Проект ""Логосказка - как вид коррекции речевых нарушений"
проект по развитию речи (старшая группа)

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_logoskazka.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №112 «Сибирячок»

Логопедический проект
"Логосказка- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"


Подготовила: Учитель-логопед: Берлинг М.В.

Введение

Актуальность

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок; при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л.С.).

Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"

Время проведения проекта: сентябрь – ноябрь 2017г.                                                                                                              

Цель проекта: Коррекция речи детей путём использования логосказок.

Задачи:

1.Развивать грамотную и связную речью.

2 Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

3.Улучшить звукопроизношение.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом

5. Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.

7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду

Участники проекта:

1.Дети.

2.Педагоги.

3. Учитель-логопед.

4. Родители.

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный.

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2 Диагностика детей с нарушениями речи.

3.Консультация родителей и педагогов по теме проекта.

4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

5. Подготовка материальной и методической базы.

6. Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

II этап – основной.

1. Разработать цикл логосказок и апробировать их в проекте и создание книги-сказок группы №7 «Карандаш»

2.Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);

3. Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

III этап- заключительный.

1. Итоговое мероприятие «Показ сказки созданной семьей Зверьковых».

2. Анализ достигнутых результатов.

3. Оформление книги – сказок, написанных детьми и родителями группы №7 «Карандаш».

I этап подготовительный.

1.1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

 Исследователями  (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Что же такое логосказки?

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

  • с куклами на палочках;
  • рукавичковый;
  • картонажный;
  • бибабо и др.

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
  • Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

1.2. Диагностика детей с нарушениями речи.

Диагностика детей проводилась следующим образом:

  1. Заполнение речевых карт в начале учебного года, анализ речевых карт в середине и в конце учебного года.
  2. Методика по обследованию речи ребенка

I серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

  1. Скажи, что такое кукла?
  1. Ребенок дает определение(кукла-это игрушка, с куклой играют)
  2. Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия(она стоит)
  3. Не выполняет задание, повторяет слово кукла.
  1. Какая на кукле одежда?
  1. Ребенок называет более четырех слов;
  2. Называет более двух вещей;
  3. Показывает, не называя.
  1. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста(помаши рукой);
  2. Дает только глаголы-побегай, помаши;
  3. Дает неправильные формы.
  1. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
  1. Ребенок называет слово посуда;
  2. Перечисляет отдельные предметы посуды;
  3. Называет один предмет.
  1. Какую посуду ты знаешь?
  1. Ребенок называет более четырех предметов;
  2. Называет два предмета;
  3. Называет один предмет.
  1. Куда кладут хлеб(в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло ( в масленку), соль (в солонку)?
  1. Правильно отвечает на все вопросы;
  2. Ответил на три вопроса;
  3. Выполнил только одно задание.
  1. Сравнение предметов посуды. « Чем отличаются эти предметы?»(показать картинку с разной посудой)
  1. Называет по цвету(или форме и величине)
  2. Перечисляет отдельные признаки(эта чашка-зеленая, эта-красная, эта-высокая);
  3. Называет одно отличие.
  1. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза? Металлическая, блестящая-это вилка или нож? Глиняное, расписное-это блюдо или тарелка?
  1. Выполняет все задания;
  2. Выполняет два задания;
  3. Выполняет одно задание.
  1. Подскажи(подбери)слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка чистая, а эта …(грязная).
  1. Правильно подобрал все слова;
  2. Выполнил два задания;
  3. Выполнил одно задание.
  1. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
  1. Называет ручку у 3-4 предметов( у чайника, утюга, сумки, зонтика);
  2. Называет две ручки(у кастрюли, сковородки);
  3. Показывает ручку у чашки.

II серия заданий( звуковая культура речи).

  1. Проверка звукопроизношения. Отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
  1. Ребенок произносит все звуки;
  2. Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
  3. Не произносит ни сонорные, ни шипящие.
  1. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
  1. Ребенок произносит текст отчетливо;
  2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
  3. Имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
  1. Воспитатель спрашивает: « Все ли звуки ты произносишь правильно?»
  1. Ребенок произносит все звуки и осознает это;
  2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это;
  3. Не произносит и не осознает.

III серия заданий (развитие связной речи).

Выявляется умение описывать предмет (картинку, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку: это кукла; она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
  2. Рассказывает по вопросам педагога;
  3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
  1. Ребенок описывает: это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
  2. Перечисляет признаки(красный, резиновый)
  3. Называет отдельные слова
  1. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
  1. Ребенок составляет описание(рассказ);
  2. Перечисляет качества и действия;
  3. Называет 2-3 слова.
  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: « как я играю», « Моя семья», « Мои друзья».
  1. Составляет рассказ самостоятельно;
  2. Рассказывает с помощью взрослого;
  3. Отвечает на вопросы односложно.
  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствует №2- 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла-это высокий уровень. Если 2/3ответов оцениваются в 2 балла-это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу-это средний(или ниже среднего) уровень.

В ходе выше приведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:

Только у 44% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 31 % детей.

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"

II этап – основной.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением логосказок, театральных средств. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

  • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Работа проводилась поэтапно.

  1. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов,скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Познакомили детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».

Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»,     «Угадай, что делать?».

Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»).

  1. Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
  2. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
  3. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.
  4. Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность - логосказка.

Логосказки проводились в группе, в музыкальном  и спортивном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе.

Родители совместно с детьми разработали цикл логосказок, сказочно оформели и апробировала их в проекте.

III этап- заключительный

В конце работы мной была проведена повторная диагностика детей, результаты которой были следующими: У 66 % детей звукопроизношение стало находится на высоком уровне развития. Лексический запас стал сформированным у 57 % детей. А грамматический строй речи стал развит в полной мере у 51 % детей

Заключение

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования логосказок,в ходе работы эта цель была достигнута.

Мной был поставлен ряд задач, решив которые мы:

  • Развили у детей грамотную и связную речь
  • Совершенствовали употребление лексико-грамматических категорий
  • Улучшили звукопроизношение
  • Создали на занятии благоприятную психологическую атмосферу
  • Повысили культурный уровень дошкольников.
  • Систематизировали методический и дидактический материал по темам логосказок.
  • Разработали цикл логосказок и апробировали их в практике работы.
  • Обогатили предметно-развивающую речевую среду.

Новизна проекта.

Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Результативность.

• Дети за этот период овладевали грамотной и связной речью. • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок. • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. • Правильно употребляют лексико-грамматические категории. • Улучшилось звукопроизношение. • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». • Повысился культурный уровень дошкольников.  Создана и в дальнейшем ждет пополнения книга – сказок «Быль и небыль» группы №7 «Карандаш».

Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детских садов, логопедической группы.

Распространение опыта. Презентация проекта на сайте МБДОУ, в интернет-сообществах

Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Логосказка в системе коррекции речевых нарушений

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...

Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...

Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в ра...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....