"Откуда пришел хлеб"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Любимова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

« Откуда хлеб пришел»

( интегрированное занятие в логопедической,  подготовительной к школе группе)

Цели:
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку,  какие бывают виды хлеба. Воспитывать экологическую культуру.
Логопедические задачи:
Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, упражнять в подборе синонимов, закрепление логопедической гимнастики, отрабатывать произвольное движение языка, укреплять мускулатуру языка, развивать координацию движений, мелкую моторику рук, развивать (пальчиковую гимнастику); развивать дыхательную гимнастику; развитие тактильных ощущений.
Словарь:
- рожь, пшеница, зерно, поле, колос, комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной, озимые, яровые.
Предварительная работа.
Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов, беседы о том, как выращивают хлеб, просмотр слайдов и фильмов.
Демонстрационный материал:
Хлебобулочные изделия, кусок черного хлеба, батон, колосья ржи, пшеницы, различные сорта муки, детские грузовые  машины, картины хлебного поля на разных этапах созревания.
Логопед: К нам сегодня, дети, пришли гости.  Давайте поздороваемся (Здравствуйте!)(Слышен сигнал машин. В группу въезжают детские грузовые машины. С колосьями, булками, мукой)
- Ребята, я сейчас загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте её отгадать. И тогда Вы узнаете, что привезли нам машины.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. (Хлеб).
- Правильно хлеб. Из чего пекут хлеб?( Из муки.)
-Из чего муку получают?( Из зерна.)
- В какое время года сеют зерно?( Весной)

- Да правильно весной. Эти посевы называется яровые хлеба.  А  как вы думаете ещё когда?(Осенью).
- Эти посевы называют озимыми. Их  под зиму сеют, осенью. Зёрна успевают до холодов проклюнуться, прорасти. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти. И растут рожь, пшеница, очень долго, до следующей осени.
- Я загадаю Вам ещё одну загадку
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.(Колос.)
- Дети, давайте мы представим, что мы колоски в поле и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски».
(упражнение на развитие координации движений «Колоски»)

По весне поле вспахали.    Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали.    Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает.    Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце»)
Землю согревают.    Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они.    Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает,
Колоски качает.    Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись.    Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
А как дождичек идёт,    Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами.
Рожь возницу пьёт и пьёт.    Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»)
Вот какая нива!    Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива.    Трясут кистями рук над головой

- Дети, так откуда же появилось зерно.(Зерно  появилось  из колоса пшеницы, ржи.)

-  Как же узнать, что колосья поспели?(Желтого цвета, легко отделяются от стебля.)

- Дети вот эта машина привезла нам настоящие колосья (раздаю детям колоски ржи, овса, пшеницы, дети сравнивают, находят сходство и различия). Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
-  Поле очень красиво, когда созрел урожай. Посмотрите, как показана красота поля.  В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. (Показ слайдов). Раньше хлеб сажали в ручную, посмотрите как это они делали. А теперь хлеб сажают с помощью специальной  . Работали допоздна , чтобы успеть посадить все, потому что растения нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти. Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.

-  Отгадайте, еще одну загадку?
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.

- Что же это?( Комбайн).
- Правильно,  зерно молотят комбайнами.  Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо – машин, люди собирали урожаи вручную, а потом обмалывали колосья.А как называют человека, который управляет комбайном?(Комбайнер)
- Куда же отвозят собранное зерно?(На элеватор).
- Слышен летом до заката 
Гул комбайнов у реки, 
И везут на элеватор
Урожай грузовики

- Зерно хранится на элеваторе. А сейчас, дети, мы будем жать колоски.
(дети выполняют логопедическую гимнастику)

«Жнём колоски»
Быстро облизать язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

- А теперь повеем зерно.
(выполняем дыхательную гимнастику «Веем зерно»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Затем зёрна надо превратить в муку -  белую, воздушную, нежную, послушную . Поэтому зерно везли на мельницу. А сейчас зерно везут на мукомольный завод. А что же теперь делать с мукой? Куда её везти? И опять на помощь людям приходят машины.

- Не гром грохочет, не пальба,
Идёт, грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу    Дети стучат кулаками друг о друга.
Чу-чу-чу – жернова кручу.    Потирают ладони друг о друга вращательными движениями.
Чу-чу-чу – муку получу.    Щёлкают пальчиками
Ач-ач-ач – испеку калач.    «Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Чо-чо-чо – в печке горячо.    То вытягивают руки вперёд, развернуть ладони от себя, то прижымают их к груди.
Ачики – ачики – вкусные калачики.    Хлопают в ладоши.

-Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому  месить тесто и выпекать хлеб людям помогают специальные машины. А раньше люди тесто месили руками и распределяли тесто в специальные формы в которых пекли хлеб. (Логопед  подвозит машину с тестом (дети трогают комочек теста, нюхают его)
-Назовите хлеб ласково( Хлебушек)
- Назовите крошки хлеба( Хлебные крошки)
-Назовите вкусный и полезный квас из хлеба(Хлебный квас)
- Назовите посуду для хлеба ( Хлебница )
-Назовите человека, который выращивает хлеб ( Хлебороб)
-Назовите человека, который печёт хлеб( Пекарь, хлебопёк)
-Прибор для резания хлеба( Хлеборезка)
- Назовите завод, где выпекают хлеб( Хлебозавод)

- Дети скажите хлеб по запаху какой? (Пахучий, душистый, ароматный)
- Хлеб на вкус какой?( Аппетитный, вкусный, сладкий…)
- Хлеб на ощупь какой?( Свежий, мягкий, пышный, твердый)

 

-  А сейчас, ребята, вспомним с вами пословицы о хлебе:
1. Хлеб ржаной, батон, булки не добудешь на прогулке

2. Люди хлеб лелеют, сил для хлеба не жалеют.
3. Хлеб всему голова.
4. Хлебушек ржаной – отец наш родной.

5.Худ обед , коли хлеба нет.

6.Хочешь есть калачи , так не сиди на печи

7.Хлеба ни куска, так и в тереме тоска

Под музыку дети из готового теста лепят печенье виде букв.

-  Молодцы ребята. Хлеб  – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему нужно бережно относиться -  не бросать хлеб на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что « хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените.

Итог:

Из каких зерновых культур делают муку?
Какие виды хлеба вы знаете?
Кто выращивает хлеб

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

откуда пришел хлеб

путь хлеба от поля до магазина...

Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"

Рекомендовано для воспитателей детского сада....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".

Конспект занятия  в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....