Проект: «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Березенко Татьяна Александровна

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.  Это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_logoskazki.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 "Радуга"

Кулундинского района Алтайского края

 

Тема проекта:

«Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений   у дошкольников».

Автор проекта:

Березенко Т.А.

 

с. Кулунда

Кулундинский район

2025 г.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:   ««Логосказки ».
2.
Авторы проекта: Березенко Т. А. –учитель –логопед.

3. Участники проекта: дети, родители подготовительной  группы.

4.  Район, город, представивший проект: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, МБДОУ №7 «Радуга», ул. Ленина,2.

5. Вид проекта: групповой, долгосрочный.

 6. Цель, направление деятельности проекта:  коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.

7.Задачи: 

  • Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие и коррекция звуковой стороны речи.
  • Развитие творческого воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты проекта

У детей:

8. Сроки проведения: сентябрь 2025г.  – май 2026г. 

9. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

 Используя логосказки  в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

✔        активизация и расширение словарного запаса;

✔        установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

 ✔        совершенствование звуковой стороны речи;

✔        повышение интереса к занятиям

 Актуальность проекта:

         В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно,  поиск новых современных путей коррекции у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.  Это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками, либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи. Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения.

На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.  

        Таким образом, логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Раздел

Срок

Содержание работы

Практический выход

Методичес-кая работа

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий в области использования  логосказок в логопедической работе по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы в области использования логосказок в логопедической работе по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в области логосказок в логопедической работе по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий в области использования логосказок в логопедической работе по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста;

- общение с коллегами  в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей по данной теме.

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления на родительских собраниях.

   

  • Разработка перспективного плана работы  
  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.

Работа с детьми

  Октябрь

 - Сказка для развития артикуляционной моторики  « Жил да был  Веселой  язычок».

- пальчиковые логосказки   «Ягоды»,  «Грибы»

- сказка на развитие грамматического строя речи «Спор в огороде»

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Гласные и согласные звуки», «Огадай загадки».

-развитие связной речи  через логосказки «Если бы, да кабы…»

Картотека логопедических сказок.

Изготовление  необходимых пособий к играм.

Ноябрь

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Как язычок катался на велосипеде».

- пальчиковые логосказки  «Братья - гномики»,  «Теремок».

- сказка на развитие грамматического строя речи «Запасливый ежик», «Грибники».

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Звонкие и глухие согласные».

- развитие связной речи  через логосказки  «Действия героя»

Картотека логопедических сказок. Изготовление  необходимых пособий к играм.

Декабрь

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Как Язычок лепил снеговика».

- пальчиковые логосказки  «Дом»,  «Курочка Ряба».

- сказка на развитие грамматического строя речи «Снеговик», «Как звери в прятки играли».

--сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Твердые и мягкие согласные», «Придумай слово на заданные звук».

- развитие связной речи  через логосказки  «Что было бы, если бы…»

Изготовление  необходимых пособий к играм.

Январь

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Приключение снежинки».

- пальчиковые логосказки  «Козлята»,  «Репка».

- сказка на развитие грамматического строя речи «Хвастливый кот», «Чаепитие»

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Гласные и согласные звуки 2»

- развитие связной речи  через логосказки  «Составление словаря по сказке»

Картотека логопедических сказок. Изготовление  необходимых пособий к играм.

Февраль

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Невоспитанный мышонок».

- пальчиковые логосказки  «Рукавичка».

- сказка на развитие грамматического строя речи «Кем быть?», «Жадная принцесса».

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Живые звуки», « Живые буквы»

- развитие связной речи  через логосказки «Бином фантазий»

Изготовление  необходимых пособий к играм.

Март

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Приключения ручейка».

- Пальчиковые логосказки  «Колобок»,  «Пять сыновей».

- Сказка на развитие грамматического строя речи  «Весна», «Мамина помощница»

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-Обучение грамоте через логосказку

«Сказка про букву У», « Узнай гласный звук  по артикуляции».

- развитие связной речи  через логосказки  «Диалог со сказочным героем»

Картотека логопедических сказок. Изготовление  необходимых пособий к играм.

 Апрель

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « Жила была Нехочуха».

- пальчиковые логосказки «Бабушка Яга»,  «Пальчики - сказки».

- сказка на развитие грамматического строя речи «Трудолюбивый грузовичок», «Новоселье» .

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Подари  буквы девочке и мальчику».

- развитие связной речи  через логосказки  «Шагаем в сказку»

Картотека логопедических сказок. Изготовление  необходимых пособий к играм.

Май

- Сказка для развития артикуляционной моторики  « О комарике и его веселом язычке».

- пальчиковые логосказки  «Три поросенка»,  «Теремок».

- сказка на развитие грамматического строя речи «На цветочной клумбе».

-сказка на автоматизацию звуков (индивидуальная работа,  картотека)

-обучение грамоте через логосказку

«Раздели подарки»

- развитие связной речи  через логосказки   «Помоги герою найти свою сказку»

        

Картотека логопедических сказок. Изготовление  необходимых пособий к играм.

Июнь

- Отчёт по теме самообразования. Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

 Видеоролик «Наши успехи»

                                                                               

Работа с родителями и педагогами

  • Консультация ««Что такое логосказка?» 
  • Консультация для родителей «Логоказка для развития артикуляционной моторики  ».
  • Мастер-класс для родителей: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Буклеты для родителей «Логосказки» (комплексы артикуляционной дыхательной и пальчиковой гимнастики)
  • Буклет «Обучение грамоте через логосказку ».
  • Консультация для педагогов  и родителей старших и подготовительных групп ««Развитие связной речи с помощью логосказок»»
  • Консультация для педагогов и родителей «Лексико-грамматические сказки»

Изучение методической литературы

В течении года

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО,2001. – 128 с.
  2.  Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  3. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  4.  Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63. 12. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
  5. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  6.  Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией     Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...

Проект ""Логосказка - как вид коррекции речевых нарушений"

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автомат...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...