почему ?
- Потому что в слове «дерево» три части .
-Ребята , а слово еще можно измерить по длине не только частями , но и шагами .Все встали , я произнесу слово , а вы должны сделать столько шагов , сколько частей в этом слове . («Мёд»-Дети делают один шаг , «мед-ведь»-два шага , «По-ля-на»-три шага и т.д .).Ребята посмотрите рядом с медведем жили еще звери . Посмотрите на этот дом с одним окном , здесь живёт братец Лис .А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса .
-Ли-са .
-Правильно Лиса .(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).
-А теперь скажите , кто же живет в доме с тремя окнами , это их мама .
-Ли-си-ца.
(Также водя указкой от одного окна к другому , от другого к третьему произносим слово «Лисица»).
-Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части . Познакомились со схемой слогового состава слова .
Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной
рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.
«Ознакомление дошкольника со
звучащим словом» (Раздел усвоения слогового
состава слова) Г.А. Тумакова. Г. Москва 3-й
проезд Марьиной рощи, 41.Издательство
«Просвещение» 1991 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтезаУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и...

2021 год.Инновационный педагогический опыт "Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия,звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Аттестационный материал....
Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза....

Презентация "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ."
quot;РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ."...

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава....