ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_st.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

ЛОГОСКАЗКИ  - КАК ВИД

КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ          У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                             

В.А. Екименко - учитель-логопед.

                               Н.Л Столярова – воспитатель    

 (МАДОУ № 407,г. Пермь)

Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?

Проведя педагогические наблюдения за детьми своей  группы, выявили большое количество детей с бедным словарным запасам. Дополнительное обследование учителя-логопеда выявило 85% детей с нарушениями звукопроизношения. На основании диагностики мы пришли к выводу о необходимости совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, направленной на развитие артикуляционного аппарата, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, развитие воображения, памяти детей.

Учителю-логопеду и воспитателю  важно обеспечивать в

совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации.

Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать

сказка.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

 Исследователями  (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова,

Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Для решения проблемы нами был разработан проект «Логосказки». Логосказки  способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).                                                                           

Выделяют несколько видов логосказок:                                            

 

  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

  1. с куклами на палочках;
  2. рукавичковый;
  3. картонажный;
  4. бибабо и др.

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

 

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

-развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

- осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп.

                                                               

Цель нашего проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей через игровую деятельность.

Задачи:

1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.

2.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

3.Обогатить предметно-развивающую речевую среду в логоцентре и группе.

 Работа проводилась поэтапно.

  1. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов,

скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Познакомили детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».

Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»,     «Угадай, что делать?».

Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»).

  1. Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
  2. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
  3. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.
  4. Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность - логосказка.

Логосказки проводились в группе, в музыкальном  и спортивном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе.

Мы разработали цикл логосказок и апробировали их в проекте.

В результате работы у 44% детей улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, обогатился словарный запас.

Предлагаем вам одну из сказок «Путешествие с гномом Сладкоежкой»

         Это сказка требует не пассивного созерцания и прослушивания, а активного участия в ходе повествования. В сказке развиваем крупную и мелкую моторику пальцев рук, активизируем движения органов артикуляционного аппарата, развиваем воображение фантазию и память. Воспитываем нравственные качества.  Дети участвуют в разрешении спорной ситуации, побуждаются к формулировке вопросов, помогают находить правильный ответ. Учатся слушать друг друга, быть внимательными к собеседнику, сопереживать близким, находить позитивный выход из конфликтной ситуации.

        Будем рады, если наша сказка окажет помощь логопедам, воспитателям.

ЛОГОСКАЗКА

«Путешествие с гномом Сладкоежкой».

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  2. Активизация речевого дыхания и совершенствование фонематического слуха;
  3. Подбор слов-антонимов и добавление рифм в чистоговорки;
  4. Развитие творческого воображения и связной речи;
  5.  Координировать речь с движением;
  6. Воспитание нравственных качеств.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

1-ая запись - звуковое письмо

2-ая запись - голос Бабы Яги.

ДЕКОРАЦИИ:

Зал стилизован под волшебный лес.

Ёлка;

Картинки-загадки;

Весёлый мячик;

Кочки рифмовки, гора наоборот;

Схема сказок;

 Волшебная конфета;

Конфеты по количеству детей.

ГЕРОИ:

Весёлый язычок;

Гриб-звуковичок;

Гном-сладкоежка.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Картинки с овощами, фруктами.

Логопед: - Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на всех глядят.

-Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет?... А какие?... Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, открытые…)

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим? ДО-БРО-ТОЙ.

-Давайте пожелаем гостям доброго утра. Скажем вместе «Доброе утро»!

-Ребята к нам в детский сад пришло необычное письмо. От кого бы вы думали?... Письмо от доброго волшебника НЯМ-НЯМА из сказочной страны СЛАДОСТЕЙ.

Только вот у НЯМ-НЯМА случилась беда. Злой волшебник испортил все сладости и превратил их в пустые фантики. Жителям страны Сладостей грозит голод. НЯМ-НЯМ просит нас о помощи.

- Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога проведёт нас через заколдованный лес. А чтобы мы не сбились с пути, из сказочной страны к нам прибыл добрый помощник. Это ГНОМИК СЛАДКОЕЖКА.

Вот он … спит ….устал и немного вздремнул. Давайте его тихонько разбудим с помощью нашей ИГРЫ «ГНОМИК»:

Как в огромнейшей горе (показать руками гору),

Дремлет гномик на горе (ладошки),

Всходит солнце над горой (изобразить шар),

Словно шарик золотой.

Поют птички: «чик-чирик»! (сложить пальцы в клюв),

Лежебока, встань не спи! (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы).

Гном не слышит песни той,

Спит и спит весь день-деньской (махнуть рукой).

Но вот усатенький жучок (пошевелить пальцами).

По шее, к щёчкам побежал (пальчики по шее побежали),

Усами нос пощекотал

И скрылся в миг под колпаком (по голове подушечками пальцев),

- «Апч-хи, апч-хи» (прикрыть рот ладошкой)

Гном: - Здравствуйте, ребятки!

