"Путешествие на луну" Обучение грамоте в игровой форме
материал (развитие речи, старшая группа) по теме

Горовик Валентина Дмитриевна

«Путешествие на луну»

Обучение детей грамоте в игровой форме

Цели :

Закреплять понятие «согласный звук».
 Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

 Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память.

Упражнять в определении гласных и согласных звуков

учить выделять звук в слове и определять его место в нем

продолжать учить давать характеристику звуку

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: демонстрационный материал (луна, солнце, звезды), макет ракеты, схемы к словам, предметные картинки на звуки [л], [л'] , фигурки лунатиков

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети : Весна

Воспитатель: А кто вспомнит, какой сейчас месяц весны?

Дети : Апрель!

В.: молодцы, ребята, а кто вспомнит, какой праздник мы отмечаем 12 апреля?

Д.: день Космонавтики!

В.: Правильно, День Космонавтики. Давайте вспомним, как звали человека, который первый полетел в космос.

Д.: Юрий Гагарин.

В.: Ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем?

Д.: Земля

В.: А какие планеты вы еще знаете?

Д.: Луна, юпитер, Плутон, Венера…

В.: Ребята, а послушайте загадки:

 Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Д.: Солнце

В.: Правильно, умницы!

Блин в окошко виден Тане,

То он в масле, то в сметане,

Кто-то край уже отъел,

Поделиться не хотел!

Д.: Луна

В.: Ребята, а где мы с вами можем увидеть Солнце?

Д.: Когда светло…Утром… Днем…

В.: А когда луну?

Д.: Когда темно…Ночью…

В.: А что еще мы можем увидеть на небе ночью?

Д.: Звезды

В.: Ой, посмотрите, к нам с неба упала звезда!

Давайте ее рассмотрим. Тут какое-то послание!

?уна   ? уноход ? унатики

Ничего не понимаю! Что за странные слова! Здесь точно потерялась какая-то буква! Как же нам ее найти и прочитать слова? Ведь наша речь состоит из …

Д.: слов

В.: А слова из

Д.: букв, звуков…

В.: Правильно, буквы мы видим и читаем, а звуки слышим и произносим!

Ну что, ребята, придется нам полететь в космос за потерянной буквой/звуком. Но куда же мы полетим? Судя по записке, упавшей с неба, мы должны полететь на планету ?уна. Что это за планета, не понимаю!

Д. Это луна!

В.: Молодцы вы, ребята! А какой звук первый в слове Луна?

Д.: [Л]

В.: Именно этот звук и букву Л мы с вами должны найти!Ведь иначе никто не сможет узнать, как называется планета Луна правильно! Полетели!

Д.: Полетели!

В.: На чем мы полетим в космос?

Д.: На ракете!

Подвижная игра «Космос»

«Раз,два, три, четыре, пять»-

(Загибать пальчики на обеих руках)

Будем в космос мы играть.

(хлопок и прыжок на каждое слово)

Приготовились к полету,

( Присесть и соединить кончики пальцев рук над головой, образуя нос «ракеты»)

Запускаем космолеты

«Старт!»- и к звездам мы летим,

(Прыжок в высоту)

Букву мы найти хотим.

(Бег в разнобой)

Дети садятся в ракету

В.: Вот мы с вами и на Луне! Ой, посмотрите, кто это? Это ?унатик!? А кто это? Что с ним?

Д.: Его надо собрать!

В.: Посмотрите, он может быть и красным, и синим! Прямо как звуки, которые мы обозначаем красным и синим цветами! Вы помните, как они называются?

Д.: Гласные и согласные

В.: А какой звук ищем мы?

Д.: звук [Л]

В.: А какой это звук?

Дети дают характеристику данному звуку по глухости-звонкости, твердости-мягкости, и в соответствии с этим собирают лунатика.

В.: Молодцы, ребята, вы все правильно сделали!

Продолжим наше путешествие! Посмотрите, сколько звезд вокруг нас! Давайте их соберем!

Дети собирают звезды с наклеенными на них картинками, названия которых начинаются на  [л],[л'].

В.: Давайте подарим нашему знакомому лунатику эти картинки.

Дети «дарят2 лунатику картинки(вешают на фланелеграф) , соотнося их по мягкости и твердости.

В.: Ой, а у нас есть еще 3 звезды! Что там на них изображено?

Ответы детей

В.: Ребята, а какой одинаковый звук встречается в этих словах?

Д.: звук [Л]

В.: Правильно, но в каждом слове звук слышится в разных местах! Где?

Д.: В начале, в середине, в конце

В.: Посмотрите, у нас есть схемы к словам! Давайте к каждому слову подберем правильную схему!

Дети подходят к фланелеграфу, соотносят картинки и схемы

В.: Молодцы! Вы верно справились и с этим заданием! Ой, посмотрите, какие смешные лунатики пришли к нам! Посмотрите, на них написаны буквы! У Л А Н .Ничего не понятно! Давайте поможем лунатикам встать правильно, чтобы получилось слово!

Дети расставляют лунатиков

В.: Какое слово у нас получилось?

Д.; Луна

В.: Какие вы молодцы! Слово составили и лунатикам помогли! И букву Л в слова вернули! И лунатики дарят нам звезду с этой буквой! Спасибо вам большое! А теперь нам пора возвращаться на нашу планету Земля, где мы постараемся никогда не терять буквы! Полетели!

Дети садятся в ракету и возвращаются в сад.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей грамоте в игровой форме

Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, логопедам и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Представленные в книге заб...

Обучение грамоте детей в игровой форме

Обучение звуковому анализу и синтезу...

Обучение детей грамоте в игровой форме.

Буклет. Обучение детей грамоте в игровой форме. Старшая группа....

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ (методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму).

Быкова И. А.Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позв...

«Обучение детей грамоте в игровой форме»

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте в игровой форме»...

Итоговое занятие (в игровой форме) по грамоте "В поисках весны" - подготовительная группа

В интересной игровой форме обобщить знания детей по грамоте полученные в течении года....