Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.
материал по развитию речи по теме

Ирина Борисовна Залужская

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовой файл24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Особенности развития речи детей

раннего возраста.

Упражнения, активизирующие речь».

 (в рамках консультационного пункта для родителей и детей раннего возраста)

Воспитатель: Залужская И.Б.

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для развития речи. Речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребность, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи.

 Речь ребенка  проходит определенные стадии развития. 

Первый год жизни – период голосовых реакций или звуковой активности. Это подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умения произносить слова, овладению речью. Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, - сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь. Взрослый должен постоянно поддерживать звуковую активность ребенка, общаясь с ним, вызвать его на подражание. Поэтому при разговоре с малышом необходимо находиться в поле его зрения: это повышает его активность и внимание. Он следит за говорящим, шевелит губами, как бы стараясь издать звук.

У детей второго полугодия первого года жизни вырабатывается связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе ее у ребенка возникает первичная ориентировка в окружающем мире, умение выполнять некоторые простые действия, произносить первые осмысленные слова. Идет развитие понимания речи, начиная с адекватного реагирования на интонацию и завершаясь пониманием простых просьб. К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, которыми считаются мяу, ки, котя, ко-ко, куичка, бах, ам и др.

Второй год жизни – период интенсивного формирования всех сторон речи.  В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д.  К 1,5 годам в активном словаре речи ребенка насчитывается около 50 слов, а при благоприятных условиях

к 2 годам – 250-300 слов, в речи появляются короткие фразы из 2-4 слов, дети начинают задавать вопросы. В этот период для развития речи и ориентировки в окружающем мире необходимы такие виды деятельности, как наблюдение и рассматривание картинок. Яркость, динамичность, эмоциональность – условия для наилучшего запоминания названий, предметов и действий.

 В этот период допустимо неправильное произношение большинства звуков, аграмматизмы.

Третий год жизни – речь становится грамматически правильной, ребенок использует все основные части речи. Количество слов приближается к 1000. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»), пропуски отдельных слогов в сложных словах. Учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Ребенок любит слушать сказки, заучивает первые стихи, песенки. Развивая речь, малыш может вступать в контакт с другими детьми, образует свои слова, обозначающие действия, явления.

Упражнения, активизирующие речь.

Для развития речи своего ребенка многие родители используют излюбленный прием всех времен и народов: «Скажи « мама»…». И, действительно уже в 8-10 месяцев малыш начинает отчетливо повторять слова. Такая игра развивает у ребенка подражание звуковому образцу. Долгое время это считалось едва ли не единственным источником развития речи. Но в последнее время эффективность метода «Скажи…» оказывается сомнительной. Дело в том, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может легко воспроизвести слово, но никогда не употреблять его самостоятельно, по смыслу. И воспроизводит его некоторое время спустя, когда даже взрослый забудет, что сам научил этому слову ребенка. Следовательно, одной опоры на подражание в развитии речи ребенка недостаточно.

Воспроизведение речевого звука не есть собственное слово ребенка. Его первые слова очень непохожи по своему звучанию на слова взрослых. И все же подражание необходимо. Дети всегда разговаривают на языке родителей, используя те же слова, звуки, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, отношения, чувства, мысли, впечатления. Именно это и делает ребенка говорящим, а произнесенное им, превращается в речь. Потому очень важно научить ребенка не столько правильно произносить слово, сколько научить воспринимать мир через это слово. Вот несколько приемов активизации речи детей 1 –3 лет

Совместное рассматривание предметов

Взрослый вместе с ребенком наблюдают за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». Прим этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

Чтение потешек, стихов

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

Знакомство с новым словом

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и ли субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

Рассматривание картинок

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

Поручения, требующие ответа-действия

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех... Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.

Звуковое обозначение своих действий

Любые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Стучит – «тук-тук». Рисует дождь – «кап-кап». Хлопает – «хлоп-хлоп». Взрослый обучает ребенка звукоподражанию, малыш повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом он уже сам делает одновременно и то, и другое.

Речевое сопровождение действие

Ребенок сопровождает свое действие уже не звуками, а развернутой речью. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка»:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, и вот эдак, и вот так.

Кроме таких игр, полезно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать соответствующие вопросы: «Ваня умывается. Что Ваня делает?

 Что Ваня хочет?»

Спектакль

Разыграйте простую сценку с игрушками малыша. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. После 2 –го спектакля, можно спросить малыша, что он видел.

Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии.

Важно придумывая игры, соблюдать условия:

  1. Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость.
  2. Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
  3. Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления.
  4. Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей.
  5. Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

«Петушок» (1 – 1,6)

Цель: Познакомить родителей с приемами развития речи у детей, вовлечь

           родителей в совместную деятельность.

Задачи: учить подражать крику петушка, понимать названия: «тарелка»,  

              «горошек», «кушать». Учить произносить слова «Пе-тя», «на»,

              «ку-ка-ре-ку», «иди».

Материал:  игрушка-петушок, тарелочка или мисочка, зёрна.

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребятки! (сажусь напротив детей). Внезапно достаю из-под стола петушка и говорю «ку-ка-ре-ку» несколько раз.

- Ой, смотрите, с вами еще кто-то здоровается. Кто это?

   Встает на заре,

   Поет во дворе.

   На головке гребешок.

   Кто же это? Петушок

- Это петушок, зовут его Петя.

- Давайте вместе скажем вместе – Петя (повторяют вместе со мной)

- Как он кричит? «Ку-ка-ре-ку». Дети подражают крику петушка и повторяют за мной.

- Посмотрите, ребята, какой он красивый, какие у него перышки, крылышки, гребешок, бородушка, клюв, а на лапках какие сапожки. Потрогайте, погладьте его (дети гладят петушка, а я читаю потешку). Потешку читаю 2-3 раза

Петя, Петя петушок,

Золотой гребешок,

Масленна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь.

- Как поет петушок? «Ку-ка-ре-ку».

- Молодцы, ребятки! (Петушок засуетился, что-то ищет)

- Петушок проголодался, хочет кушать! Давайте накормим нашего гостя. Вот тарелочка, в тарелочке горошек. На, Петя, кушай горошек. У петушка клюв. Петушок клюет горошек. Вкусный горошек, нравится Пете. (Имитирую кормление петушка горошком  из тарелочки).

Предлагаю детям помочь покормить петушка. (Игра-имитация совместно с родителями).

- Машенька, дай Пете кушать. (Ребенок повторяет за мной действия и слова «На, Петя, кушай горошек». Берет в руки петушка и дает ему поклевать из тарелочки)

- Спасибо ребята, петушку очень понравилось у вас в гостях. Ему пора уходить, помашите петушку ручкой.

- До свидания петушок!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

   Первый год жизни – период голосовых реакций (гуление), лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий.

Развитие понимания речи, начиная с адекватного реагирования на интонацию и завершаясь пониманием простых просьб. К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, которыми считаются мяу, ки, котя, ко-ко, куичка, бах, ам и др.

           Второй год жизни – начало собственной активной речи: к 1,5 годам в активном словаре речи ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 250-300 слов, формируется фраза из 2-4 слов, дети начинают задавать вопросы. В этот период допустимо неправильное произношение большинства звуков, аграмматизмы.

            Третий год жизни – речь становится грамматически правильной, ребенок использует все основные части речи. Количество слов приближается к 1000. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»), пропуски отдельных слогов в сложных словах. Ребенок любит слушать сказки, заучивает первые стихи, песенки. Развивая речь, малыш может вступать в контакт с другими детьми, образует свои слова, обозначающие действия, явления.

        

      Правильное развитие речи

Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила, которые помогут развитию речи:

  1. с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним;
  2. берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой;
  3. стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать;
  4. говорите с малышом медленно и правильно, называя предметы, действия, явления: «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует это  звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название;
  5. каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразно ритмически и интонационно оформленную речь;
  6. стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...

Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербург Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возрастаЦель: Спос...

Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...

«Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях»

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...

Консультация " Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста"

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...


 

Комментарии

Ирина Борисовна Залужская

Ранний возраст (0-3) является определяющим для развития речи. Речь является ведущим процессом психического развития ребенка, так как эмоциональность ребенка, его потребность, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются именно в речи. Поэтому очень важно уделять особое внимание развитию речевых способностей детей в этом возрасте.