Логопед: - Здравствуй, Сладкоежка! Я рассказала ребятам про письмо, про заколдованный лес. Мы готовы помочь жителям сказочной страны.

Гном: - Хорошо, тогда последнее условие: на каждой остановке после выполнения задания нужно найти вот такие бумажные конфеты и сложить их в этот конвертик. Если в конце путешествия эти фантики превратятся в настоящие – значит всё сделали правильно и помогли жителям сказочной страны.

-Тогда в путь - дорогу! (под музыку).

Перед нами опушка леса. Здесь живёт ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс» - и наши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь и приоткройте рот. Наш  язычок стал «МАЯТНИКОМ».

-Вы играть в часы готовы?

Словно маятник часов

Язычок качает так:

Тик-так, тик-так.

А теперь наш язычок покачаемся на «КАЧЕЛЯХ» (показывают ладонью).

-На качелях я качаюсь

И всё выше поднимаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

-А теперь мы «МАЛЯРЫ»

Потолок покрасим мы (показ рукой). Плавно двигается язычок, как кисточка маляра.

-А теперь Весёлый язычок предлагает нам спеть «песенки гласных звуков»

Открываем мы глаза.

Вдох - и тянем долго А-А-А.

Утром солнышко взошло.

Снизу вверх мы тянем О-О-О.

Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы.

Ночью смотрим на луну,

Сверху вниз слетает У-У-У.

Закрываем мы глаза

Снова тянем долго А-А-А.

Логопед:  - Ну что ж, мы неплохо справились с заданием. А вот и первая бумажная конфета.

Гном: - Идём дальше с весёлой песенкой.

-Вот грибок на пути,

Нам его не обойти.

Не простой это гриб,

Это гриб-звуковик.

Он нам что-то говорит…

Гриб-звуковик: - Поиграйте с моим говорящим мячиком, тогда пропущу вас дальше.

Встанем в круг

-Ты катись, весёлый мяч,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый мячик - прошипи-ка Ш-Ш-Ш

… просвисти-ка С-С-С

… прожужжи-ка  Ж-Ж-Ж

… прорычи-ка Р-Р-Р!

Гриб-звуковик: - Спасибо вам! Повеселили меня! Вот и бумажная конфетка – и снова в путь вам.

Гном:

-Ой, болото на пути,

Нам его не обойти.

Но можно перебраться по кочкам. А кочки не простые. Это «кочки-рифмовочки». Я начну читать, а вы мне подсказывайте, заканчивайте фразу:

РА-РА-РА начинается ….. игра,

РЕ-РЕ-РЕ стоит домик ….. на горе,

РЫ-РЫ-РЫ у мальчиков … шары,

РУ-РУ-РУ - продолжаем мы  …. игру,

ОР-ОР-ОР  - созрел красный …. помидор,

ИР-ИР-ИР – мой папа…. командир,

ЛО-ЛО-ЛО – на улице …. светло.

Гном: - Молодцы! Вот сколько конфет бумажных собрали!

Гном: 

-РА-РА-РА – впереди у нас … игра.

Называется она «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу:

ЗАЯЦ ТРУСЛИВЫЙ, А ЛЕВ ….

СУП ГОРЯЧИЙ, А МОРОЖЕНОЕ …

СОБАКА СЫТАЯ, А ВОЛК …

ВОЗДУШНЫЙ ШАР ЛЁГКИЙ, А ГИРЯ ….

- Молодцы! Не  забудьте взять бумажные конфеты!

Дальше ёлка на пути-

Нам её не обойти!

А на елке растут не шишки, а овощи и фрукты.

А какие мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок  (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг – другу вопросы и отгадывают, что нарисовано на картинке: груша, яблоко …)

Гном: Молодцы, можно двигаться дальше…

- Мы снова вышли на опушку – эта опушка заколдованных сказок. Сказки спрятаны в этих рисунках. Нам нужно расколдовать эти сказки – назвать сказку и рассказать её.

( «Репка», «Три медведя», «Золушка» …)

- Молодцы!

Логопед:- ну вот мы и  выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали много бумажных конфет.

Гном: А теперь проверим, помогли ли доброму волшебнику НЯМ-НЯМУ…

Логопед: А как?

Гном: - с помощью волшебной конфеты. Закройте глазки. Вот эта конфета. Смотрите! Сейчас она пустая. Высыпайте в неё бумажные конфетки … закрываем … если наши бумажные конфеты превратятся в настоящие, значит, помогли НЯМ-НЯМУ…(МУЗЫКА ЗВУЧИТ)

Гном: - Я конфетку покручу,

Если справились с заданием –

Вас конфеткой угощу…

- Ура! Получилось. Значит, в мою волшебную страну вернулись сладости. Спасибо ребята. Угощайтесь!!

Логопед: И тебе спасибо Гномик, спасибо за интересное путешествие. До свиданья!!!

А всех гостей мы приглашаем отведать сладости.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Логосказка в системе коррекции речевых нарушений

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...

Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...