Кинестетический способ выполнения звукового анализа
статья по развитию речи на тему

Спицына Галина Анатольевна

В этой статье я рассказываю, как соединить жест руки, похожий на артикулируемый звук или на игровой  символ звука.. Этот способ помогает  детям с нарушенным фонематическим слухом   различать звуки,  выделять их в слове, особенно гласные из положения после согласного и согласные в стечении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc674.5 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ

В основе грамотного письма, а  далее орфографической зоркости лежит умение правильно и быстро выполнять звуковой анализ. Фонематическое восприятие  тонкий и высокоорганизованный процесс, который очень часто нарушен   у детей. Работая в коррекционной группе детского сада или на логопункте школы, я часто встречалась с проблемой   как «подсказать» ребенку:  какой звук, на каком месте он стоит. Особые затруднения вызывают у детей выделение гласного из положения после согласного, выделение трудных согласных( например,  К Т.Д) в начале слова.

Опираясь в своей работе на один из самых важных принципов логопедии,  принцип опоры на сохранное звено психической функции, т.е. опоры на сохранные анализаторы (ЛеонтьевА.Н. ЛурияА.Р).я  решила , что  необходимо задействовать все  каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический.  Я задействовала жест.

Формируя у детей навыки звукового анализа,  отмечала, что дети  затрудняются в различении гласных звуков –У-О,Ы-И, затрудняются в выделении первого согласного, особенно взрывных .Я пыталась взять элементы дактилологии в чистом виде, но моим детям это не помогло.   Стала использовать свои жесты руки для гласных, так как с ними больше всего было проблем, особенно в 1-2 классах и в детском саду. Сначала, опираясь на традиционную методику Фомичевой М., я соединила звук и картинку – образ, помогающий запомнить звук (ш-воздушный шарик, с – кран с водой , а – песенка маленькой девочки.. и т.д.)  Потом я добавила жест, похожий на артикулируемый звук.  

Жесты, обозначающие гласные звуки, я использую  много лет  (лет 15).Начала использовать их в школе, работая с детьми, имеющими речевое недоразвитие, а также с детьми, для которых русский язык неродной. В настоящий момент работаю в детском саду. Для маленьких детей придумали знаки-жесты почти для всех  согласных звуков.

 Жест помогает «увидеть» гласный звук, стоящий после согласного, а также согласный стоящий в стечении согласных.

Жестам обучаю и родителей воспитанников, чтобы они могли «подсказать» непослушному уху, какой звук в слове.

 

Звук  «А»- песенка маленькой девочки, она плачет и широко открывает рот.

Жест – открытая ладошка, пальцы вверх.

О – песенка мальчика, у  которого болят зубки.

Жест – изображение кольца указательным и большим пальцем.

У – песенка паровоза. Губки трубочкой вперед.

Жест – указательный и средний пальцы вытянуты вперед.

Ы- песенка злого волка. Злые зубки.

Жест - Указательные пальцы правой и левой рук  стоят вверх, прижатые у уголков рта.

И – песенка веселого жеребенка. Губки улыбаются.

Жест – указательными и большими пальцами рук  от уголков рта «растягиваем улыбку».

Э – язычок дразнится.

Жест  - грозим пальчиком.

Этот же прием – сочетания звука и жеста я использую  при постановке йотированных  и их закрепления в речи (дети  с ОНР, дети не русскоговорящие  часто смешивают  их с ЛЬ)

Я – (Й+А) – й – короткий «Хлопок» -руки сложены в кулачки, стучат  фалангами пальцев( эта позиция позволяет быстро уйти к жесту гласных звуков.)

К – звук очень короткий, нешумный, дети не фиксируют его ухом, особенно в начале слова, но слышат- «что-то там есть».

 У нас звук «К» - песенка котенка,

 Жест  - поднятые кисти рук, с чуть согнутыми пальцами (лапки кота)

Л – песенка самолета. Губки улыбаются.

Жест – руки в стороны, как крылья. (помогает детям у которых звук Л – заменяется В)

Плохо говорящие дети часто не различают  и простые звуки (М,В)  заменяют их(М-Н) или пропускают(В).

М – песенка теленка,

Жест- пальцы рук соединены « в одну точку», направлены вперед. Пальцы не размыкаем.

П – песенка кастрюльки.

Жест – пальцы руки соединены в точку, а потом резко раскрываем – большой палец вниз, а четыре вверх.

       

В – песенка ветра. Зубки прижимают нижнюю губу. Жест – раскрытые ладошки , боковая позиция к лицу, слегка машут вправо-влево.

Использование жеста помогает и на этапе дифференциации звуков(С-Ш,,)

Ш-песенка шарика. Язычок вверх. Жест – руки обручем вверх

С-песенка водички –  Язычок вниз.

 Жест - «открываем» кран рукой вниз

Д – песенка молоточка

Жест –«стучим» кулачками вверх.

Т –песенка  колёс поезда

Жест – колёса поезда «стучат» глухо.

 

Х – холодно, погреемся

Ж – песенка жука, жужжит, у него жесткие крылышки

 

З-песенка комарика, крылышки быстрые

 

С помощью жестов можно «показать» звуковой анализ простых слов. Постоянно используем жест при выполнении заданий на деление слов на слоги, определении последовательности гласных в слове.

                   Это слово  «мак»

  

                       МММ                                         АААА                                              К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Выполнение звукового анализа двусложных слов. Интерактивная презентация

презентация представляет собой набор слайдов для выполнения звукового анализа двусложных слов....

Семинар-практикум для родителей воспитанников ДОУ по теме: Азбука выполнения звукового анализа

азбука выполнения звукового анализа, семинар практикум для родителей...

Памятка по выполнению звукового анализа для родителей

Памятка по выполнению звукового анализа для родителей...

Памятка по выполнению звукового анализа слов

Памятка для родителей по выполнению звукового анализа слов....

Алгоритм для выполнения звукового анализа слова

Алгоритм для выполнения звукового анализа слова...

Консультация для родителей "Правила выполнения звукового анализа"

Данная консультация поможет грамотно выпонить звуковой анализ с ребенком...